Судья Хуснутдинов А.И. Дело № 33-14570/2018
Учет № 072г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 августа 2017года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Новосельцева С.В. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани Закировой А.Ю. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 4 июня 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Аблямитова П.О. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани о признании решения незаконным, об обязании возобновления выплаты удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани от 26 февраля 2018 года за № 232923/ОНПП о прекращении Аблямитову П.О. выплаты на дополнительное материальное обеспечение.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани обязанность возобновить выплаты на дополнительное материальное обеспечение с 1 марта 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани в пользу Аблямитова П.О. в возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Аухадеевой Л.Ф., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения истца Аблямитова П.О., его представителей Шамсутдиновой Л.Ш. и Питернова А.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Аблямитов П.О. обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани о признании решения незаконным и возложении обязанности по возобновлению выплат.
Свои требования истец мотивировал тем, что по его заявлению от 23 января 2018 года пенсионным органом ему было назначено дополнительное материальное обеспечение как лауреату премии Совета Министров СССР, выплата которого с 1 марта 2018 года прекращена на основании принятого ответчиком решения о 26 февраля 2018 года. По мнению истца, указанное решение является незаконным, поскольку в установленном законом порядке 12 апреля 1990 года постановлением Совета Министров СССР в соответствии с решением Президиума Совета Министров СССР за исследование природных цеолитов ему были вручены диплом и почетный знак лауреата премии Совета Министров ССС. Данная премия является государственной премией СССР и дает ему право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». По изложенным основаниям, уточнив заявленные требования, истец просил суд признать решение ответчика от 26 февраля 2018 года № 232923/ОНПП о прекращении выплаты дополнительного материального обеспечения как лауреату премии Совета Министров СССР с 1 марта 2018 года незаконным, возложив на последнего обязанность по возобновлению ему указанной выплаты.
Представитель ответчика иск не признал по тем основаниям, что имеющаяся у истца награда не является государственной премией СССР, в связи с чем в удовлетворении иска просила отказать.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителем ответчика ставится вопрос об отмене принятого решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражается несогласие с выводами суда о наличии у истца государственной премии СССР, дающей право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с положениями Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истец и его представители с доводами апелляционной жалобы представителя ответчика не согласились, полагая, что они являются необоснованными.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и дополнительных пособий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на социальное обеспечение вправе определять виды пенсий и дополнительных пособий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий и дополнительных пособий конкретными категориями лиц.
Порядок, условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, урегулирован специальным Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Пунктом 1 статьи 1 названного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 приведенной нормы права дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Судом установлено, что с 26 февраля 2012 года Аблямитов П.О. является получателем страховой пенсии по старости.
Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1990 года истцу присуждена премия Совета Министров СССР за исследование природных цеолитов СССР – нового вида минерального сырья и вручен соответствующий диплом № 08057.
На основании письменного заявления истца от 23 января 2018 года решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани от 31 января 2018 года № 72202/18 ему была назначена ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ в размере 16 613 рублей 03 копеек. В последующем решением ответчика от 26 февраля 2018 года № 232923/ОНПП установленная истцу как лауреату премии Совета Министров СССР выплата была прекращена со ссылкой на уточнение правоприменительной практики.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности принятого пенсионным органом решения, поскольку истец, являясь лауреатом премии Совета Министров СССР, имеет право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с данным выводом суда со ссылкой на то, что имеющаяся у истца премия носит стимулирующий характер и является средством поощрения за те или иные достижения, в то время как государственная премия, дающая право на упомянутое выше дополнительное материальное обеспечение, является высшим признанием заслуг гражданина СССР и присуждается за значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Так, по смыслу положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при определении права гражданина на дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией должны учитываться исключительно премии, которые присуждались высшими органами государственной власти от имени СССР, РСФСР и Российской Федерации, то есть носящие общегосударственный характер.
Статьями 30 и 64 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденной постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 года, было установлено, что высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, а высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик – Совет Министров СССР. Указанные органы осуществляли свои полномочия на территории СССР от имени государства.
Таким образом, в соответствии с Основным Законом государства полномочиями учреждать и присуждать премии от имени государства Союза Советских Социалистических Республик были наделены Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР.
В рамках предоставленных полномочий Советом Министров СССР, совместно с ЦК КПСС, постановлением от 9 сентября 1966 года № 739, начиная с 1967 года были введены государственные премии СССР, которые подлежали присуждению ежегодно в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.
Положением «О государственных премиях СССР в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры», утвержденным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 февраля 1967 года № 158 предусмотрено, что государственные премии СССР присуждаются за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народно-хозяйственное значение, за оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; за глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства.
Соответствующие премии также были учреждены постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 года № 390, от 26 августа 1976 года № 703 и от 15 марта 1977 года № 211.
Постановлением Совета Министров СССР от 18 октября 1979 года № 950 «О премиях Совета Министров СССР» в пункте 1 установлено, что премии Совета Министров СССР, учрежденные постановлениями ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 мая 1969 года № 390, от 26 августа 1976 года № 703 и от 15 марта 1977 года № 211, присуждаются Советом Министров по представлению, в том числе, Государственного комитета СССР по науке и технике, Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Госкомсельхозтехники СССР и ВЦСПС за разработку и внедрение в производство результатов наиболее крупных научно-технических исследований и открытий, имеющих важное значение для развития сельского хозяйства; Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований (в том числе за выполнение научно-технических программ). Лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручается диплом и нагрудный знак «Лауреат премии Совета Министров СССР».
Также пунктом 2 вышеназванного постановления во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1977 года № 211 установлены 50 премий Совета Министров СССР в следующих размерах: 5 премий – от 30 до 50 тыс. рублей, 20 премий – от 15 до 20 тыс. рублей и 25 премий – от 3 до 12 тыс. рублей для присуждения коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений и предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ).
Указанные премии подлежат присуждению ежегодно, начиная с 1981 года, ко Дню советской науки.
Из положений приведенных выше правовых норм следует, что премия Совета Министров СССР относится к государственной премии СССР, дающей право на назначение дополнительного материального обеспечения в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Как видно из материалов дела, постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1990 года № 357 «О присуждении премии Совета Министров СССР 1990 года за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ» на основании представления Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС группе лиц, в том числе и научному сотруднику Всесоюзного научно-исследовательского института геологии нерудных полезных ископаемых Аблямитову П.О., присуждена премия Совета Министров СССР за исследование природных цеолитов СССР – нового вида минерального сырья в размере 20 тыс. рублей, в связи с чем истцу выдан диплом лауреата премии Совета Министров СССР № 08057.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что присужденная истцу премия Совета Министров СССР за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ является государственной премией СССР, в связи с чем он имеет право на назначение дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Также судебная коллегия признает несостоятельной ссылку в апелляционной жалобе представителя ответчика на несоблюдение положений пункта 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материальное обеспечения граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 года № 53, в связи с отсутствием у истца диплома лауреата государственной премии.
Из положений пункта 2 указанного Перечня, действовавшего до 8 мая 2018 года, следует, что для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам, являющимся лауреатами Ленинской премии или государственной премии СССР, необходимо представить диплом лауреата.
Положением о порядке присуждения премий Совета Министров СССР за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по науке и технике, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 13 июня 1980 года № 244/152П-6, установлено, что лицам, которым присуждались премии Совета Министров СССР, вручался диплом и нагрудный знак «Лауреат премии Совета Министров СССР». При этом на лицевой стороне диплома, вручаемого лауреату премии Совета Министров СССР, имеется текст: «Диплом лауреата премии Совета Министров СССР».
В данном случае, как указывалось выше, в связи с присуждением истцу премии Совета Министров СССР ему был также вручен диплом лауреата премии, который он и представил в пенсионный орган вместе с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения.
Таким образом, установленный законодательством порядок подтверждения права на получение дополнительного материального обеспечения, предоставляемого за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, истцом был соблюден.
В целом доводы апелляционной жалобы представителя ответчика повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 4 июня 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани Закировой А.Ю. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи