2-617/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.04.2015 г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова Р.А.,
при секретаре Окуловой С.А.,
с участием прокурора Федорова А.Ю.,
представителя заявителя Шерстобитова Д.Н.,
представителя заинтересованного лица Большевых С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский заявление Кулаковых А.В. и Б.В. об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Кулаковы А.В. и Б.В. обратились в Чайковский городской суд с заявлением об оспаривании нормативного правого акта, указывая, что являются сособственниками объекта недвижимого имущества - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <адрес> Принадлежащий заявителям объект недвижимости расположен на земельном участке фактической площадью 1134 кв.м., входящем в состав территории, отнесенной, согласно Правил землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение», утв. Решением Думы Чайковского ГП №446 от 21.09.2011 г., к территориальной зоне «Ж-1» - зоне многоэтажных многоквартирных жилых домов в 5-9 этажей и выше. Установленные Правилами землепользования и застройки виды разрешенного использования земельных участков, входящих в зону «Ж-1», не предполагают возможность нахождения в границах последней индивидуальных жилых домов. Данное обстоятельство препятствует реализации заявителями своего права на приобретение земельного участка, занятого домом, в собственность в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ. Указывая, что во внесудебном порядке устранить нарушение прав не представилось возможным, заявители просят признать Решение Думы Чайковского ГП №446 от 21.09.2011 г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение» недействующим в части установления в границах земельного участка, фактически занятого принадлежащим им объектом недвижимости, территориальной зоны «Ж-1». В обоснование приводят доводы о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям, установленным в ст. ст. 30, 34, 36 Градостроительного кодекса РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ и ст. 1 Федерального закона «О кадастре недвижимости».
В судебное заседание заявители не явились, ходатайствовали о проведении разбирательства по делу в их отсутствие, сообщили, что на требованиях настаивают.
Представитель заявителя Кулакова Б.В., действующий на основании доверенности Шерстобитов Д.Н., требования доверителя поддержал. Привел доводы об отсутствии, с учетом действующих Правил землепользования и застройки, у его доверителя возможности реализовать имущественный интерес к приобретению права собственности на фактически используемый земельный участок.
Представитель заинтересованного лица – Думы Чайковского городского поселения, извещенной надлежащим образом, не явился, направил письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями. В обоснование занятой позиции указал, что оспариваемые Правила землепользования и застройки соответствуют Генеральному плану Чайковского городского поселения, до принятия в установленном порядке прошли процедуру публичных слушаний. Согласно градостроительного законодательства изменение границ территориальных зон, в случае, если они не граничат друг с другом невозможно. В силу действующего законодательства заявители не лишены права использовать как жилой дом, так и занятый им земельный участок без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, что предопределяет возможность приобретения права собственности на земельный участок без изменения его зонирования.
Представитель заинтересованного лица Администрации Чайковского городского поселения Большевых С.С. сообщила о несогласии доверителя с заявленными требованиями, в обоснование привела доводы, аналогичные доводам представителя Думы Чайковского городского поселения.
Прокурор Федоров А.Ю. в заключении полагал, что в удовлетворении требований Кулаковых А.В. и Б.В. должно быть отказано, поскольку в ходе судебного разбирательства не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого Решения Думы Чайковского городского поселения требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а равно о нарушении его положениями прав заявителей.
Оценив доводы участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворении требований Кулакова А.В. и Б.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Чайковского городского суда от 31.03.2014 г. (л.д. 15-17) за заявителями Кулаковыми А.В. и Б.В. признано в порядке наследования право общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 20, 4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В установленном порядке возникшее на основании указанного решения суда право собственности заявители зарегистрировали 05.06.2014 г. (свидетельства на л.д. 18-19).
Из пояснений представителя заявителя, допрошенных в судебном заседании свидетелей установлено, что принадлежащий заявителям жилой дом расположен в границах огороженного забором земельного участка, общей площадью 1134 кв.м.
По инициативе заявителей ООО «Компания «Терра» были выполнены подготовительные работы по оформлению межевого плана фактического занятого заявителями земельного участка, в ходе которых выяснилось, что он полностью расположен в зоне многоквартирных домов в 5-9 этажей и выше (Ж-1), установленной Правилами землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение», утв. Решением Думы Чайковского ГП №446 от 21.09.2011 г.
16.09.2014 г. Кулаковы А.Б. и В.Б. обратились в Администрацию Чайковского городского поселения (л.д. 26-27) с просьбой внести изменения в Правила землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение» для обеспечения соответствия установленного вида разрешенного использования тем целям, для которых занятый ими участок используется фактически.
17.11.2014 г. глава Администрации Чайковского городского поселения сообщил, что предлагаемое заявителями внесение изменений в Правила землепользования и застройки невозможно, поскольку в этой местности зона «Ж-1» не граничит с зоной «Ж-4» - зоной индивидуальных жилых домов с участками, предусматривающей интересующий заявителей вид разрешенного использования.
Полагая, что отнесение действующими Правилами землепользования и застройки территории, используемой заявителями для размещения индивидуального жилого дома, к зоне «Ж-1» произведено, в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ, без учета обстоятельств ее фактического использования, заявители просят устранить допущенное нарушение прав посредством признания Решения Думы Чайковского ГП №446 от 21.09.2011 г. недействующим в части отнесения земельного участка в конкретных границах, установленных по координатам поворотных точек, к территориальной зоне «Ж-1».
В силу ст.ст. 1, 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения в сфере градостроительной деятельности, в том числе вопросы территориального планирования, градостроительного зонирования, проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. К числу таких полномочий относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, а также утверждение правил землепользования и застройки территорий поселений.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В пункте 3 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документом территориального планирования городских округов являются генеральные планы соответствующих муниципальных образований, которые включают в себя сведения, предусмотренные ст. 23 названного Кодекса.
Согласно ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах генерального плана поселения определяются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
В соотв. с п. 9 ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3, 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Представленными суду документами подтверждено, и заявителями не оспаривалось, что Правила землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение» были приняты уполномоченным органом, в соответствии с процедурой, определенной в главе 4 Градостроительного кодекса РФ, с учетом результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц, опубликованы в установленном порядке (л.д. 9-14).
Документом территориального планирования муниципального образования «Чайковское городское поселение» является Генеральный план, утвержденный решением Думы Чайковского городского поселения №365 от 15.12.2010 г. В соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся приложением к указанному Генеральному плану, территория, в границах которой расположен земельный участок, фактически занятый домовладением заявителей, отнесена к составу зоны «Ж-1» - зоны многоквартирных домов в 5-9 этажей и выше (л.д. 49-50).
Правила землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение», утв. Решением Думы Чайковского ГП №446 от 21.09.2011 г., в указанной части дублируют содержание Генерального плана (л.д. 48).
Вопреки доводам заявителей, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в документах территориального планирования в строгом соответствии с фактическим использованием территории.
В статье 9 Градостроительного кодекса РФ законодатель обозначил общие положения о документировании процесса территориального планирования.
Данная норма градостроительного законодательства определяет целевое назначение территориального планирования, которым обозначено определение в документах территориального планирования назначения территорий. При этом назначение территорий определяется исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, территориальное планирование направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
То, что территориальное планирование направлено на развитие территории корреспондируется с нормой градостроительного законодательства, определяющей, что генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, обязательное условие для признания нормативного правового акта недействующим - не соответствие его нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Состоятельными суд также находит доводы заинтересованных лиц и прокурора о том, что положения Правил землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение» в оспариваемой заявителями части их прав не нарушают.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Положениями ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, действие оспариваемых Правил в существующей редакции, содержащей сведения об отнесении земельного участка, фактически занятого объектом ИЖС, принадлежащим заявителям, к территориальной зоне многоквартирных домов в 5-9 этажей и выше не исключает возможность использования заявителями данного земельного участка для проживания в жилом доме и, следовательно, не нарушает их прав.
Суждения заявителей о нарушении права на приобретение указанного земельного участка в собственность суд расценивает в качестве несостоятельных.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Таким образом, принятие в 2011 г. Правил землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение» на объем существовавших к тому времени материальных прав заявителей в отношении интересующего их земельного участка, не повлияло.
Реализуя в 2014 г. интерес к приобретению права собственности на жилой дом, заявители, безусловно, должны были учитывать действующие с 2011 г. документы территориального планирования МО «Чайковское городское поселение» и соответствующим образом оценивать перспективы реализации своего интереса к приобретению права собственности на занятый указанным домом земельный участок. Вместе с тем, доказательств отказа уполномоченного органа власти в реализации заявителями прав, закрепленных ст. 36 Земельного кодекса РФ, суду не представлено.
Изложенные в заявлении доводы о несоответствии Правил землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение» требованиям законодательства ввиду отсутствия в их составе описания местоположения границ территориальных зон с указанием перечня координат их характерных точек суд отклоняет. Непосредственно в Градостроительном Кодексе, в частности, в ч. 2 ст. 30, подобного рода требований к Правилам землепользования и застройки поселений не установлено. Согласно ч. 2 ст. 34 Градостроительного Кодекса РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Таким образом, отсутствие в составе сведений о территориальных зонах, включенных в государственный кадастр недвижимости, описания местоположения границ таких зон не свидетельствует о несоответствии Правил землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение» требованиям федерального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21.09.2011 ░. №446 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: