Дело № 2-в25/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Воробьевка 14 марта 2019 года
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего Свиностригина В.А.,
при секретаре Бедченко И.Н.,
с участием помощника прокурора Воробьевского района Азарова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Воробьевского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Никольская-1 средняя общеобразовательная школа» и администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Воробьевского района в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Никольская-1средняя общеобразовательная школа» и администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района на основании решения о проведении проверки №, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ прокурором района во исполнение ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п. 21 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка реального устранения нарушений законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов в МКОУ «Никольская-1 СОШ» по ранее внесенному представлению, в результате чего выявлено следующее.
В соответствии ч. 1 ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, помимо прочего, на принципах признания приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, прав и свобод личности, свободного развития личности, свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых, мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации и др.
Статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной инфраструктур.
В соответствии с пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 года №1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами в том числе наличие при входе в объект образования вывески с названием: организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В рамках проверки установлено, что в БУЗ ВО «<данные изъяты>» на учете состоят 46 лиц с отклонениями по зрению, имеющих инвалидность, из них 6 несовершеннолетних.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований в здании МКОУ «Никольская-1 СОШ» до настоящего момента не оборудованы вывески с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки, объяснением директора школы и иными материалами, приложенными к настоящему исковому заявлению.
Кроме того, ранее в результате проведенной проверки прокуратурой района указанные нарушения выявлялись, в связи с чем, директору МКОУ «Никольская-1 COШ» внесено представление, однако мер к устранению нарушений администрация школы не предприняла.
Допущенное нарушение законодательства влечёт за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляет права детей и их родителей, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонения по зрению. Препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Уставу МКОУ «Никольская-1COШ» учредителем образовательного учреждения является администрация Воробьевского муниципального района Воронежской области.
Ввиду того, что нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, прокурор, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просит суд:
1. Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Никольская-1 COШ» в срок до 01.09.2019 оборудовать здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
2. В случае отсутствия в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Никольская-1 COШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры Воробьевского района помощник прокурора Азаров Д.Н. заявленные требования поддержал, просит иск удовлетворить.
Представители ответчиков МКОУ «Никольская-1 СОШ» и администрации Воробьевского муниципального района в судебное заседание не явились, в заявлениях ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения заявленных требований возражений не имеют. Администрация Воробьевского муниципального района Воронежской области в связи с высокой дотационностью районного бюджета просит установить срок исполнения обязательства до 31.12.2019 года.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков.
Суд принимает признание иска ответчиками, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Выслушав помощника прокурора Воробьевского района Азарова Д.Н., исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом представлены суду следующие доказательства: решение о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), справка о проведенной проверке исполнения требований законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов от 31.01.2019 г. (л.д.7), копия Устава МКОУ «Никольская-1 СОШ» (л.д.8-9), копия представления прокурора об устранении нарушений законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов (л.д.10-12), копия ответа на представление прокурора (л.д.13), копия приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), справка о проведенной проверке исполнения требований законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов от 15.11.2018 г.(л.д.15).
В соответствии ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, помимо прочего, на принципах признания приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, прав и свобод личности, свободного развития личности, свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом, гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего, образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых, мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации и др.
Статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной инфраструктур.
В соответствии с п.п. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 года №1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными, и иными нормативными правовыми актами в том числе наличие при входе в объект образования вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайляи на контрастном фоне.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что в нарушение указанных требований в здании MKOУ «Никольская-1 СОШ» не оборудованы вывески с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Допущенное нарушение законодательства влечёт за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляет права детей и их родителей, являющихся инвалидами,а также имеющих отклонения по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики всфере образования, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Кроме того признание иска ответчиками, принятое судом, является самостоятельным основанием в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Никольская-1 COШ» в срок до 01.09.2019 года оборудовать здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В случае отсутствия в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Никольская-1 COШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Свиностригин В.А.