Решение по делу № 2-224/2015 ~ М-119/2015 от 24.02.2015

Гражданское дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 мая 2015 года с. Баргузин

Судья Баргузинского районного суда РБ Ивахинова Э.В., при секретаре Беспрозванных Ж.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко Е.К. к Администрации МО «Баргузинский район», органу опеки и попечительства АМО «Баргузинский район» о восстановлении срока, обязании для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицу из категории детей сирот, предоставлении жилого помещения по договору социального найма внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Романенко Е.К. просит восстановить пропущенный срок, обязать ответчика Администрацию МО «Баргузинский район», орган опеки и попечительства АМО «Баргузинский район» поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицу из категории детей сирот, предоставить жилое помещение по договору социального найма внеочередном порядке.

Исковое заявление мотивировано тем, что Романенко Е.К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. проживала в Усть-Баргузинском структурном подразделении Баргузинского СРЦН. Отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать злоупотребляла спиртными напитками, нигде не работала, ее с младшей сестрой забрали в Усть-Баргузинский приют. С ДД.ММ.ГГГГг. она была поставлена на учёт для улучшения жилищных условий, как сирота в МО ГП «посёлок Усть-Баргузин». Мать лишили родительских прав.Со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. она обучалась в ГОУНПО «Профессиональный лицей №20» в п. Усть-Баргузин, в течение всего периода обучения прожила в общежитии лицея. ДД.ММ.ГГГГг. она закончила обучение и получила диплом. Зная, что она состоит в очереди на жильё как ребёнок-сирота, ждала, что очередь подойдёт и ей выделят жильё. От младшей сестры она узнала, что сестре была выделена субсидия для покупки жилья. После чего она обратилась с жалобой в прокуратуру Баргузинского района. Но ответа не получила. ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в орган опеки и попечительства Администрации МС «Баргузинский район», принять её на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении, как лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ей было отказано, с мотивировкой, что необходимо было обратиться по данному вопросу до достижения возраста 23 года и рекомендовано обратиться в суд для восстановления, не реализованного права на обеспечения жильём. В настоящее время она не имеет собственного жилья, которое должна предоставить Администрация Муниципального образования «Баргузинский район».

В судебном заседании истец Романенко Е.К. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнив, что у нее в собственности жилья нет, а сестра получила жилье в <адрес>, брат стоит в очереди. Орган опеки ей ничего не разъяснял. Просит иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца по устному заявлению истца- Горбунова О.В. заявленные требования поддержала и суду пояснила, что по бездействию органа опеки нарушены права истца, сестра истицы получила жилье, будучи в статусе сироты, брат стоит в очереди, а истец нет. Они стали будировать данный вопрос, когда узнали, что ее сестре дали квартиру, а истцу нет, обратились в прокуратуру, в орган опеки, которые дали не законный отказ. Хотя истец была поставлена на очередь в Администрации п.Усть-Баргузин. Просит удовлетворить иск в полном объеме.

Ранее в судебном заседании представитель Органа опеки и попечительства Администрации Баргузинского района по доверенности Дамбиева С.Б. с иском не согласна. Считает, что истец должна была обратиться с заявлением до 23 лет. Ее сестра получила жилье. Но документов у них нет.

Представитель Органа опеки и попечительства Администрации Баргузинского района по доверенности Лоскутникова Н.Л. исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно ДД.ММ.ГГГГ заявление Романенко было рассмотрено органом опеки и попечительства Баргузинского района. Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159- ФЗ от 21.12. 1996 г., как имеющих статус лица из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставятся на регистрационный учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилья в органе опеки и попечительства до достижении возраста до 23 лет.Романенко Е.К. на момент обращения в орган опеки было 24 года. Поэтому орган опеки и попечительства посчитал, что у Романенко нет права на постановку такого учета в связи с тем, что она поздно обратилась. Ей было рекомендовано по данному вопросу обратится в суд для восстановления не реализованного права на обеспечения жильем. Считает, что до 18 лет органом опеки упущен вопрос истца о жилье, но в настоящее время истец совершеннолетняя знала,что нужно обратиться с заявлением в АМО «Баргузинский район» до 23 лет.

Представитель ответчика Администрации МО «Баргузинский район» не явился, хотя о времени и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом. Об уважительности причин неявки не уведомили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Истец против рассмотрения дела в отсутствии ответчика не возражает. На основании ст. 233 ГПК РФ, судья считает возможным рассмотреть дело в заочном производстве.

Свидетель ФИО4 суду пояснил, что он является депутатом МО ГП «Усть-Баргузин». В его обязанности входит решать социальные вопросы. Вопрос об истце рассматривался, считает, что ее права нарушены. Истец имеем статус сироты,и орган опеки и попечительства должны были с 14 лет поставить ее на учет как нуждающейся в жилом помещении. Довод Органа опеки,что истцом срок пропущен, не законный. Истца сестра получила жилье будучи в таком же статусе сироты. Есть судебная практика об удовлетворении данных исковых заявлений, ст.8 ФЗ № 159. До 2013г. учет детей сирот был на плохом уровне. Считает, что орган опеки АМО «Баргузинский район» должны исправить свою ошибку.

Свидетель ФИО5 суду пояснила, что работает социальным педагогом в Баргузинском СРЦН п.Усть-Баргузин. С 2003г. по 2006г. истец воспитывалась в их учреждении. Ребенок был в тяжелой жизненной ситуации, отец умер, мать лишили родительских прав, затем мать умерла, она получила статус сироты. Вопросом о жилье Романенко Е.К. решала другой специалист по социальной работе, обращались в местную администрацию о постановке ее на учет.С органом опеки у них имеется взаимодействие, они знали о том, что Романенко Е.К. с сестрой, которую впоследствии отдали в детский дом, и братом находились в их учреждении.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Романенко Е.К.ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельства о рождении родителями являются ФИО2 и ФИО3. Согласно свидетельству о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ года.

Заочным решением Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (ФИО3) Е.К. была лишена родительских прав в отношении детей: Романенко Е.К. , ФИО1

Согласно свидетельству о смерти ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ года.

С заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении Романенко Е.К. обратилась в Администрацию Баргузинского района РБ ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 24 лет.

На основании ответа исх. от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Заместителя руководителя администрации МО « Баргузинский район» Сундарова З.Б отказано в постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением в связи с пропуском определенного возраста для реализации права на жилищное обеспечение - 23 года.

Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12. 1996 г. № 159- ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети –сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родители или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч.1 ст.8 вышеуказанного ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 2 ч 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляется. В том числе, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанной категории составляет 23 года.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, развивается система социальных служб, устанавливается государственная пенсии, пособия и иные гарантии социальных защиты (ст. 7).

Согласно ст. 4 ФЗ от 21.12. 1996 г. №159 –ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной защите детей сирот обеспечивается и охраняется государством.

Из анализа указанных выше норм закона следует, что по смыслу жилищного законодательства, право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.

В обоснование иска Романенко Е.К. представила копию свидетельства о рождении, копию свидетельство о смерти родителей,справку с Администрации МО ГП «<адрес>» о том,что она стоит в реестре на очереди как сирота с ДД.ММ.ГГГГ., справка с Администрации МО ГП «<адрес>» о том, что жилья за ней на территории <адрес> не закреплялось, ходатайство директора Центра социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на очередь для получения жилья, сведения об обучающихся сиротах за 2007-2008г. в <адрес>.Из показания истца следует, что она жилья не имеет.

В судебном заседании установлено, что Романенко Е.К. с2003г. осталась без попечения родителей, над ней была установлена опека, проживала с 2003г. по 2006г. в Баргузинском СРЦН, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. обучалась в ГОУНПО «Профессиональный лицей № 20» <адрес>. Согласно ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ администрация Центра социальной помощи семьи и детям в <адрес> просили поставить на учет для получения жилья несовершеннолетней Романенко Е.К. и ФИО1, в связи с тем, что собственного жилья они не имели. Согласно представленным сведениям об учащихся – сиротах в ГОУПО «Профессиональный лицей № 20» Романенко Е.К. была поставлена на очередь ДД.ММ.ГГГГ в Усть-Баргузинской Администрации.Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, свидетелей, представленными документами, ответчиками не оспорены.

Часть 3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В силу ст.56 ГПК РФ органом опеки и попечительства не представлен список детей- сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, куда входит истец Романенко Е.К..

В опровержение иска представитель Органа опеки и попечительства Администрации МО «Баргузинский район» ссылается лишь на пропуск срока для обращения с заявлением о постановке на учет для приобретения жилья вне очереди.

     По мнению суда, указанные доводы не могут быть положены в основу отказа Романенко Е.К. в иске.

     Возраст Романенко Е.К. не может сам по себе влиять на жилищные права сироты, поскольку, в период возникновения такого права, Романенко Е.К. не могла ее реализовать по объективным причинам в связи с бездействием административных органов, а именно, непринятием мер к установлению над ней опеки, а также разъяснению ее права на постановку на квартирный учет. При чем, Органу опеки и попечительства администрации Баргузинского района было известно, в период до достижения Романенко Е.К. 23 лет, о нарушении ее прав. Данный факт подтверждается материалами дела.

Суд приходит к выводу, что срок для постановки на учет Романенко Е.К. был пропущен по уважительной причине, в связи с чем суд считает, что удовлетворению подлежат требования Романенко Е.К. в части восстановления пропущенного срока, а также требования о возложении обязанности на Администрацию МО «Баргузинский район» принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицу из категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, в силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В связи с вышеуказанным, суд приходит к выводу, что требование истца в части предоставления жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во вне очередном порядке за счет средств бюджета МО «Баргузинский район» в п. Усть-Баргузин не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-236 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

2-224/2015 ~ М-119/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Романенко Елена Константиновна
Ответчики
Администрация МО "Баргузинский район"
Орган опеки и попечительства Администрации МО "Баргузинский район"
Другие
ГБУСО "Баргузинский СРЦН"
Горбунова Ольга Владимировна
Усть-Баргузинский филиал ГБОУ среднего профессионального образования "Байкальского колледжа туризма и сервиса"
Лоскутникова Наталья Леонидовна
Дамбиева Саяна Бадмаевна
Суд
Баргузинский районный суд
Судья
Ивахинова Э.В.
24.02.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2015[И] Передача материалов судье
27.02.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2015[И] Подготовка дела (собеседование)
16.03.2015[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2015[И] Предварительное судебное заседание
22.04.2015[И] Судебное заседание
07.05.2015[И] Судебное заседание
12.05.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2015[И] Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.05.2015[И] Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
16.06.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2015[И] Дело оформлено
27.08.2015[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее