РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Могоча 20 декабря 2019 г.
Могочинский районный суд в составе:
председательствующего судьи Жгенти Л.А.,
при секретаре Тимофеевой А.Е.,
с участием административного истца – заместителя Могочинского межрайонного прокурора Жамсоевой И.П.,
представителей административных ответчиков – администрации городское поселение «Могочинское» Константинова А.О., ООО «ГАРАНТИЯ» Токаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Могочинское», ООО «ГАРАНТИЯ» о понуждении к совершению действий,
установил:
Руководствуясь статьей 39 КАС РФ, Могочинский межрайонный прокурор обратился в Могочинский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Могочинское» и ООО «ГАРАНТИЯ», выразившееся в невыполнении обязанности по обеспечению неснижаемого нормативного запаса твердого топлива на котельных городского поселения «Могочинское», обеспечению нормативного уровня предоставления населению городского поселения коммунальных услуг, а также возложении обязанности на административных ответчиков в обеспечении 7-суточного неснижаемого нормативного запаса твердого топлива на котельных, а также обеспечение нормативного уровня предоставления населению коммунальных услуг в течение всего отопительного сезона 2019-2020 гг. В исковом заявлении указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ЖКХ в части снижения температурного режима в жилом секторе г. Могоча и отсутствия нормативного запаса топлива на котельных городского поселения «Могочинское». Согласно сведениям единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) по Могочинскому району по состоянию на 14.11.2019 г. запас топлива (угля) на котельных составляет 2-3 суток, что ниже нормативного запаса. Кроме того, в жилых помещениях г. Могоча температурный режим не соответствует требованиям СанПиН, поступают многочисленные жалобы от потребителей. При проверке на котельной КЕ установлено, что работу осуществляет один котел, температура подачи тепла является недостаточной, что обусловлено работой только одного котла, а также отсутствием неснижаемого нормативного запаса топлива. Вышеуказанные нарушения могут повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживание систем тепло и водоснабжения, что приведет к нарушению прав на защиту жизни и здоровья граждан.
В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора Жамсоева И.П. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения «Могочинское» Константинов А.О. с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на требования ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ, п.20 Методики выполнения расчетов нормативов создания запасов топлива для котельных, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 10.08.2012 г. №377, суду пояснил, что администрацией городского поселения заключен муниципальный контракт от 30.10.2019 № 108-2019 поставки угля, который был принят частями 06.11.2019 и 12.11.2019 на общее количество 1518,2 тонн, что эквивалентно размеру неснижаемого нормативного запаса топлива, установленного действующим законодательством. Кроме того, объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения городского поселения «Могочинское» переданы по договору безвозмездного пользования в эксплуатацию ООО «ГАРАНТИЯ» на срок с 27.10.2019-15.05.2020. С ООО «ГАРАНТИЯ» заключен договор хранения угля №1 от 06.11.2019. С учетом того, что ООО «ГАРАНТИЯ» является ресурсоснабжающей организацией, обязано надлежащим образом оказывать услуги теплоснабжения, что подразумевает обеспечение эксплуатируемых объектов неснижаемым нормативным запасом твердого топлива. Полагает, что администрацией предприняты все меры, направленные на обеспечение котельных городского поселения «Могочинское» необходимым запасом топлива. Просил в удовлетворении требований к городскому поселению «Могочинское» отказать.
Представитель административного ответчика ООО «ГАРАНТИЯ» Токарева О.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, в обоснование доводов ссылалась на то, что ООО «ГАРАНТиЯ» приняло на себя обязательства по осуществлению теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения «Могочинское» с наделением статусом ресурсоснабжающей организации 27.10.2019 г. после введения администрацией городского поселения «Могочинское» режима «Чрезвычайная ситуация», связанное с прекращением деятельности ООО «РСУ «Тепловодоканал». В сложившихся условиях ООО «ГАРАНТИЯ» приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Поскольку переданный по договору хранения администрацией городского поселения уголь Тигинского угольного разреза может использоваться только для котла КЕВ-25-10-115С в котельной КЕ, общество 13.11.2019 г. заключило договор поставки угля Харанорского угольного разреза в объеме 16000 тонн для использования в котлах марки КЕВ-10-95ПС. Учитывая, что общество начало осуществлять свою деятельность в период введения режима «Чрезвычайная ситуация» и не имело возможности осуществить подготовку к началу отопительного сезона, то на неё не могут распространяться требования пунктов 4.1.1 и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. №115 о бесперебойной подготовке и подаче топлива в котельную с обеспечением запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. В части несоблюдения нормативного температурного режима в жилых помещениях, ссылаясь на ст. 60 ГПК РФ, просила признать недопустимым доказательством акты ООО УК «Могоча» о замерах температуры в жилых помещениях, как составленные с нарушениями действующего законодательства, поскольку ООО «ГАРАНТИЯ» не было уведомлено о проведении контрольных замеров температуры, также отсутствует ссылка на порядок (методику) осуществления таких замеров в соответствии с ГОСТ 30494-2011 «Параметры микроклимата в помещениях».
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в виду нижеследующего.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как было установлено в судебном заседании, прокурор обратился в защиту прав неопределенного круга лиц в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с работой котельных на территории городского поселения «Могочинское», в связи с чем суд считает, что исковое заявление подано прокурором законно и обоснованно.
В соответствии с пунктами 3,4,8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 27 июля 2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 5 статьи 20 вышеуказанного закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
На основании подпункта "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Пост. Правительства № 354 от 06.05.2011, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к названным Правилам.
Как указано в пункте 15 приложения № 1 к Правилам № 354, качественной коммунальной услугой по отоплению является обеспечение нормативной температуры воздуха:
- в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C);
- в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
Аналогичные требования закреплены в «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Получение коммунальной услуги в необходимом объеме и надлежащего качества является правом потребителя (подпункт "а" пункта 33 Правил № 354).
Как было установлено в судебном заседании и подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 14.11.2019 (л.д.80) администрация городского поселения «Могочинское» зарегистрирована в качестве юридического лица 07.12.2005, основным видом деятельности которого является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
Согласно п.4 ст. 9 Устава городского поселения «Могочинское» к вопросам местного значения городского поселения «Могочинское» относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
ООО «ГАРАНТИЯ» зарегистрировано в качестве юридического лица 08.12.2015 (выписка из ЕГРЮЛ от 07.11.2019), основной вид деятельности – управление эксплуатацией жилого фонда, дополнительный – в том числе производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (л.д.89).
В п. 2.4 Устава ООО «ГАРАНТИЯ» в числе других видов деятельности указана деятельность по производству и передаче тепловой энергии.
Как следует из договора безвозмездного временного пользования объектами системы жилищно-коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения городского поселения «Могочинское» №1 от 27.10.2019, заключенного между администрацией городского поселения «Могочинское» (ссудодатель), и Обществом с ограниченной ответственностью «ГАРАНТИЯ» (ссудополучатель), последнему переданы в безвозмездное временное пользование объекты системы жилищно-коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения городского поселения «Могочинское» (имущество). Имущество передается для целей предоставления услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Срок передачи имущества – 15.05.2020г.
Постановлением администрации городского поселения «Могочинское» от 27.10.2019 г. ООО «ГАРАНТИЯ» наделено статусом гарантирующей организации с установлением зоны деятельности в границах городского поселения «Могочинское».
На основании решения от 13.11.2019 г. Могочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка ООО «ГАРАНТИЯ» по факту соблюдения законодательства в сфере ЖКХ (л,д. 10).
По результатам проверки установлено, что на котельной КЕ по ул. Шулешко, д. 14 г. Могоча, из трех отопительных котлов работает только один - третий, второй запитан на резерв, первый котел не используется, так как работает только на угле Харанорского месторождения, температура прямой и обратной подач не соответствует температурному режиму наружного воздуха, в связи с этим в жилых домах наблюдается снижение температур. На котельной температура подачи тепла 52 градуса, обратная подача - 46,6 градусов, что является недостаточным при наружной температуре воздуха – 30 градусов (л.д. 11-12). Из сведений о наличии запаса топлива на котельных усматривается, что подвоз угля осуществляется на котельные ежедневно в зависимости от заявок, поступающих от мастеров котельных, требуемый нормативный запас топлива превышает фактический, на 13.11.2019 г. запас топлива составляет 715,4 т, что соответствует 3,3 суток (л.д.15-18, 65-66а). Из оперативных донесений единой диспетчерской дежурной службы администрации муниципального района «Могочинский район» следует, что 07.11.2019 г., 12.11.2019 г., 13.11.2019 г. в адрес администрации поступали звонки от жителей г. Могоча с жалобами на низкие температуры в квартирах (л.д. 19-23, 24-27, 28-32). Данное обстоятельство подтверждается актами выборочного осмотра жилых помещений во всех многоквартирных домах г. Могоча, составленные ООО УК «Могоча», в соответствии с которыми температура составляет примерно 20-23 градуса, в отдельных жилых помещениях 16-18 градусов (л.д. 34-62).
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" к обстоятельствам, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер относятся чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникшие в результате аварий и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В рамках технического регулирования в области топливного хозяйства Минэнерго России принят ряд правовых актов, регламентирующих нормативы запасов топлива на котельных.
В соответствии с п.п. 2,5,9,14, 21 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденным приказом Минэнерго России № 469 от 22 августа 2013 года (далее Порядок) владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь и (или) торф, создают общий нормативный запас топлива (ОНЗТ), который состоит из неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ), нормативного эксплуатационного запаса резервного топлива (НЭЗТ), а также нормативного запаса вспомогательного топлива (НВЗТ).
Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь, мазут, торф и (или) дизельное топливо, создают ННЗТ, который должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток.
Владельцы тепловых электростанций рассчитывают ННЗТ и НАЗТ по согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления.
Владельцы тепловых электростанций при учете созданных запасов топлива учитывают топливо, которое фактически находится на складе (в хранилище) тепловой электростанции на первое число месяца, а также топливо, отгруженное владельцу тепловой электростанции для использования при производстве электрической и (или) тепловой энергии, количество которого не может превышать 15 процентов от ОНЗТ и НАЗТ.
Согласно п. 20 Методики выполнения расчетов нормативов создания запасов топлива для котельных, утвержденной Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 года № 377, следует, что при доставке твердого топлива железнодорожным транспортом неснижаемый нормативный запас твердого топлива на котельной должен быть равен четырнадцатисуточному.
Из сведений единой диспетчерской дежурной службы муниципального района «Могочинский район» следует, что нормативный запас топлива для нужд городского поселения «Могочинское» указан в размере 3873,8 т., расход угля в сутки – 276,7 т.
Таким образом, суд приходит к выводу, что для котельных городского поселения «Могочинское» нормативный неснижаемый запас топлива должен составлять на текущий отопительный сезон 2019 - 2020 годов в размере 3873,8 тонн.
Согласно сведениям единой диспетчерской дежурной службы муниципального района «Могочинский район» фактический запас топлива (угля) на котельных, эксплуатируемых ООО «ГАРАНТИЯ» по состоянию на 19.12.2019 г. составляет 2137,9 т., что ниже нормативного запаса. Ранее по сводкам сведения являлись аналогичными, в том числе и на дату подачи иска 14.11.2019.
Отсутствие нормативного неснижаемого запаса топлива в поселении может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживание систем тепло-, водоснабжения, что приведет к массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. В связи с этим существует реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг, проживающих в жилом фонде поселения, нарушения права поселения на защиту территории от возникновения чрезвычайных ситуаций.
ООО «ГАРАНТИЯ», являясь коммерческой организацией, при исполнении обязательств обязано руководствоваться положениями Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года №190-ФЗ, другими нормативными актами, регулирующими отношения в области организации теплоснабжения.
Из пояснений представителей ответчиков следует, что для обеспечения работы отопительных котлов котельных городского поселения «Могочинское» требуется уголь Тигинского и Харанорского угольных разрезов.
По договору хранения №1 от 06.11.2019 г. администрацией городского поселения «Могочинское» ООО «ГАРАНТИЯ» передан на безвозмездное хранение уголь Тигинского угольного разреза в количестве 1102,9 т на срок до 15.05.2020 г.
Согласно договору № ДВ-21/16 от 24 ноября 2016 года, дополнительному соглашению на поставку бурого угля Тигинского угольного разреза по предоплате, заключенным между ООО «ДВ УГОЛЬ СИБИРИ» (поставщик) и ООО «ГАРАНТИЯ» (покупатель), поставка угля осуществляется железнодорожным транспортом в соответствии с согласованными с поставщиком письменными заявками покупателя. Оплата за каждую партию угля производится путем перечисления 100% предоплаты на счет поставщика. Срок действия договора с момента подписания до 24.11.2020 года, в части обязательств, взятых на себя сторонами – до полного их исполнения.
Согласно договору № РХ-19/610С от 13.11.2019 на поставку энергетических углей по предоплате, заключенному между АО «Разрез Харанорский» (поставщик) и ООО «ГАРАНТИЯ» (покупатель), поставка угля осуществляется железнодорожным транспортом в соответствии с согласованными с поставщиком письменными заявками покупателя. Оплата за каждую партию угля производится путем перечисления 100% предоплаты на счет поставщика. Период поставки ноябрь-декабрь 2019 г. в количестве 16000 т. Срок действия договора с момента подписания до 31.12.2019 года.
Как следует из справки директора ООО «ГАРАНТИЯ» Дмитриева Д.Ф. по состоянию на 20.12.2019г. запас угля составляет 4128,5 тонн. Вместе с тем, доказательств оплаты, отгрузки, получения и наличия указанного объема неснижаемого запаса топлива материалы дела не содержат.
Доводы ООО «ГАРАНТИЯ» о принятии на себя обязательств в условиях режима «Чрезвычайная ситуация», а также доводы общества и городского поселения «Могочинское» о принимаемых ими мерах об обеспечении котельных топливом, достаточным для ежедневного поддержания нормативных температур в жилых и административных зданиях, не могут быть приняты во внимание. По смыслу приведенных выше нормативных актов ННЗТ должен носить неизменный и постоянный характер, поскольку он создается для непредвиденных ситуаций, что не выполняется на котельных городского поселения «Могочинское». Замена гарантирующей организации не может являться основанием для неисполнения ответчиками требований действующего законодательства.
Оценивая в совокупности представленные доказательства по делу, суд не находит оснований для признания недопустимым доказательством актов замера температур в жилых помещениях городского поселения «Могочинское», поскольку замеры выполнены в рамках проведения проверки на основании многочисленных жалоб потребителей, согласуются с другими материалами дела.
Бездействие администрации ГП «Могочинское» и ООО «ГАРАНТИЯ»», не выполняющих закрепленную законом обязанность по созданию нормативного неснижаемого запаса топлива, нормативных температур в помещениях в отопительный период создают угрозу нарушения прав граждан, муниципального образования, в этой связи суд находит, что прокурором обоснованно предъявлено требование к ответчикам, в силу закона и договорных обязательств призванных обеспечивать теплоснабжение городского поселения «Могочинское» в текущем отопительном сезоне.
Поскольку неисполнение требований прокурора Могочинского района может повлечь наступление чрезвычайной ситуации, тяжких последствий, причинение вреда здоровью граждан, значительного материального ущерба имуществу, в том числе, имуществу граждан, особенно при низкой температуре в осенне-зимний период, в соответствии со ст. 188 КАС РФ, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Могочинского межрайонного прокурора Дукарта В.П. удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского поселения «Могочинское», ООО «ГАРАНТИЯ», выразившееся в невыполнении обязанности по обеспечению неснижаемого нормативного запаса твердого топлива на котельных городского поселения «Могочинское», а также по обеспечению нормативного уровня предоставляемых коммунальных услуг.
Обязать администрацию городского поселения «Могочинское», ООО «ГАРАНТИЯ» обеспечить неснижаемый нормативный запас твердого топлива на котельных городского поселения «Могочинское» в объеме 3873,8 тонн.
Обязать администрацию городского поселения «Могочинское», ООО «ГАРАНТИЯ» обеспечить нормативный уровень предоставления населению городского поселения «Могочинское» коммунальных услуг в течение всего отопительного сезона 2019-2020 гг. в соответствии с «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.А. Жгенти
В окончательной форме решение изготовлено 29.12.2019