Решение по делу № 2-489/2019 ~ М-473/2019 от 06.06.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2019 года          село Большая Глушица

    Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тарабариной О. В.,

при секретаре Морозовой М. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-489/2019 по иску прокурора Большеглушицкого района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» с. Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области о возложении обязанности организовать бесплатное питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

установил:

Прокурор Большеглушицкого района Самарской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и с учетом уточнения просит суд: обязать ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» с. Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данном образовательном учреждении, в случае и порядке, установленным действующим законодательством РФ.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения данным учреждением требований законодательства об образовании и социальной защите несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья были выявлены нарушения положений ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», поскольку обучающиеся несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены бесплатным двухразовым питанием, а питаются в школе за счет средств их законных представителей, чем нарушаются их права на государственную социальную поддержку.

В судебное заседание прокурор не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования (с учетом уточнения) просил удовлетворить.

Представитель ответчика ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» с. Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, просил отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица – Министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил суду, в письменном отзыве от 18.06.2019 г. просил отказать в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие прокурора, представителя ответчика и в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ – в отсутствие представителя третьего лица Министерства образования и науки Самарской области.

Представитель третьего лица - Южного управления Министерства образования и науки Самарской области Зайцев Д. В. также просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 19.06.2019 г.

Суд, заслушав пояснения представителя третьего лица - Южного управления Министерства образования и науки Самарской области Зайцева Д. В., исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора Большеглушицкого района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» с. Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области о возложении обязанности организовать бесплатное питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с учетом уточнения) подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 данного Федерального закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст. 79 данного Федерального закона.

Так, в ч. 7 ст. 79 указанного Федерального закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

В ст. 37 этого же Федерального закона предусмотрено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

В силу п.п. 15 п. 3 и п. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерация, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основание для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Большеглушицкого района была проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства об образовании и социальной защите несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой выявлено, что в данном учреждении обучаются 15 несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, однако вопреки требованиям закона они не обеспечены бесплатным двухразовым питанием, а их питание оплачивается за счет средств их законных представителей, что подтверждается материалами проверки, и не оспаривается ответчиком.

По выявленным нарушениям прокуратурой района 22.03.2019 г. вносилось представление в адрес ответчика, однако до настоящего времени нарушение требований законодательства не устранено, права несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не восстановлены.

Возражая по исковым требованиям, ответчик в своем письменном отзыве ссылался на то, что обеспечение питанием не является полномочием образовательной организации. Нормой права, предусматривающей бесплатное двухразовое питание для детей с ограниченными возможностями здоровья является ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием». Обеспечение питанием является мерой социальной поддержки, относится к полномочиям соответствующих государственных органов, в компетенцию образовательного учреждения не входит. В компетенцию образовательного учреждения согласно ст. 28 того же закона входит лишь создание условий для организации питания и согласно ст. 37 организация питания. При этом нормы статей 28 и 37 закона № 273-ФЗ не разграничивают компетенцию по категориям обучающихся: образовательная организация обязана организовать питание для всех категорий обучающихся. Считает, что закон № 273-ФЗ содержит два самостоятельных понятия: обеспечение питанием и организация питания. Предметом рассматриваемого иска, по сути, является именно обеспечение питанием, как предоставление меры социальной поддержки лицам с ограниченным возможностями здоровья. Данное мероприятие должно включать в себя комплекс мер, в числе которых формирование соответствующего расходного обязательства Самарской области, издание соответствующего нормативно-правового акта предусматривающего порядок и условия финансирования получения гражданами меры социальной поддержки и иные мероприятия, участником которых образовательное учреждение не является. На школу возложена именно организация питания и создание для нее необходимых условий. Указывает, что им организовано питание обучающихся: в учреждении разработаны локальные акты, регулирующие организацию питания; назначены ответственные работники за организацию питания; имеется помещение пищеблока, оборудованное всем необходимым для организации питания; определена специализированная организация питания, с которой заключен договор на безвозмездное пользование пищеблоком (по согласованию с собственником помещений); имеется утвержденное меню. И принятые меры являются исчерпывающими. Кроме того, указывает, что в рамках получаемого ответчиком государственного финансирования денежные средства на организацию питания не заложены. Учреждение является бюджетным, осуществляет свою деятельность на основании государственного задания. Однако, питание не является государственной услугой, а имеет значение именно меры социальной поддержки. Финансирование расходов на питание детей с ограниченными возможностями в рамках утвержденного для ответчика государственного задания не предусмотрено. Кроме того, в рамках ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ такой целевой субсидии учреждению также не перечисляется.

Аналогичные возражения изложены в письменном отзыве и третьим лицом – Южным управлением Министерства образования и науки Самарской области, поддержанные в судебном заседании.

Министерство образования и науки Самарской области – являющееся учредителем ответчика, также возражая по исковым требования, в своем письменном отзыве ссылалось на отсутствие в настоящее время соответствующего Порядка, предусматривающего соответствующие расходные операции Самарской области. Указывает, что Самарская Губернская Дума вышла с законодательной инициативой о рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения критерия нуждаемости при предоставлении бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), разработанного по результатам обращения прокуратуры Самарской области. Ссылка на данную норму в предлагаемом законопроекте позволит предоставлять бесплатное двухразовое питание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в случае если такие обучающиеся действительно нуждаются в социальной поддержке. Положения законопроекта соотносятся с нормами статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечивается реализация права каждого человека на образование путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Данный проект законодательной инициативы Самарской Губернской Думы № 7-508 был рассмотрен Комиссией по образованию и науке Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (материалы прилагаю), согласно заключению проект требует доработки. Таким образом, в настоящее время данный законопроект на федеральном уровне не принят, находится в стадии доработки. Таким образом, считает, что поскольку данный вопрос четко не урегулирован в части обеспечения и в настоящее время рассматривается и является предметом нормотворчества федерального законодателя и законодателей субъектов Федерации в данной сфере, исковые требования прокуратуры являются преждевременными.

С учетом буквального толкования требований законодательства об образовании, суд приходит к выводу о том, что на ответчика следует возложить обязанность организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данном учебном заведении, а равно, что исковые требования прокурора (с учетом их уточнения), направленные в защиту прав и социальных гарантий несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в указанной школе, являются законными и обоснованными.

Суд полагает возможным обязать ответчика организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данном образовательном учреждении, в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством.

При этом возражения ответчика и третьих лиц, изложенные в письменных отзывах, признаются судом несостоятельными, не соответствующими обстоятельствам дела и противоречащими нормам действующего законодательства по изложенным выше основаниям. При этом судом учитывается, что сам ответчик в ответе на запрос прокурора подтвердил, что не им организовано бесплатное питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, однако в отзыве, изложенном выше, указал, что им приняты исчерпывающие меры к организации питания обучающихся. Нормы Закона РФ «Об образовании», предусматривающие обязанность организации бесплатного питания образовательных учреждений являются действующими и потому подлежат исполнению на всей территории РФ. Само по себе отсутствие Порядка… на территории Самарской области, на которое ссылался ответчик и третьи лица, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку возложение такой обязанности предполагается не само по себе, а только в случаях и порядке, установленном действующим законодательством. Кроме того, как следует из ответа на обращение Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области из Комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы от 18.04.2019 г. №5.7-09/2637, законодательным органом Самарской области по предложению прокуратуры уже проводится определенная работа в части исполнения вышеуказанных положений Закона РФ «Об образовании», и направлено обращение в Правительство Самарской области о выделении средств из областного бюджета на обеспечение их реализации в части предоставления бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора (с учетом уточнения) удовлетворить.

Обязать ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» с. Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данном образовательном учреждении, в случаях и в порядке, установленными действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 01 июля 2019 года.

Судья

2-489/2019 ~ М-473/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Большеглушицкого района
Ответчики
ГБОУ Самарской области СОШ "ОЦ" с.Александровка м/р Большеглушицкий Самарской области
Другие
Министерство образования и науки Самарской области
Администрация м/р Большеглушицкий
Южное Управление Министерства образования и науки Самарской области
Суд
Большеглушицкий районный суд
Судья
Тарабарина О. В.
06.06.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2019[И] Передача материалов судье
06.06.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2019[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2019[И] Предварительное судебное заседание
26.06.2019[И] Судебное заседание
01.07.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее