Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2015года г.о. Самара
Кировский районный суд г.о. Самара Самарской области в составе:
председательствующего Тароян Р.В.,
с участием помощника прокурора Черновой О.С.
при секретаре Киселевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5008/2015 года по заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № Монахова А.Б. об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Лукиной Т.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Кандидат в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № Монахов А.Б. обратился в суд с заявлением, указав, что просит суд решение № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Лукиной Т.В.» отменить.
В обоснование заявленных требований заявитель первоначально указал, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии Самарской области назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии Кировского района Самарской области полномочия Окружной избирательной комиссия по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № (далее - ОИК № №) возложены на Территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области.
Заявитель Монахов А.Б. решением № от ДД.ММ.ГГГГ ОИК № зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ОИК № Лукина Т.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по тому же избирательному округу.
В ОИК № Лукиной Т.В. представлены документы о своем выдвижении по одномандатному избирательному округу № № а именно: заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия диплома об образовании, копия трудовой книжки, сведения о доходах и об имуществе. О приеме документов кандидату было выдано подтверждение.
ОИК № произвела проверку представленных Лукиной Т.В. документов для выдвижения и регистрации и ДД.ММ.ГГГГ приняла оспариваемое Решение о регистрации Лукиной Т.В. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по избирательному округу № №.
Полагает, что оспариваемое решение противоречит действующему избирательному законодательству. В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан РФ» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Указанные требования содержаться так же в п.3 ст. 33 Закона Самарской области № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». В заявлении о согласии баллотироваться, поданном Лукиной Т.В. в ОИК № указано, что в случае избрания ее депутатом в пятидневный срок со дня извещения ее об избрании в ОИК № будет представлена копия приказа (иного документа) об освобождении ее от обязанностей, несовместимых со статусом депутата советов депутатов Кировского района г.о. Самара Самарской области либо копия документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении Лукиной Т.В. от указанных обязанностей. Следуя буквальному толкованию вышеназванной нормы права, полагает, что обязательство прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата - это выраженное в письменной форме обещание о прекращении указанной деятельности, подлежащее безусловному выполнению. Обязательство кандидата Лукиной Т.В. представить в ОИК № копии какого-либо документа не является обязательством прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата, а лишь указывает на совершение кандидатом определенного действия по представлению документов. В отсутствие публично выраженного конкретного обязательства о прекращении деятельности в заявлении о согласии баллотироваться кандидат не лишается возможности фактически продолжать исполнять обязанности, несовместимые со статусом депутата. Таким образом, в заявлении о согласии баллотироваться поданном Лукиной Т.В. отсутствуют сведения, предусмотренные п. 2 ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ, а также п. 3 ст. 33 ЗСО № 57-ГД. В соответствии с п.п. «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33, является основанием для отказа кандидату в регистрации. В соответствии с п. 3 ст. 33 указанного закона вместе с заявлением о согласии баллотироваться в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Таким образом, законодательством установлен определенный образец, согласно которому кандидат представляет сведения о доходах и об имуществе. Подобная норма содержится и ЗСО № 57-ГД (п. 5 ст. 33). Указанные сведения, представленные Лукиной Т.В. содержат различия в содержании предусмотренных законом надписей. Положения п.п. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ указывают, что при наличии на день, предшествующий дню заседании избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований ФЗ, иного закона, кандидату должно быть отказано в регистрации. По причине формального подхода ОИК № к проверке документов Лукиной Т.В., вынесено незаконное решение о ее регистрации в качестве кандидата. В соответствии с п. 1 ст. 39 указанного закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Вынесение незаконного решения позволило участвовать в избирательном процессе кандидату, представившему документы с нарушением требований законодательства, что грубо нарушает принцип равенства кандидатов и избирательные права заявителя. Согласно п. 6 ст. 76 указанного закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Просит решение № от ДД.ММ.ГГГГ. ОИК по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района г.о. Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №9 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о. Самара Самарской области первого созыва Лукиной Т.В.» признать незаконным и отменить.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя Монахова А.Б. - Самсонова С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., дополнил основания, указав, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии решения избирательного объединения о выдвижении и иных документов, установленных законом (п. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 1 статьи Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».
Согласно положению п. 18 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Регистрация кандидата Лукиной Т.В. осуществлена избирательной комиссией на основании документов, поданных ею на выдвижение и для регистрации, а именно: заявления о согласии баллотироваться, копий документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении, сведений о доходах и об имуществе, а также первого финансового отчета.
Документы на выдвижение: заявление о согласии баллотироваться, копии документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении, сведения о доходах и об имуществе, не соответствуют требованиям закона. В заявлении о согласии баллотироваться отсутствует обязательство прекратить деятельность, несовместимую со статусом избранного депутата, отсутствует указание на район проживания кандидата в адресе места жительства, а также содержатся недостоверные сведения об основном месте работы кандидата.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (п.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).
Таким образом, законом установлены императивное требование к содержанию заявления о согласии баллотироваться. Наличие именно такого заявления на стадии выдвижения кандидата порождает у гражданина права и обязанности, связанные с участие в избирательном процессе в качестве кандидата.
Указание в заявлении о согласии баллотироваться Лукиной Т.В. на обязанность представить копию приказа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата не имеет правового значения, поскольку такая обязанность возникает только у избранного депутата и не имеет никакого отношения к правам и обязанностям кандидата. Указанное обстоятельство отражено в пункте 6 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ: соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
Таким образом, публично выраженное в письменном заявлении о согласии баллотироваться обязательство прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата - обязанность кандидата, которая не может быть подменена выражением согласия на совершение действий по представлению какого-либо документа, тем более, что его представление возложено законом только на избранное лицо. Помимо этого, в заявлении о согласии баллотироваться, представленном кандидатом Лукиной Т.В., в указанном адресе места жительства информация о районе отсутствует. Для целей избирательного процесса законодателем определено понятие адреса места жительства, а именно: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ). Таким образом, закон не допускает уменьшения соответствующего объема информации об адресе места жительства. Необходимо отметить, что пункт 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № закрепляет положение о том, что адрес места жительства, который должен быть указан независимо от уровня выборов может не содержать всех указанных реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, а именно: при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Более того, согласно статье 1 Закона Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» в состав городского округа Самара входят отдельные внутригородские муниципальные образования - районы. Таким образом, в документах, используемых при проведении избирательной кампании, адреса места жительства гражданина РФ постоянно либо преимущественно проживающего на территории городского округа Самара необходимо указывать наименование соответствующего района. Таким образом, при проведении проверки порядка выдвижения кандидата Лукиной Т.В. ОИК № не приняла во внимание требования пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ. Отсутствие в документах, представленных кандидатом для уведомления и регистрации каких-либо сведений, предусмотренных п.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, влечет правовые последствия в виде отказа в регистрации (п.п. «в.2» п. 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ). Между тем, при вынесении решения о регистрации заинтересованного лица ОИК № не учла указанную правовую норму.
Кандидатом Лукиной Т.В. в качестве документа, подтверждающего основное место работы и занимаемую должность, представлена копия трудовой книжки. Между тем, указанная копия не имеет юридической силы и не могла быть принята во внимание ОИК №9. По сути, указанный документ не является копией, то есть точным воспроизведением трудовой книжки, поскольку содержит не предусмотренные законом надписи, а также заверен не уполномоченным на то лицом.
Сведения о доходах и об имуществе кандидата Лукиной Т.В. искажены, то есть оформлены в нарушение п. 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах ОИК № должна была применить п.п. «в.1» п. 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в котором указано, что наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона, является основанием к отказу в регистрации. Однако ОИК № не применена указанная норма закона.
Документы для регистрации оформлены с нарушением требований закона.
Определенный порядок оформления предусмотрен и для сообщения кандидатом сведений о доходах и об имуществе. Так, пунктом 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, законодатель допускает, что форма указанных сведений может включать дополнительные данные, но исполнение формы по собственному усмотрению кандидата, в том числе и исключение отдельных фраз в вводной части документа, законом не предусмотрено. Сведения о доходах и об имуществе кандидата Лукиной Т.В. искажены, то есть оформлены в нарушение п. 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ. При таких обстоятельствах ОИК № должна была применить п.п. «в.1» п. 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в котором указано, что наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона, является основанием к отказу в регистрации. Однако ОИК № не применена указанная норма закона.
Документы для регистрации оформлены с нарушением требований закона. Согласно п. 2 статьи 38 Закона Самарской области № 57-ГД регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3,3.1 и 5 статьи 33, части 4 статьи 35 Закона Самарской области № 57-ГД, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации: 1). подписные листы в поддержку выдвижения (самовыдвижения)..., 2). протокол об итогах сбора подписей...; 3). Первый финансовый отчет; 4). сведения об изменениях в данных о кандидате...
Таким образом, для возникновения юридического факта по регистрации кандидата, последнему необходимо соблюсти определенные условия: сформировать пакет документов для регистрации и представить его в соответствующую избирательную комиссию. В соответствии с п. 10 статьи 58 Закона Самарской области № 57-ГД кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, первый финансовый отчет одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации в установленном законом порядке. П. 12 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ предписано, что порядок и формы учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов устанавливаются соответствующей избирательной комиссией. Территориальная избирательная комиссия Кировского района городского округа Самара Самарской области решением № от ДД.ММ.ГГГГ установила «Порядок и формы учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области», где излагается процедура представления первого финансового отчета, в том числе его форма и приложения к нему. Так, п.3.1.3. Порядка предусмотрено, что в отчет включаются сведения по состоянию на дату, не более чем на три дня предшествующую дате сдачи отчета. Остаток средств на специальном избирательном счете по состоянию на соответствующую дату подтверждается прилагаемой к первому финансовому отчету банковской справкой. Системное толкование вышеназванных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: первый финансовый отчет кандидата, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, а также банковская справка об остатке средств фонда на дату сдачи финансового отчета. Все названные документы законодатель рассматривает исключительно в единстве, все вместе они и являются, по сути, первым финансовым отчетом кандидата. Подтверждение о приеме документов на регистрацию, выданное кандидату Лукиной Т.В., не содержит сведения о том, что ею представлена банковская справка об остатках денежных средств на избирательном счете. Необходимо отметить, что первый финансовый отчет не подписан Кандидатом Лукиной Т.В., отчет подписан уполномоченным по финансовым вопросам. В соответствии с п. 5 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат представляет документы в избирательную комиссию лично. Документы могут быть представлены по просьбе кандидата, в частности, уполномоченным по финансовым вопросам, если кандидат болен или содержится под стражей. На момент выдвижения кандидат Лукина Т.В. не болела и не содержалась под стражей, соответственно, должна была выполнить обязанность по представлению документов. П.3.1.1. Порядка установлено, что первый финансовый отчет предоставляется кандидатом. Кандидат вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам (п. статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ, п. статьи 59 Закона Самарской области № 57-ГД). Однако закон не представляет неограниченных полномочий уполномоченному представителю кандидата по финансовым вопросам: уполномоченный действует исключительно в рамках полномочий, отраженных в доверенности, оформленной нотариально (п.5 статьи 42 Закона Самарской области № 57-ГД). Относительно оформления полномочий уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам необходимо отметить следующее. В силу п.1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Поскольку доверенность, как односторонняя сделка, предполагает намерение лица породить определенные права и обязанности кандидата, для совершения такого действия необходимо волеизъявление лица (кандидата в данном случае), выдающего доверенность. Неуказание в доверенности каких-либо полномочий считается непереданными. О том, что уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам действует только в рамках полномочий, отраженных в доверенности, указывает и п. 2.2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № ЦИК РФ «Методические рекомендации по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе». Права на подписания первого финансового отчета и представления документов для выдвижения и на регистрацию Лукина Т.В. не делегировала своему уполномоченному по финансовым вопросам. Таким образом, первый финансовый отчет не подписан лично и не представлен Лукиной Т.В., в ОИК № 9, что влечет правовые последствия в виде отказа в регистрации по основаниям, предусмотренным п.п. «в.1» п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Отсутствие банковской справки как приложения к первому финансовому отчету расценивается Верховным судом России как нарушение федерального законодательства. При таких обстоятельствах решение ОИК № о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Лукиной Т.В. не может быть признано законным. Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктов 24 - 26 статьи 38 и иных требований Федерального закона. Решение ОИК № нарушает принцип равенства кандидатов, поскольку позволяет участвовать в избирательном процессе кандидату, выдвинувшемуся в нарушение требований закона. Просит Решение № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Лукиной Т.В.» отменить.
В судебном заседании представитель заявителя Монахова А.Б. - Самсонова С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в первоначальном заявлении (л.д.4-9) и дополнениях к поданному заявлению (л.д.22-32). Просила суд заявленные требования удовлетворить и при постановлении решения суда просила суд руководствоваться документами и доказательствами, предоставленными в обоснование своих заявленных требований, дав суду пояснения аналогичные заявлению и дополнениях к заявлению.
Представители территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара Самарской области Авазбекова Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., и Елисеева М.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании заявленные требования не признали в полном объеме, просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.39-47), руководствуясь документами и доказательствами, предоставленными в обоснование своей позиции по делу.
Также дополнительно суду пояснили, что обстоятельства, на которые ссылается представитель заявителя не соответствуют действительности, документам, представленным в ТИК кандидатом, а также требованиям законодательства. В заявлении кандидата о согласии баллотироваться обязательства исполнить предписанные ч.1 ст.77 Закона Самарской области действия и прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа, декларированы в заявлении. Кроме того, Избирательной комиссией Самарской области установлена форма заявления о согласии баллотироваться, которая содержит обязательства исполнить предписанные ч.1 ст.77 Закона Самарской области действия. Аналогичная форма заявления о согласии баллотироваться утверждена решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № 52/1. Кандидатом Лукиной Т.В. в ТИК представлено заявление о согласии баллотироваться в неукоснительном соблюдении установленной решением ТИК формы заявления о согласии баллотироваться. Таким образом, нарушений избирательного законодательства в данном случае не имеется.
В отношении указания адреса места жительства кандидата и уполномоченных представителей пояснили, что указанные адреса соответствуют адресу, по которому указанные лица зарегистрированы органами регистрационного учета. Деление городского округа на самостоятельные муниципальные образования - внутригородские районы не служит основанием для перерегистрации граждан, проживающих на территории города.
Доводы заявителя о личном предоставлении документов на регистрацию кандидатом являются несостоятельными, т.к. требования в отношении личного предоставления кандидатами документов относятся к перечню документов на выдвижение. В отношении документов на регистрацию таких документов не установлено. В расширение порядка применения указанного положения закона ЦИК РФ приняла Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списка кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, утв. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. № №, в силу п.4.4 которых, документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам предоставляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (п.2 ст.39 ФЗ). Также формой финансового отчета, установленной решением ТИК о формах учета и отчетности, предусмотрена возможность его подписания уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Кроме того, ТИК не уведомляла кандидата Лукину Т.В. об указанных недостатках в представленных на выдвижение и регистрацию документах, отсутствии какого-либо из них. Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1,1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "6.1" и (или) "6.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ».
Доводы заявителя о необходимости представления банковской справки, подтверждающей остаток средств на специальном избирательном счете кандидата, также несостоятельны. Действующим законодательством, регулирующим проведение выборов соответствующего уровня, не предусмотрено представление среди документов, необходимых для выдвижения и регистрации, указанной банковской справки. Перечень необходимых документов предусмотрен ч.2 ст.38 Закона Самарской области № 57-ГД, расширительному толкованию не подлежит. Первый финансовый отчет кандидата и его письменное уведомление ТИК об отсутствии изменений в данных о нем, были представлены в ТИК в установленный Законом Самарской области срок. Кроме того, ТИК имеет возможность самостоятельно запрашивать, получать и знакомиться со сведениями, содержащимися в банковской справке. В свою очередь, с помощью сведений, полученных из внутреннего структурного подразделения, КРС проведена проверка достоверности сведений, представленных в первом финансовом отчете кандидата и установлено, что по состоянию на дату поступления от указанного кандидата в ТИК документов на регистрацию, в т.ч. первого финансового отчета, денежные средства на его специальном счете отсутствовали, что соответствует сведениям, содержащимся в первом финансовом отчете кандидата. С учетом изложенного, просили в удовлетворении заявления отказать.
Представитель избирательной комиссии Самарской области Трошина С.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара Самарской области (л.д.39-47), руководствуясь документами и доказательствами, предоставленными в обоснование своей позиции по делу. В судебном заседании полностью поддержала доводы территориальной избирательной комиссии, просила в удовлетворении заявления отказать, дав суду пояснения аналогичные пояснениям представителей территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара Самарской области Авазбековой Ю.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., и Елисеевой М.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
Также суду пояснила, что Избирательной комиссией Самарской области установлена форма заявления о согласии баллотироваться, которая содержит обязательства исполнить предписанные ч.1 ст.77 Закона Самарской области действия. Аналогичная форма заявления о согласии баллотироваться утверждена решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Представитель кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области Лукиной Т.В. - Королева С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать. В судебном заседании полностью поддержала доводы территориальной избирательной комиссии, считает, что все документы собраны и представлены в соответствии с требованием закона. Действия уполномоченного по финансовым вопросам по подписанию первого финансового отчета и предъявлению его в ТИК полностью соответствуют закону.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку при принятии решения территориальной избирательной комиссией Кировского района г.о.Самара не было допущено нарушений требований закона, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
На основании ч.3 ст.260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Согласно ст.75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (ч.5).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии Самарской области назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии Кировского района Самарской области полномочия Окружной избирательной комиссия по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа <адрес> первого созыва по одномандатному избирательному округу № (далее - ОИК № 9) возложены на Территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области.
Заявитель Монахов А.Б. решением № от ДД.ММ.ГГГГ ОИК № зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ОИК № Лукина Т.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по тому же избирательному округу.
В силу п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в т.ч.: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Оспаривая правомерность решения территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара о регистрации кандидата в депутаты Лукиной Т.В., заявитель указывает на нарушение п.2 ст.33 Федерального закона 67-ФЗ и принятие заявления о регистрации кандидата в депутаты без принятия кандидатом обязательства прекратить не совместимую со статусом депутата деятельность.
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Аналогичная норма содержится в ч.3 ст.33 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»
На основании ч.2.2 ст.33 указанного Федерального Закона, к заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Лукина Т.В. обратилась в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.
В заявлении о согласии баллотироваться указаны все необходимые сведения, предусмотренные ч.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», с приложением документов, подтверждающих представленные сведения и предусмотренные законом, о чем свидетельствует подтверждение о получении документов для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу № 9, что по существу сторонами не оспаривалось.
Таким образом, территориальная избирательная комиссия на момент вынесения оспариваемого решения располагала всеми необходимыми сведениями, предусмотренными пунктом 2, п.2.1, 3 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
Содержащиеся в представленных документах сведения были проверены комиссией и признаны достоверными, в связи с чем, у Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о. Самары Самарской области не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Лукиной Т.В.
При этом суд полагает, что обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, принято кандидатом в депутаты Лукиной Т.В., поскольку из ее заявления от 03.07.2015г., адресованного окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9, следует, что в случае ее избрания депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области она обязуется в пятидневный срок со дня извещения об избрании депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области представить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный законом срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей.
При этом суд приходит к выводу, что вышеприведенные данные в заявлении отвечают требованиям, предъявляемым к предоставлению обязательства кандидата в депутаты на прекращение деятельности, не совместимой со статусом депутата в случае ее избрания.
В соответствии с ч.1 ст. 77 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом представительного органа муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден примерный перечень о формах документов, предоставляемых в избирательные комиссии кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в т.ч. заявление выдвинутого кандидата в депутаты. Также имеется и решение ТИК Кировского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении примерного перечня и формах документов, предоставляемых в избирательные комиссии кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в т.ч. заявление выдвинутого кандидата в депутаты.
Строгая форма заявления кандидата законом не установлена. Заявление оформлено по утвержденной избирательной комиссией Самарской области форме.
Доводы заявителя об отсутствии полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам Королевой С.А. на подписание первого финансового отчета и предъявление его в избирательную комиссию, являются необоснованными.
Согласно ч.1 ст.38 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Регистрация списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования.
Документы, необходимые для регистрации кандидата, списка кандидатов, представляются в соответствующую избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 55 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
На основании ч.2 ст.38 указанного Закона, регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1 и 5 статьи 33, части 4 статьи 35 настоящего Закона, на основании документов, представляемых кандидатом для регистрации, в т.ч. первого финансового отчета кандидата.
К заявлению представлены документы на выдвижение, необходимые в соответствии с частями 3.3.1 и 5 статьи 33, а также частью 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», ч.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Документы представлены лично кандидатом, что следует из уведомления о их получении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.49).
ДД.ММ.ГГГГ. в Территориальную избирательную комиссию представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, а именно: первый финансовый отчет, о чем свидетельствует письменное подтверждение о получении документов для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № №, Лукиной Т.В. Документы представлены уполномоченным представителем по финансовым вопросам Королевой С.А.
Частью 5 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регулирующей порядок выдвижения кандидата и предоставление им необходимого пакета документов, предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Таким образом, волеизъявление кандидата на выдвижение его в качестве такового неразрывно связано с личностью кандидата, должно быть выражено лично, а в предусмотренных законом случаях может быть передоверено.
Из разъяснений, данных ЦИК России в п.4.3 Методических рекомендаций от 11.06.2014г. № «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», следует, что документы для выдвижения представляются лично кандидатом, а в силу положений и 4.4. документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо на должность высшего должностного лица субъекта РФ, главы муниципального образования, предоставляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (пункт 2 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ).
Порядок регистрации кандидата определен ст. 38 Федерального закона от 12.06 2002 N 67-ФЗ, которая не содержит такого ограничения права на предъявление документов на регистрацию, они могут быть поданы как самим кандидатом, так и его уполномоченным представителем, полномочия которого урегулированы ч. 2 ст.39 данного закона.
При этом Кандидатом в депутаты Лукиной Т.В. документы для выдвижения в кандидаты представлены в ТИК Кировского района г.о. Самара лично, о чем свидетельствует подтверждение о получении документов.
ДД.ММ.ГГГГ. Лукина Т.В. также лично предоставил в ТИК решение о назначении уполномоченного по финансовым вопросам, список уполномоченных представителей, заявление-согласие и заявление-представление на Королеву С.А., нотариально-удостоверенную доверенность финансового представителя Королевой С.А., которая предусматривает полномочия последней, в т.ч. на подпись первичных финансовых (учетных) документов, представление в соответствующую избирательную комиссию финансовых отчетов и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств на специальном избирательном счете, представлять интересы в избирательных комиссиях, судах по вопросам, связанным с его участием в выборах.
Возможность подписания уполномоченным представителем по финансовым вопросам первого финансового отчета предусмотрена формой финансового отчета, установленной решением ТИК о формах учета и отчетности, что по существу представителем заявителя не оспаривалось.
Таким образом, суд полагает, что у уполномоченного представителя по финансовым вопросам имелось право на подачу в ТИК документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Лукиной Т.В., также как и право подписать первый финансовый отчет.
При этом суд учитывает, что сама кандидат Лукиной Т.В. не оспаривала действий своего представителя, с ними согласна.
Доводы заявления о необходимости предоставления банковской справки об остатке денежных средств на специальном счете кандидата к первому финансовому отчету являются необоснованными, поскольку указанная справка не поименована в перечне документов, определенных ст.33, ст.38 Закона Самарской области №57-ГД как обязательная при регистрации кандидата, а расширительному толкованию положения данные нормы не подлежат.
Также ч.7 ст.59 ФЗ-67 предусмотрено, что Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете фонда референдума инициативной группы по проведению референдума.
Кроме того, сведения о состоянии остатка денежных средств на специальном избирательном счете ТИК получает в соответствии с постановлением Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № №, которым установлен Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов муниципального образования.
В соответствии с п.2.5. указанного Порядка, Банк представляет в комиссию сведения о поступлении и расходовании средств со специального избирательного счета кандидата с использованием автоматизированной системы «Клиент-Сбербанк». В случае отсутствия данной системы указанные сведения представляются в машиночитаемом виде или на бумажном носителе не реже одного раза в неделю, а за 10 дней до дня голосования - не реже одного раза в три операционных дня.
Таким образом, ТИК имеет возможность самостоятельно запрашивать, получать и знакомиться со сведениями, содержащимися в указанной банковской справке.
При этом кандидатом в депутаты Лукиной Т.В. в адрес окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № представлены реквизиты специального избирательного счета, представлен первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата с отсутствием денежных средств, который проверен Территориальной избирательной комиссией, установлено соответствие содержащихся в первом финансовом отчете кандидата сведений об отсутствии на специальном избирательном счете денежных средств.
Доводы заявителя о несоответствии финансового отчета кандидата по форме приложению 2 к решению ТИК Кировского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № «О порядке и формах учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области», в части изменения вводной части отчета, где указываются сведения о кандидате, не могут являться основанием для отказа в регистрации, поскольку указанные сведения о кандидате в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва не изменяют саму форму либо содержание первого финансового отчета, в указанных сведениях нет недостоверности либо неточности.
Кроме того, в силу п.п. 2.2. ст. 38 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Аналогичная норма предусмотрена ч.1.1. ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.
Поскольку Лукина Т.В. на выборах выдвинута по одномандатному избирательному округу № Самарским региональным отделением Кировского района г.о.Самара Всероссийской политической партии «Единая Россия», на основании ч.2 ст.36 Закона Самарской области, сбор подписей в поддержку его выдвижения не требуется.
Принимая решение о регистрации кандидата в депутаты Лукиной Т.В., избирательная комиссия неполноту представленных сведений не установила и дополнительные документы не истребовала, поскольку предусмотренные законом документы в полном объеме представлены кандидатом в депутаты.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным ЦИК РФ в п.4.12.4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N № «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления» если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Доводы заявителя о том, что представленные кандидатом сведения о месте его жительства, сведения о месте жительства уполномоченного представителя Королевой С.А., уполномоченных представителей избирательного объединения оформлены с нарушением закона, поскольку не указан район городского округа Самара, в котором проживают кандидат и уполномоченные представители, также не являются основанием для отмены оспариваемого постановления.
На основании п.5 ст. 2 Федерального закона № 67-ГД, под адресом места жительства понимается - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом наименование субъекта РФ, адрес места жительства кандидата и уполномоченных лиц указан в соответствии с данными органов регистрационного учета по месту жительства, паспортными данными.
Согласно Закону Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением и образованием в составе городского округа Самара внутригородских районов как внутригородских муниципальных образований, при этом городской округа Самара Самарской области, являясь субъектом Российской Федерации, вместе с тем является городом, т.е. населенным пунктом, в связи с чем, необходимости указания района внутри города для определения места жительства лица не имеется.
Таким образом, отсутствие указания внутригородского района в адресе места жительства кандидата и его уполномоченных представителей не может являться основанием к отказу в регистрации кандидата в депутаты, не делает представленные сведения о месте жительства неточными или неверными.
Не может суд согласиться и с доводами заявителя о том, что кандидатом Лукиной Т.В. в качестве документа, подтверждающего основное место работы и занимаемую должность, представлена копия трудовой книжки, между тем, указанная копия не имеет юридической силы и не могла быть принята во внимание ОИК №9. По сути, указанный документ не является копией, то есть точным воспроизведением трудовой книжки, поскольку содержит не предусмотренные законом надписи, а также заверен не уполномоченным на то лицом.
В силу подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Копия трудовой книжки является надлежащим документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата..
Так же не состоятельны доводы заявителя о том, что Лукиной Т.В. было изменено наименование формы о сведениях, о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, указанная в приложении № к Федеральному закону от 12.06.2002г. № 67-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 33 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.
В приложении № указано наименование формы предоставления сведений как «Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах», Лукина Т.В. же предоставила сведения, убрав из наименования «(супругу и несовершеннолетним детям)». Однако сведения о размере и об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей предоставляются для кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В данном случае, не было обязанности в предоставлении указанных сведений. Исключение из наименование «(супругу и несовершеннолетним детям)», не может служить основанием для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара Самарской области.
Каких-либо иных оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № Лукиной Т.В. не установлено. Постановление принято Избирательной комиссией в соответствии с компетенцией, с соблюдением установленных сроков и предоставленных ей полномочий.
При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № Монахова А.Б. об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Лукиной Т.В. - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение пяти дней.
Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалоб, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобами, представлением и поступившими возражениями относительно них.
Председательствующий: подпись Р.В. Тароян
Решение изготовлено в окончательной форме 28.08.2015 года.
Решение вступило в законную силу: «___»____________________г.
Копия верна.
Судья: Р.В. Тароян
Секретарь: