Административное дело № 2А-45/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
06 марта 2017 г. с. Шалинское
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Седневой Т.А.,
с участием представителя административного истца начальника ГУ - УПФР в Манском районе Красноярского края Мрачек О.В.,
административного ответчика Фадеева В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-45/17 по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Манском районе Красноярского края к Фадееву В.И. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней,
УСТАНОВИЛ:
ГУ УПФР в Манском районе Красноярского края (далее - УПФР) обратилось в Манский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к Фадееву В.И. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней.
Исковые требования УПФР в рамках КАС аргументированы тем, что Фадееву В.И. в соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю (далее - Министерство) от 26 марта 2015 г. № присвоен статус адвоката, а распоряжением Министерства от 07 мая 2015 г. в реестр адвокатов Красноярского края внесены сведения о приостановлении статуса адвоката Фадеева В.И., а соответственно в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Фадеев В.И., как лицо со статусом адвоката, был обязан производить отчисления в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Фадеев В.И., тем не менее, после приостановления статуса адвоката в срок, установленный ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», то есть до 21 апреля 2015 г. включительно, соответствующие отчисления не произвел, в связи с чем по состоянию на 04 апреля 2016 г. у Фадеева В.И. образовалась задолженность по страховым взносам и пени на общую сумму 2 886 руб. 99 коп., из которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ в сумме 2 201 руб. 28 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в РФ, зачисляемые в бюджет Федерального ФОМС в размере 431 руб. 79 коп. в размере 431 руб. 79 коп, пени, начисленные за период с 22 мая 2015 г. по 04 апреля 2016 г. на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии в бюджет ПФР в сумме 212 руб. 28 коп., на страховые взносы в Федеральный ФОМС в размере 41 руб. 64 коп. Фадеев В.И. к тому же проигнорировал направленное ему УПФР заказное письмо от 04 апреля 2016 г, с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с рок которого истек 22 апреля 2016 г.
Основываясь на изложенном, УПФР просит суд: «взыскать с Фадеева В.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по страховым взносам и пени на общую сумму 2 886 руб. 99 коп., из которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ в сумме 2 201 руб. 28 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в РФ, зачисляемые в бюджет Федерального ФОМС в размере 431 руб. 79 коп. в размере 431 руб. 79 коп, пени, начисленные за период с 22 мая 2015 г. по 04 апреля 2016 г. на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии в бюджет ПФР в сумме 212 руб. 28 коп., на страховые взносы в Федеральный ФОМС в размере 41 руб. 64 коп., на единый счет Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю».
Определением Манского районного суда Красноярского края от 07 декабря 2016 г. в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю (далее - Министерство), Администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Шалинский сельсовет), Адвокатская палата Красноярского края (далее - Палата), Красноярская краевая коллегия адвокатов (далее - Коллегия).
Представитель административного истца УПФР Мрачек О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указала на то, что в силу ст. 15 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» именно с момента внесения Министерством сведений в региональный реестр адвокатов Красноярского края о присвоение лицу статуса адвоката и о приостановлении статуса адвоката надлежит производить исчисление страховых взносов, а также осуществляется начисление пеней за несовременную уплату указанных взносов, а поскольку сведения о Фадееве В.И., как об адвокате были внесены Министерством в реестр адвокатов Красноярского края 26 марта 2015 г., а последующие сведения о приостановлении статуса адвоката 07 мая 2015 г., то соответственно Фадеев В.И. должен произвести уплату страховых взносов за период с 26 марта 2015 г. по 07 мая 2015 г. включительно. Фадеев В.И., тем не менее, не исполнил возложенную на него обязанность по уплате взносов в пятнадцатидневный срок, предусмотренный ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в связи с чем на невыплаченные им суммы подлежат начислению пеня, предусмотренная ст. 25 указанного Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Фадеев В.И. не был лишен возможности в период сдачи квалификационного экзамена на адвоката, одновременно с этим просить Палату о приостановлении статуса адвоката до окончания его полномочий главы Шалинского сельсовета.
Административный ответчик Фадеев В.И. с заявленными административными исковыми требованиями УПФР не согласился, просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указал на то, что взыскание с него страховых взносов и пеней является необоснованным, поскольку он, являясь главой Шалинского сельсовета в силу ч. 9 ст. 37 Федерального закона 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не имел права осуществлять адвокатскую деятельность, и не осуществлял таковую деятельность до 08 июля 2015 г., когда ему в Министерстве было возвращено удостоверение адвоката. 13 марта 2015 г. он сдал квалификационный экзамен, после чего он сразу же на две недели уехал отдыхать в санаторий «Электроника» по путевке, представленной ему как бывшему работнику прокуратуры, в связи с чем он не имел возможности подать в Палату заявление о приостановлении статуса адвоката, однако по возвращению с отдыха он при получении удостоверения адвоката 15 апреля 2015 г. сразу же написал заявление о приостановлении статуса адвоката, которое было удовлетворено Советом Палаты 28 апреля 2016 г. Неосуществление им (Фадеевым В.И.) адвокатской деятельности, в связи с занятием должности главы администрации муниципального образования, исключает возможность уплаты страховых взносов, как адвокатом, и к тому же он уплачивал страховые взносы, как глава Шалинского сельсовета, что подтверждается ответом указанного муниципального образования от 13 января 2017 г.
Представители заинтересованных лиц Министерства, Коллегии, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, согласно поданным ходатайствам, просят провести судебное разбирательство в их отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Палаты, Шалинского сельсовета, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адресу суда не направили, в связи с чем неявка указанных представителей признается судом неуважительной.
Разбирательство административного дела суд, согласно ст. ст. 150, 292 КАС РФ, проводит в общем порядке, в отсутствие неявившихся участников процесса, которые, имея реальную возможность явиться в судебное заседание, не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в рассмотрении дела судом, при этом суд учитывает, что административным ответчиком Фадеевым В.И. подано заявление, в котором он возражает против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные сторонами доказательства, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что требования УПФР подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституций РФ в ст. 57 регламентировано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Регулирование отношений, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношений, возникающих в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, осуществлялось до 01 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Нормой п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе адвокаты и нотариусы, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
13 марта 2015 г., как установлено в судебном заседании, квалификационной комиссией Палаты претенденту Фадееву В.И. был присвоен статус адвоката, после чего сведения о Фадееве В.И., как об адвокате, на основании распоряжения Министерства от 26 марта 2015 г. были внесены в реестр адвокатов Красноярского края.
Фадеев В.И., имея статус адвоката, как считает суд, в силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Правилами ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 этого Федерального закона (включая адвокатов), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с чч. 1.1 и 1.2 ст. 14 этого Федерального закона.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено ст. 14 этого Федерального закона: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. 00 коп., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п 1 ч. 2 ст. 12 этого Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. 00 коп., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 этого Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. 00 коп. за расчетный период, при этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 этого Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1-1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Правилами ч. 1-2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 этого Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в ст. 12 установлены правила определения тарифов страховых взносов, в соответствии с которыми: 1) тарифом страхового взноса признается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (ч. 1); 2) применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом: 2.1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%; 2.2) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 г. - 3,1 %, с 1 января 2012 г. - 5,1% (ч. 2).
Нормами чч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что 1) если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности; 3) за неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца; 4) в целях реализации ч. 3 ст. 13 этого Федерального закона начала деятельности для адвоката признается календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в ч. 4.1 ст. 14 установлено, что: 1) если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой; 2) за неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
15 апреля 2015 г. Фадееву В.И. в Министерстве было выдано удостоверение адвоката за №, а соответственно, исходя из прямого содержания положений ч. 4 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», вопреки доводам УПФР, именно с апреля 2015 г. необходимо производить исчисление уплаты Фадеевым В.И. страховых взносов.
Фадеевым В.И. в день получения удостоверения адвоката, то есть 15 апреля 2015 г., в Палату было подано заявление о приостановлении статуса адвоката, а само заявление было аргументировано тем, что у него еще не истек срок полномочий главы Шалинского сельсовета.
Положениями подп. 1 п. 1, п. 3, п. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» регламентировано, что: 1) статус адвоката приостанавливается в случае избрания адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе; 2) приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных этим Федеральным законом, за исключением гарантий, предусмотренных п. 2 ст. 18 этого Федерального закона; 3) лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов.
28 апреля 2015 г. Советом Палаты на основании указанного заявления Фадеева В.И. было принято решение о приостановлении статуса адвоката Фадеева В.И., после чего распоряжением Министерства от 07 мая 2015 г. в реестр адвокатов Красноярского края были внесены сведения о приостановлении Фадееву В.И. статуса адвоката.
Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в ст. 14 установлено, что: 1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее - территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта РФ (далее - региональный реестр); 2) территориальный орган юстиции ежегодно не позднее 1 февраля направляет в адвокатскую палату копию регионального реестра; 3) о внесении изменений в региональный реестр территориальный орган юстиции уведомляет адвокатскую палату соответствующего субъекта РФ в 10-дневный срок со дня внесения указанных изменений.
Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате, а после прекращения действия оснований, предусмотренных пп. 1 и 2 ст. 16 указанного Федерального закона, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен (пп. 5, 6 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»).
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», вопреки позиции УПФР, не содержит указания на государственную регистрацию факта приостановления у лица статуса адвоката, а ведение реестров адвокатов субъектов РФ территориальными органами Министерства юстиции РФ является учетной функций РФ в отношении членов адвокатского сообщества, вследствие чего внесение сведений о приостановлении у лица статуса адвоката в реестр адвокатов субъекта РФ не может рассматриваться в качестве даты, подлежащей учету при исчислении уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Положениями ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлены правила, исчисления сроков, предусмотренных этим Федеральным законом, согласно которым: 1) сроки, установленные этим Федеральным законом, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями (ч. 1); 2) течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (ч. 2); 3) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях; при этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (ч. 6); 4) в случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 7); 5) действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (ч. 8).
Фадеев В.И., как указывалось выше, получил удостоверение адвоката 15 апреля 2015 г., а решение Совета Палаты о приостановлении Фадееву В.И. статуса адвоката принято 28 апреля 2015 г., а соответственно, в силу прямого содержания ст. ст. 4, 14 Федерального закона Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» срок, в течение которого Фадеев В.И. признается лицом, осуществляющим адвокатскую деятельность, составляет 13 дней (за период с 16 апреля 2015 г. (учитывая порядок течения сроков, установленный ст. 4 этого Федерального закона) по 28 апреля 2015 г. включительно (то есть до решения Совета Палаты о приостановлении статуса адвоката)).
Федеральным законом от 01 декабря 2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ установлен в размере 5 965 руб. 00 коп., а соответственно в соответствии со ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Фадеев В.И. за 13 дней наличия у него статуса адвоката должен был произвести уплаты страховых взносов в размере: 1) 672 руб. 06 коп. на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, согласно расчету: 5 965 руб. 00 коп. (МРОТ) Х 26% (тариф) / 30 (количество дней в апреле 2015 г.) Х 13 (количество дней, в течение которых у Фадеева В.И. имелся статус адвоката); 2) 131 руб. 83 коп. на обязательное медицинское страхование в РФ, зачисляемые в бюджет Федеральный ФОМС, согласно расчету: 5 965 руб. 00 коп. (МРОТ) Х 5,1% (тариф) / 30 (количество дней в апреле 2015 г.) Х 13 (количество дней, в течение которых у Фадеева В.И. имелся статус адвоката).
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 этого Федерального закона, при этом в случае приостановления статуса адвоката уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (чч. 1 и 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Фадеев В.И., с учетом указанной нормы Закона, должен был уплатить страховые взносы в срок до 13 мая 2015 г. включительно, однако данная обязанность Фадеевым В.И. в установленный срок исполнена не была, в связи с чем 04 апреля 2016 г. УПФР в адрес Фадеева В.И. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, но и это требование УПФР Фадеев В.И. оставил без должного внимания, при этом суд учитывает и то, что 03 ноября 2016 г. мировым судьей судебного участка № 98 в Манском районе Красноярского края было вынесено определение об отмене судебного приказа от 21 октября 2016 г. о взыскании в пользу взыскателя УПФР с должника Фадеева В.И. суммы недоимки по страховым взносам и пени.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в ст. 25 установлены правила начисления пени, согласно которым: 1) пенями признается установленная денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными этим Федеральным законом сроки (ч. 1); 2) сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (ч. 2); 3) пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3); 4) пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5); 5) процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ч. 6); 6) пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).
Непринятие Фадеевым В.И. мер по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в РФ, зачисляемых в бюджет ФФОМС, указывает на то, что у Фадеева В.И. в силу ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за период с 14 мая 2015 г. по 04 апреля 2016 г. включительно образовалась пеня: 1) по зачислениям в ПФР на сумму 66 руб. 10 коп., согласно расчету: (672 руб. 06 коп. (сумма недоимки по взносам в бюджет ПФР) Х 231 (количество дней в период с 14 мая 2015 г. по 31 декабря 2015 г. включительно ) Х 0,0275% (размер 1/300 ставки рефинансирования в указанный период)) + (672 руб. 06 коп. (сумма недоимки по взносам в бюджет ПФР) Х 95 (количество дней в период с 01 января 2016 г. по 04 апреля 2016 г. включительно) Х 0,036667% (размер 1/300 ставки рефинансирования в указанный период)); 2) по зачислением в ФФОМС на сумму 12 руб. 96 коп., согласно расчету: (131 руб. 83 коп. (сумма недоимки по взносам в бюджет ФФОМС) Х 231 (количество дней в период с 14 мая 2015 г. по 31 декабря 2015 г. включительно ) Х 0,0275% (размер 1/300 ставки рефинансирования в указанный период)) + (131 руб. 83 коп. (сумма недоимки по взносам в бюджет ФФОМС) Х 95 (количество дней в период с 01 января 2016 г. по 04 апреля 2016 г. включительно) Х 0,036667% (размер 1/300 ставки рефинансирования в указанный период)).
Шалинским сельсоветом представлен ответ от 13 января 2017 г., согласно которому Фадеев В.И. замещал муниципальную должность главы Шалинского сельсовета с 08 июня 2012 г. по 07 июля 2016 г.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ч. 9 ст. 37, действительно, как обоснованно указал административный ответчик Фадеев В.И., введен запрет для глав местных администраций на занятие предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, однако, согласно ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 этого Федерального закона, включая адвокатов, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пп. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Нахождение лица, получившего статус адвоката, на выборной должности главы муниципальной администрации в качестве основания для освобождения от уплаты страховых взносов в положениях пп. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не указано, в связи с чем суд не принимает во внимание доводы административного ответчика Фадеева В.И. о том, что он не может являться плательщиком страховым взносов за 2015 г., поскольку по состоянию на 2015 г. он являлся главой Шалинского сельсовета, при этом суд учитывает, что по смыслу Закона, оплата страховых взносов осуществляется лицом, имеющим статус адвоката, исходя из факта наличия у лица указанного статуса, а не от осуществления им адвокатской деятельности.
Фадеев В.И., как считает суд, не был лишен возможности еще до получения удостоверения адвоката просить Палату о приостановлении статуса адвоката, тем самым освободить себя от уплаты страховых взносов за 2015 г. однако данной возможностью Фадеев В.И. не воспользовался.
УПФР при подаче искового заявления государственную пошлину не уплатило, а поскольку денежные требования УПФР к Фадееву В.И. удовлетворяются судом на сумму 882 руб. 95 коп. при общей цене административного иска в размере 2 886 руб. 99 коп., то суд в силу ст. 111 КАС РФ взыскивает с Фадеева В.И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере пропорционально удовлетворенным требованиям на сумму 122 руб. 32 коп., с учетом общего размера государственной пошлины по этим требованиям на момент подачи искового заявления на сумму 400 руб. 00 коп. от общей цены иска.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 175 - 181 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Манском районе Красноярского края к Фадееву В.И. - удовлетворить частично.
Взыскать с Фадеева В.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, задолженность по страховым взносам и пени на сумму 882 руб. 95 коп., из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии на сумму 672 руб. 06 коп. за период с 15 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г. включительно; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в РФ, зачисляемые в бюджет ФФОМС на сумму 131 руб. 83 коп. за период с 15 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г. включительно; пени, начисленные на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии в бюджет ПФР на сумму 66 руб. 10 коп. за период с 14 мая 2015 г. по 04 апреля 2016 г. включительно; пени, начисленные на страховые взносы в ФФОМС на сумму 12 руб. 96 коп. за период с 14 мая 2015 г. по 04 апреля 2016 г. включительно, с зачислением указанных денежных средств на единый счет Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю.
В остальной части требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Манском районе Красноярского края к Фадееву В.И. - отказать за необоснованностью.
Взыскать с Фадеева В.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину в размере 122 руб. 32 коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2017 г.
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2017 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов