Дело № 2-272/2015

Поступило в суд 22.04.2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2015 года г. Чулым

Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Глазуновой Т.И.

с участием прокурора ФИО1

при секретаре ФИО2

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Каргатского района Новосибирской области к Совету депутатов Каргатского района Новосибирской области о признании недействующим муниципального нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Каргатского района Новосибирской области обратилась в суд с заявлением к Совету депутатов Каргатского района Новосибирской области о признании недействующим муниципального нормативного правового акта в части.

В судебном заседании представитель администрации Каргатского района ФИО3 заявленные требования дополнила, пояснила, что 14 июня 2013 года решением Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области № 308 утвержден «Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области», который опубликован 21 июня 2013 года в информационном бюллетене «Вестник Каргатского района» № 9. Отдельные нормы указанного Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области, противоречат федеральному законодательству, в частности ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Уставу Каргатского района Новосибирской области. Администрация Каргатского района владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, установленном Советом депутатов, однако, этот порядок не должен противоречить действующему законодательству. Совет депутатов не вправе возлагать на себя дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, Уставом Каргатского района.

Подпунктом «а» п.1.8 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области, предусмотрено, что от имени Каргатского района права собственника в отношении владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляет Совет депутатов Каргатского района Новосибирской области.

В соответствии со ст.15 ч.1 п. 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В соответствии со ст.37 указанного Федерального закона, администрация Каргатского района наделена Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.25 Устава Каргатского района Новосибирской области, полномочия по владению, пользованию и распоряжению от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района, возложены на администрацию Каргатского района. Согласно ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устав Каргатского района является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории Каргатского района Новосибирской области. Другие муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и действующему законодательству. Поскольку Совет депутатов Каргатского района Новосибирской области не наделен федеральным законодательством и Уставом Каргатского района полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, свое решение по распоряжению имуществом администрация Каргатского района не должна согласовывать с Советом депутатов Каргатского района.

В нарушение приведенных правовых норм пунктом 2.1.12 указанного Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области, предусмотрено принятие Советом депутатов Каргатского района решений о согласовании: а). передачи объектов муниципального имущества в федеральную, областную собственность, муниципальную собственность иных муниципальных образований; б). приобретения движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу, недвижимого имущества, а также акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ за счет средств местного бюджета в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Новосибирской области и иными нормативными правовыми актами; в). отчуждения движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу, недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности; г). распоряжения находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ; е). передачи имущества в доверительное управление; ж). мены муниципального имущества; и). списания в отношении объектов недвижимого имущества. Аналогичные нормы закреплены в пунктах 2.2.1, 5.1, 6.1, 11.1, 13.2, 15.2 указанного Порядка.

Федеральным законодательством, Уставом Каргатского района не предусмотрено согласование собственником муниципального имущества с представительным органом Каргатского района решений, принимаемых по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Приведенный Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области, противоречит в части Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу Каргатского района, тем самым нарушает Федеральный закон и гарантированные законодательством РФ права администрации Каргатского района Новосибирской области на решение вопросов местного значения, что также влияет на оперативность принятия решений администрацией Каргатского района. Принимая решения по согласованию вопросов распоряжения имуществом, Совет депутатов Каргатского района принимает ненормативные правовые акты, чем выходит за пределы своих полномочий.

Просит признать Решение Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области от 14 июня 2013 года № 308 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области» недействующим в части со дня его принятия:

- подпункта «а» п.1.8 в части осуществления Советом депутатов Каргатского района прав собственника от имени Каргатского района;

-подп.2.1.12 о принятии решений о согласовании;

- подпункта 2.2.1 «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж», предусматривающего необходимость согласования с Советом депутатов Каргатского района Новосибирской области решений о приобретении движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу, недвижимого имущества, а также акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ за счет средств местного бюджета в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Новосибирской области и иными нормативными правовыми актами; передаче объектов муниципального имущества в федеральную, областную собственность, муниципальную собственность иных муниципальных образований; отчуждении движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности; распоряжении находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ; передаче имущества в доверительное управление; мене муниципального имущества; залоге муниципального имущества;

- подпункта 5.1, предусматривающего необходимость согласования с Советом депутатов Каргатского района Новосибирской области приобретения администрацией Каргатского района Новосибирской области имущества, находящегося в федеральной, областной, муниципальной, частной и иной форме собственности Каргатского района Новосибирской области;

- подпункта 6.1, предусматривающего необходимость согласования с Советом депутатов Каргатского района Новосибирской области отчуждения муниципального имущества администрацией Каргатского района Новосибирской области в федеральную, областную, муниципальную и иную форму собственности на возмездной и безвозмездной основе;

- подпункта 11.1, предусматривающего необходимость согласования с Советом депутатов Каргатского района Новосибирской области передачи администрацией Каргатского района Новосибирской области имущества, находящегося в муниципальной казне, на хранение муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям, в доверительное управление;

- подпункта 13.2, предусматривающего необходимость согласования с Советом депутатов Каргатского района Новосибирской области передачи муниципального имущества администрацией Каргатского района в залог;

- подпункта 15.2, предусматривающего необходимость согласования с Советом депутатов Каргатского района Новосибирской области решений администрации Каргатского района о мене муниципального имущества.

Представитель Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области ФИО4 с заявленными требованиями не согласен, пояснил, что в соответствии с ч.4 ст.7, ч.2 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ, а также уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). В силу п.3 ч.1 ст.15 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Частью 1 ст.37 указанного закона установлено, что местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с пунктом 2 ст.25 Устава Каргатского района в редакции решения Совета депутатов № 256 от 16 ноября 2012 года, к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района, согласно полномочий и в порядке, установленном решением Совета депутатов, что имеет существенное значение.

В соответствии с п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Законодательство РФ не устанавливает какие-либо требования к порядку управления и распоряжения муниципальным имуществом, определяемому представительным органом местного самоуправления. Установление такого порядка, в том числе распределение между муниципальными органами конкретных полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, оставлено на усмотрение представительного органа местного самоуправления. Принятием решения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области», от 14 июня 2013 года № 308 Совет депутатов Каргатского района Новосибирской области своих полномочий не превысил.

10 февраля 2014 года прокуратурой Каргатского района был внесен протест на указанное решение сессии Совета депутатов Каргатского района, в дальнейшем протест был отозван, поскольку оспариваемое решение № 308 принято в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством и Уставом Каргатского района, не нарушает прав администрации района по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Совет депутатов Каргатского района осуществляет контрольные функции на основании Устава Каргатского района, ст.26 Регламента Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области, Положения о ежегодном отчете главы Каргатского района Новосибирской области от 20 декабря 2013 года, Положения о статусе депутатов Каргатского района Новосибирской области. Просит в удовлетворении заявленных требований администрации Каргатского района отказать.

Представитель Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области ФИО5 с заявленными требованиями не согласен, поддержал доводы ФИО4 и пояснил, что в соответствии со ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местная администрация Уставом наделяется полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Выражая интересы населения в соответствии с Конституцией РФ, Совет депутатов Каргатского района в пределах своей исключительной компетенции установил порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района. При этом Совет депутатов расширил полномочия администрации Каргатского района по распоряжению муниципальной собственностью. Согласовывая решения администрации на совершение сделок, они не запрещают их совершение, а указывают на определенные условия совершения сделки, предусмотренные законом, чем помогают местной администрации в решении их полномочий с целью соблюдения закона, более эффективному использованию имущества в интересах населения, берут на себя ответственность. Администрация Каргатского района может обжаловать только решения Совета депутатов, которые ограничивают совершение сделок с имуществом. Представительный орган не может передать местной администрации большие полномочия, у него должны быть контрольные функции. Контрольные функции Совет депутатов проявляет при принятии решений о бюджете, утверждении плана приватизации. Контроль лучше осуществлять на этапе заключения сделок, чем оспаривать законность заключенных сделок. Отсутствие контроля ведет к нарушению прав населения района. В оспариваемом Порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области, не установлено последствий не согласования сделок, в связи с чем, фактически не запрещается совершение сделок без согласования с Советом депутатов Каргатского района, они ни одной сделки не запретили. Прав администрации Каргатского района оспариваемыми положениями Порядка управления и распоряжения имуществом они не нарушили, оспариваемое решение Совета депутатов не противоречит федеральному законодательству. Ст.51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает возможность Совета депутатов пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом, его исключительные полномочия по установлению порядка управления и распоряжения имуществом не означают исключения его непосредственного участия в управлении имуществом. Эти нормы согласуются с Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 года об управлении имуществом. Возможно, при принятии Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области, были допущены не корректные формулировки, они будут поправляться. Совет депутатов Каргатского района сбалансировал право Совета депутатов и местной администрации по распоряжению имуществом в соответствии со ст.35 п.11 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом Каргатского района. Устав муниципального образования определяет, что порядок распоряжения муниципальным имуществом принимается Советом депутатов. Ни один Федеральный закон не запрещает Совету депутатов согласовывать вопросы распоряжения муниципальным имуществом. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Администрация Каргатского района оспаривает отдельные положения Решения Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области от 14 июня 2013 года № 308 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области»: подпункт «а» п.1.8, подпункт 2.1.12, подпункт 2.2.1 «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж», подпункты 5.1; 6.1; 11.1; 13.2; 15.2.

Суд соглашается с доводами представителя администрации Каргатского района о противоречии федеральному законодательству указанных пунктов оспариваемого решения Совета депутатов Каргатского района по следующим основаниям.

На основании ст.15 ч. 1 п. 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии со ст. 35 ч. 10 п. 5 указанного Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно ст.37 ч.1 указанного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Уставу Каргатского района Новосибирской области, к полномочиям Совета депутатов относится: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района (ст.16 п.12); осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ст.16 п.21); к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района, согласно полномочий и в порядке, установленном решением Совета депутатов (в редакции решения Совета депутатов № 256 от 16.11.2012 года) (ст.25 п.2) (л.д. 21-68).

Определенный Уставом Каргатского района Новосибирской области перечень полномочий представительного органа является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию в силу положений ст. 35 указанного Федерального закона № 131-ФЗ. В силу ст. 35 ч. 11 указанного Федерального закона иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а не правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.43 ч.2 указанного закона, Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.

В соответствии со ст.7 ч.3 и ч. 4 указанного закона, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 22 августа 2008 года с последующими изменениями № 122 –ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектом Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

В силу ст. 17 Устава Каргатского района Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Новосибирской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Каргатского района, решение об удалении главы муниципального образования в отставку и являющиеся нормативными правовыми актами, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов, и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Новосибирской области, настоящим Уставом.

Решением 24 сессии Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области № 308 от 14 июня 2013 года утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района. Данное решение опубликовано в Вестнике Каргатского района № 9 от 21 июня 2013 года (л.д. 7, 162-164).

Как следует из указанного Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района, в соответствии с пунктом 1.8 Каргатскому району, как собственнику, принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. От имени Каргатского района права собственников осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Порядком: Совет депутатов Каргатского района – представительный орган местного самоуправления (п.п. 1.8 «а»); Администрация Каргатского района – исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления (п.п. 1.8 «б»). Органом, уполномоченным управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, является администрация согласно полномочий и в порядке, установленном Советом. В соответствии с подпунктом 2.1.12 к полномочиям Совета по осуществлению права собственности относится принятие решений о согласовании: а)    передачи объектов муниципального имущества в федеральную, областную собственность, муниципальную собственность иных муниципальных образований; б)    приобретения движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу, недвижимого имущества, а также акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ за счет средств местного бюджета в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Новосибирской области и иными нормативными правовыми актами; в) отчуждения движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу, недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности; г) распоряжения находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ; е) передачи имущества в доверительное управление; ж) мены муниципального имущества; в соответствии с подпунктом 2.2.1 к полномочиям администрации по осуществлению права собственности относится управление и распоряжение муниципальным имуществом, включающее в себя: принятие решений по согласованию с Советом о: а)    приобретении движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу, недвижимого имущества, а также акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ за счет средств местного бюджета в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Новосибирской области и иными нормативными правовыми актами; б)    передаче объектов муниципального имущества в федеральную, областную собственность, муниципальную собственность иных муниципальных образований; в) отчуждении движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу, недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности; г) распоряжении находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ; д) передаче имущества в доверительное управление; е) мене муниципального имущества; ж) залоге муниципального имущества; в соответствии с подпунктом 5.1 имущество, находящееся в федеральной, областной, муниципальной, частной и иной форме собственности, может быть приобретено администрацией в собственность района по согласованию с Советом, за исключением приобретения движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью до 100000 рублей за единицу; в соответствии с подпунктом 6. 1 муниципальное имущество может быть отчуждено администрацией в федеральную, областную, муниципальную, иную форму собственности на возмездной или безвозмездной основе по согласованию с Советом депутатов, за исключением отчуждения движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью до 100000 рублей за единицу; в соответствии с подпунктом 11.1 имущество, находящееся в муниципальной казне, по согласованному с Советом решению администрации может передаваться на хранение муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям, в доверительное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком; в соответствии с подпунктом 13.2 по согласованному с Советом решению администрации муниципальное имущество передается в залог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком; в соответствии с подпунктом 15.2 решение о мене муниципального имущества принимается администрацией по согласованию с Советом (л.д. 8-17).

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ Управления законопроектных работ и ведения регистра министерства юстиции Новосибирской области, по результатам проведенной правовой экспертизы решения Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области от 14 июня 2013 года № 308    «О Порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района», установлено, что указанное решение является нормативным правовым актом, противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и Уставу. Пунктом 2.1.12 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района, утвержденного решением, предусмотрено согласование с Советом депутатов Каргатского района Новосибирской области следующих решений: передача объектов муниципального имущества в федеральную, областную собственность, муниципальную собственность иных муниципальных образований; приобретение движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу, недвижимого имущества, а также акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ за счет средств местного бюджета в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Новосибирской области и иными нормативными правовыми актами; отчуждение движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью 100000 рублей и более 100000 рублей за единицу, недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ; передача имущества в доверительное управление; мена муниципального имущества. Согласно ст.37 ч.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и ст.25 Устава, представительный орган муниципального образования не наделен федеральным законодательством и Уставом полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Аналогичное нарушение содержится в п.п. 2.2.1, 5.1, 6.1, 11.1, 13.2, 15.2 Порядка, утвержденного решением (л.д. 69).

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ Управления законопроектных работ и ведения регистра министерства юстиции Новосибирской области, при проведении правовой экспертизы решения Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области от 14 июня 2013 года № 308    «О Порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района», установлено, что решение противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и Уставу. Решением утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области (далее - порядок). В соответствии с подпунктом «а» пункта 1.8 порядка от имени Каргатского района Новосибирской области права собственника в отношении владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляет Совет депутатов Каргатского района Новосибирской области. Пунктом 2.1.12 порядка к полномочиям Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области отнесено принятие решений о согласовании отдельных сделок по отчуждению, приобретению муниципального имущества. Согласно ст.51 ч.1, ст.37 ч.1, ст.15 ч.1 п.3, ст.43 ч.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 и Уставу, представительный орган муниципального образования не наделен федеральным законодательством и Уставом полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Кроме того, федеральным законодательством не предусмотрено согласование собственником муниципального имущества решений, принимаемых по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, с представительным органом муниципального образования. В п.п.2.2.1, 6.1, 13.2 порядка содержатся аналогичные нарушения (л.д. 70-71).

Таким образом, в силу положений, закрепленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Каргатского района Новосибирской области, Совет депутатов Каргатского района в рамках осуществления полномочий в области управления муниципальной собственностью наделен только правом определить порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района, а не возложить на себя дополнительные полномочия, не предусмотренные федеральными законами, законами субъекта РФ, Уставом Каргатского района, по управлению и распоряжению муниципальным имуществом. Определение порядка управления и распоряжения имуществом предполагает разработку механизмов реализации, с помощью которых уполномоченный орган осуществляет непосредственное управление и распоряжение имуществом, и не может быть подменено наделением представительного органа местного самоуправления дополнительными полномочиями. Реализация полномочий по распоряжению и управлению муниципальным имуществом относится к компетенции администрации Каргатского района.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Наделение представительного органа местного самоуправления, которым является Совет депутатов Каргатского района, полномочиями по управлению муниципальным имуществом, согласованию решений об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, противоречит и конституционному принципу разделения властей.

Таким образом, предусмотренные оспариваемыми пунктами Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области, положения, закрепляющие право Совета депутатов Каргатского района- представительного органа местного самоуправления осуществлять от имени Каргатского района права собственника муниципального имущества и необходимость согласования с Советом депутатов решений администрации Каргатского района по распоряжению и управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, являются противоречащими федеральному законодательству.

При изложенных обстоятельствах суд соглашается с доводами заявителя о том, что приведенные положения оспариваемого решения Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области от 14 июня 2013 года № 308 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области», приняты в нарушение Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава Каргатского района Новосибирской области, с превышением компетенции Совета депутатов, который вторгается в компетенцию администрации района.

Доводы представителей заинтересованного лица - Совета депутатов Каргатского района о том, что согласование Советом депутатов решений о распоряжении и управлении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является своего рода стадией контроля за администрацией муниципального района и должностными лицами со стороны Совета депутатов Каргатского района в целях снижения нарушений прав граждан, предотвращения убытков, суд признает несостоятельными.

Контрольные функции Совета депутатов предусмотрены Регламентом Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области и включают в себя право на обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления с предложениями о принятии мер по устранению нарушений муниципальных правовых актов либо их отмене, заслушивание отчета о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; требование устранения выявленных нарушений. При этом Совет депутатов не вмешивается в финансово-хозяйственную и исполнительно-распорядительную деятельность местной администрации ( глава 12) (л.д. 121- 140).

Контрольные функции Совета депутатов Каргатского района Новосибирской области реализуются в рамках Положения о ежегодном отчете главы Каргатского района Новосибирской области, в соответствии с которым отчет предоставляется ежегодно не позднее 1 мая текущего года, следующего за отчетным, в форме решения Совета депутатов (п. 3.1) ( л.д. 141-145); Положения «О статусе депутата Совета депутатов Каргатского района», закрепляющего право депутатов обращаться к должностным лицам органов местного самоуправления (л.д. 146-158).

Отзыв прокурором принесенного 10 февраля 2014 года протеста на отдельные положения решения Совета депутатов Каргатского района от 14 июня 2013 года № 308 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района» (л.д. 72-75), не свидетельствует о законности оспариваемых положений.

Письма представителю Совета депутатов Каргатского района, содержащие позицию зам. прокурора области, не является нормативным документом и не имеет преюдиционного значения для дела (л.д. 91, 92).

Иные, представленные представителем Совета депутатов Каргатского района, документы, не имеют правового значения для разрешения настоящего дела, поскольку представляют собой обращения в различные инстанции.

Судом обсуждался вопрос о коррупционной направленности оспариваемого Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каргатского района Новосибирской области, при этом коррупционного фактора не усмотрено. Исходя из смысла Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» депутаты имеют право высказывать свое мнение, голосовать по убеждению; не могут преследоваться за мнения, выраженные ими при исполнении своих полномочий.

Доказательств, дающих основание для принятия иного решения по делу, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 и 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 308 ░░ 14 ░░░░ 2013 ░░░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░:

- ░░░░░░░░░ 1.8 «░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░;

░░░░░░░░░ 2.1.12; ░░░░░░░░░░ 2.2.1 «░, ░, ░, ░, ░, ░, ░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░:

- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 100000 ░░░░░░ ░ ░░░░░ 100000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░,

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 100000 ░░░░░░ ░ ░░░░░ 100000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░,

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,

- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░,

- ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,

- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;

░░░░░░░░░ 5.1, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;

░░░░░░░░░ 6.1, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;

░░░░░░░░░ 11.1, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;

░░░░░░░░░ 13.2, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░;

░ 15.2, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-272/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Каргатского района НСО
Суд
Чулымский районный суд Новосибирской области
Дело на сайте суда
chulymsky.nsk.sudrf.ru
21.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2015Передача материалов судье
22.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2015Подготовка дела (собеседование)
19.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2015Судебное заседание
26.05.2015Судебное заседание
29.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2015Дело оформлено
26.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее