АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Смоленск Дело № А62-5208/2010
22 ноября 2010г.
Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2010г.
Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2010г.
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Борисовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой О.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области
к индивидуальному предпринимателю Мельникову Юрию Алексеевичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: Дмитриев А.С. – государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора (доверенность, удостоверение);
от ответчика: Мельников Ю.А. - предприниматель (доверенность, паспорт)
У С Т А Н О В И Л:
Управление государственного автодорожного надзора по Смоленской области (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Мельникова Юрия Алексеевича (далее – Предприниматель, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Из представленных материалов следует, что 5-6.10.2010 Управлением осуществлена проверка соблюдения Предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров.
В ходе проверки установлено, что, осуществляя согласно лицензии 06.09.2007 № АСС-67-025534 (срок действия до 06.09.2012) перевозку пассажиров автотранспортом, Предприниматель допустил нарушения лицензионных требований и условий, а именно:
1. Предприниматель работает с нарушением порядка открытия регулярных автобусных маршрутов.
2. Отсутствует паспорт автобусного маршрута регулярных перевозок по маршруту «Вязьма-Калуга».
3. Паспорт маршрута «Вязьма-Калуга» не зарегистрирован в Минтрансе РФ.
4. Не обеспечено хранение регистрационных листов (тахограмм).
5. Отсутствует схема автобусного маршрута «Вязьма-Калуга» с указанием опасных участков.
Усмотрев в действиях ответчика признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 30.08.2010 № 000244 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Управления заявленные требования поддержал в полном объеме.
Предприниматель письменный отзыв по существу заявленных требований не представил, однако из данных суду пояснений усматривается, что он возражает против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав и оценив в совокупности по правилам статей 71 АПК РФ все представленные документы, заслушав объяснения сторон, суд находит данное заявление обоснованным, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ определено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
К должностным лицам согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ относятся также и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 ФЗ РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Порядок лицензирования данного вида деятельности, а также лицензионные требования и условия при ее осуществлении определены Положением «О лицензировании перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение № 637).
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров (подпункт «б», «в» пункта 4 Положения № 637) является - соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также соблюдение установленных статьей 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон №196 - ФЗ) основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, Предприниматель обязан обеспечить безопасность перевозок пассажиров автобусами.
Согласно пункту 5.7.1 Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» (далее – Приказ № 27) перед открытием маршрутов регулярных перевозок пассажиров в порядке, определяемом п. 5.2 настоящего Положения и другими нормативными документами, касающимися организации перевозок пассажиров, оценить соответствие технического состояния автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, трамвайных путей, паромных переправ, по которым проходят маршруты, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения; корректировать в зависимости от результатов обследования расписания движения в сторону снижения скорости в случае существенного ухудшения дорожных условий, а также на осенне-зимний период.
Из материалов дела усматривается, что Предпринимателем были нарушены требования пункта 5.7.1 Приказа № 27.
Таким образом, в данной части доводы Заявителя суд считает обоснованными.
Рассматривая доводы Заявителя о нарушении Предпринимателем положений пункта 5.7.2 Приказа № 27, суд исходит из следующего.
Пунктом 5.7.2. Приказа № 27 предусмотрено, что на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
В соответствии с пунктами 9, 10 Приказа Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации" (далее – Приказ № 178) после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута (форма прилагается), после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику.
Таким образом, документами, свидетельствующими о согласовании открытия маршрута, является не только паспорт маршрута, но и согласованное в установленном порядке расписание этого маршрута.
Из представленных в материалы дела документов, а именно из выписки из реестра Минтранса РФ усматривается, что Предприниматель осуществлял перевозки пассажиров по маршруту № 601, ранее принадлежащим Автоколонне 1459.
При этом паспорт автобусного маршрута № 601 был внесен в реестр Минтранса России 30.08.2005 за № 6715601.
Позднее, а именно 16.11.2009 между Ответчиком и ГУП Калужской области «Автовокзал «Калуга» был заключен договор № 03-мо/10 на возмездное оказание услуг по продаже билетов пассажиров и принятию от них провозной платы.
Между тем, Предприниматель начал согласовывать паспорт автобусного маршрута № 601 на себя только в 2008 году, поскольку первое согласование в Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области получено им 14.11.2008.
05.10.2009 данный паспорт согласован в Министерстве экономического развития Калужской области, и только 27.10.2010 был внесен в реестр Минтранса РФ за № 6728601.
Таким образом, все указанные факты свидетельствуют о длительном нарушении Предпринимателем положений пункта 5.7.2. Приказа № 27, выразившееся в отсутствии согласования паспорта маршрута «Вязьма-Калуга» со всеми уполномоченными органами.
Следовательно, доводы Предпринимателя о невозможности предоставления согласованного паспорта маршрута в момент проведения проверки отклоняются судом как необоснованные.
Кроме того, исследуя пункты 5.2.1, 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.97 N 2, суд пришел к выводу, что владельцы автобусов обязаны составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт, схему маршрута с указанием опасных участков и разрабатывать графики (расписание) движения.
В статье 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация пассажирских перевозок является предметом ведения органов местного самоуправления.
Из всего вышеперечисленного следует, что перевозчик может осуществлять перевозку пассажиров и багажа лишь по тем маршрутам и по тому расписанию, которые согласованы в уполномоченном органе.
Согласно пункту 1 «Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 N 86 (далее – Правила № 86) тахограф - это контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.
В пункте 8 указанных выше Правил предусмотрено, что водитель транспортного средства должен обеспечить правильную эксплуатацию тахографа и своевременное включение и переключение его ручек на соответствующие режимы работы; своевременно производить установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также должен обеспечить их сохранность; использовать регистрационные листы каждый день, в течение которого он управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки.
Подпунктом «б» пункта 9 Правил № 86 предусмотрено, что владелец транспортного средства хранит заполненные регистрационные листы каждого водителя в течение не менее чем 12 месяцев со дня последней записи и свидетельства о поверках тахографов - в течение 3 лет с момента их выдачи.
Из представленных в материалы дела документов усматривается и самим Ответчиком не оспаривается факт не обеспечения хранения регистрационных листов (тахограмм).
Таким образом, факт нарушения Предпринимателем в момент проведения проверки лицензионных требований и условий, подтверждено документами, имеющимися в деле.
Вина Предпринимателя в форме неосторожности выражается в том, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что требования о привлечении к административной ответственности предъявлены в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении Управлением соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, права и законные интересы Предпринимателя при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены (протокол составлен в его присутствии).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ) судом не усматривается.
Управлением не представлены данные об обстоятельствах, отягчающих ответственность Предпринимателя, за данное административное правонарушение.
С учетом вышеизложенного, суд считает возможным назначить ему наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что составляет 3000 руб.
Штраф подлежит уплате в Федеральный бюджет РФ:
Получатель платежа – УФК МФ РФ по Смоленской области (УГАДН по Смоленской области ФСНСТ)
ИНН получателя: 6731004058, счет № 40101810200000010001
в ГРКЦ ГУ Банка России по Смоленской области
БИК 046614001,
Наименование платежа: Код 106 116 90050 05 0000 140 – штрафы
Код ОКАТО 66244000000.
КПП 673101001.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
1.1. Привлечь индивидуального предпринимателя Мельникова Юрия Алексеевича, 22.12.1978 года рождения, уроженца г. Вязьма, Смоленской области, зарегистрированного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, пос. Березняки, ОГРН 307672214300070, ИНН 672200381911 к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.
2. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
3. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение 10 дней после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу, в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья Л.В. Борисова