РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 27 декабря 2011 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре Ивановой Л.В.,
с участием истца Ефимовой Э.В., ее представителя адвоката Филимонова В.Ф., представшего ордер 1009 от 27.12.2011 г.,
представителя ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в Горномарийском районе Республики Марий Эл Кудряшова А.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ефимовой Э.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Горномарийском районе о признании за истицей права на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности 25 лет, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы воспитателем общежития и назначить трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Горномарийском районе,
установил:
Ефимова Э.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Горномарийском районе Республики Марий Эл о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Иск мотивировала тем, что 29.08.2011г. обратилась в Управление Пенсионного фонда в Горномарийском районе Республики Марий Эл с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия у неё необходимого для назначения пенсии 25-летнего педагогического стажа. При этом в стаж для назначения пенсии не был включен период её работы с 27.08.1990 г. по 31.03.1991 г. воспитателем общежития, т.к. данная должность не соответствует Списку должностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Отказ в назначении пенсии истица считает незаконным. В связи с этим просила суд включить вышеуказанный период в стаж для назначения пенсии и назначить ей пенсию с момента обращения за ней, то есть с 29.08.2011г.
В суде истица Ефимова Э.В. и ее представитель Филимонов В.Ф. исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении. В дополнении пояснили, что работу Ефимовой Э.В. в должности воспитателя общежития следует признать педагогической деятельностью, поскольку в обязанности истицы как воспитателя входило ведение кружков учащихся СПТУ-10, проживающих в общежитии, организация их досуга, занятия по подготовке уроков.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Горномарийском районе Республики Марий Эл Кудряшов А.Г. исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, согласно которому работа воспитателя общежития не предусмотрена ни одним из перечней и списков должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости (постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. и 781 от 29.10.2002 г.). Наименование учреждения, в котором работала истица не соответствует Списку учреждений, утвержденному постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам) регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется, т.к. на основании постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. с 1 октября 1993 г. на территории Российской Федерации указанное постановление не применяется. По мнению ответчика, педагогическая деятельность, дающая право на досрочное назначение пенсии, это обязательная работа в учреждении и должности, предусмотренных указанным списком. В спорный период истица работала в должности воспитателя Козьмодемьянского СПТУ-10. Такое учреждение не предусмотрено ни постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., ни постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 для досрочного пенсионного обеспечения.
Выслушав объяснения участников, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную пенсию по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не конкретизирует круг лиц, имеющих право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, и носит отсылочный характер. Согласно п. 3 этой статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 29.08.2011г. Ефимова Э.В. 19.04.1958 года рождения обратилась в УПФ РФ в Горномарийском районе Республики Марий Эл с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием у неё необходимого для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической работы.
При подсчете стажа не были засчитаны в том числе период ее работы с 27.08.1990 г. по 31.03.1991 г. в должности воспитателя общежития № 2 Козьмодемьянского СПТУ-10. По сведениям УПФР стаж истицы в связи с педагогической деятельностью составил 24 года 5 месяцев 12 дней.
Отказ в назначении пенсии Ефимовой Э.В. в решении № 371 от 06.09.2011 г. ответчик мотивировал тем, что ее работа в должности воспитателя общежития не включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку наименование должностей не соответствует Списку должностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Однако отказ в назначении пенсии по данному основанию не соответствует закону.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный периоды работы истицы воспитателем общежития подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
В указанный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы по специальности в техникумах и училищах. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, время работы засчитывается в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из материалов дела следует, что на момент обращения истицы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором даёт право на эту пенсию.
Суд не может согласиться с доводом ответчика о неприменении в отношении истицы положений постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 ввиду того, что они с 01.10.1993 г. на территории Российской Федерации не применяются, поскольку в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Кроме того, согласно Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 поименованы должность воспитателя и наименование училища, из чего суд с учетом представленных доказательств пришел к выводу о включении этого спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии.
Довод ответчика о том, что указанным Списком не предусмотрена должность воспитателя общежитии, а общежитие училища не указано как учреждение, где осуществлялась педагогическая деятельность, суд находит несостоятельным, поскольку из трудовой книжки истицы, а также справки ГБОУ СПО «Козьмодемьянский строительно-индустриальный техникум» следует, что общежитие № 2, где работала воспитателем истица, в спорный период являлось структурным подразделением Козьмодемьянского СПТУ-10, наименование которого соответствует Списку.
С учетом спорного периода общий стаж работы истицы в связи с педагогической деятельностью на момент ее обращения в УПФР 29.08.2011 г. превышает 25 лет, что дает ей право на назначение пенсии по старости досрочно.
На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности все доказательства по делу, суд находит доводы истицы обоснованными, а исковые требования - подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины. Истцом уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Иск Ефимовой Э.В. удовлетворить.
Признать за Ефимовой Э.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Возложить на ГУ - Управление Пенсионного фонда в Горномарийском районе Республики Марий Эл обязанность включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 27 августа 1990 года по 31 марта 1991 года воспитателем общежития № 2 Козьмодемьянского СПТУ-10 и назначить Ефимовой Эмме Всеволодовне трудовую пенсию досрочно в связи с педагогической деятельностью с 29 августа 2011 г.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Горномарийском районе Республики Марий Эл в пользу Ефимовой Э.В. расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.Г. Шахова
Решение принято в окончательной форме 28 декабря 2011 г.