Судья ФИО4 Дело № 33-2168/2015 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИВ составе председательствующего ФИО8.,
судей ФИО9.,ФИО10.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрела в судебном заседании <Дата обезличена> ФИО3 по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ГУ – ... ... о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ФИО3 УПФ ... <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г., установлении специального стажа по Списку <Номер обезличен> в размере ... лет ... мес. ... дн., возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости – отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ – ... о включении периодов службы в армии, сверхсрочной службы, работы, техминимумов в специальный стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера (далее РКС), признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ФИО3 УПФ РФ по <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г., установлении специального стажа по Списку <Номер обезличен> лет ... месяцев ... день, назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указал, что <Дата обезличена> обращался к ответчику с заявлением о назначении пенсии, но получил отказ в связи с отсутствием требуемого специального стажа по Списку <Номер обезличен> и стажа в РКС. Считает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа по Списку <Номер обезличен> и стажа в РКС периоды службы в армии по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, службу по контракту с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также периоды прохождения техминимумов. С учетом спорных периодов его специальный стаж по Списку <Номер обезличен> составит ... л. ... м. ... дн., что дает право на пенсию по пп.1 п.1 ст. 27 Закона 173-ФЗ от <Дата обезличена> «О трудовых пенсиях в РФ».
Истец в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика исковые требования не признал в полном объеме.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец не согласен с решением суда, ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие, согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов ФИО3, <Дата обезличена> ФИО2 обратился к ответчику за назначением трудовой пенсии по пп.1 п.1 ст. 27 и ст. 28.1 Закона 173-ФЗ от <Дата обезличена> «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от <Дата обезличена> «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с п. 2 ст. 28.1 того же закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Решением пенсионного органа от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в назначении пенсии истцу отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа по Списку <Номер обезличен> и стажа в РКС. Страховой стаж истца на <Дата обезличена> определен ... л. ... мес. ... дн. (в льготном исчислении ... лет ... мес. ... дн.), стаж по Списку <Номер обезличен> – ... л. ... мес. ... дн. (в льготном исчислении – ... л. ... м. ... дн.), стаж в РКС – ... л. ... мес. ... дн.
В специальный стаж работы и стаж работы в районах Крайнего Севера не засчитаны период службы в армии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и по контракту с <Дата обезличена> по 18.02.1988.
Рассматривая исковые требования и отказывая истцу в удовлетворении требования о включении в стаж работы по Списку <Номер обезличен> и стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения службы в Вооруженных Силах РФ и по контракту, суд исходил из отсутствия правовых оснований. С данным выводом соглашается судебная коллегия.
Как следует из материалов ФИО3 истец проходил службу по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил обучение в ..., с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> работал электрослесарем дежурным на обогатительной установке шахты «...», с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> занимал должность электромонтера Воркутинского механического завода, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ФИО2 проходил сверхсрочную службу в воинской части № ..., с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> работал в должности электромонтера Воркутинского производственного объединения автотранспорта.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Учитывая, что периоды работы истца как до военной службы по призыву и по контракту, так и после них не относятся работам, предусмотренным Списком №1, суд обоснованно исключил указанные периоды из специального стажа, предусмотренного Списком №1.
В соответствии с пп. 1 п.1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п.1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 30 Закона в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включается, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, из приведенных выше законоположений следует, что период прохождения военной службы включается в страховой и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что он проходил службу по призыву в войсковой части в районах Крайнего Севера, а потому служба в армии должна быть засчитана в стаж работы на Крайнем Севере, на законность постановленного судом первой инстанции решения не влияет, поскольку основан на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении N 2-П от 29.01.2004 г. и разъяснения, содержащиеся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В период службы истца в армии и сверхсрочной службы действовал Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", который не предусматривал включение данных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Также действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590. В соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Однако оснований включать в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, по ранее действующему на спорный период службы истца пенсионному законодательству служба в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера не включалась.
Не предусмотрено право на включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения службы в армии и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода службы в армии в армии с 29.03.1983 по 24.04.1985 и по контракту с 17.08.1987 по 18.02.1988.
Доводы жалобы со ссылкой на Постановление Совета Министров от 25.03.1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм права, поскольку данный нормативный акт не регулирует пенсионные отношения.
Проверяя доводы ФИО2 о наличии у него требуемого специального стажа по Списку <Номер обезличен> и стажа в РКС для назначения пенсии по пп.1 п.1 ст. 27 Закона 173-ФЗ от <Дата обезличена> «О трудовых пенсиях в РФ» суд установил, что пенсионный орган обосновано исключил из специального стажа по Списку <Номер обезличен> его периоды работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, поскольку в указанные периоды отработано менее 50 % рабочего времени в подземных условиях.
Разрешая спор в части требования о включении в специальный стаж периодов прохождения техминимума, суд правильно руководствовался положениями трудового законодательства (ст. 144 КЗоТ РСФСР, ст. 187 Трудового кодекса РФ), предусматривающего, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, и сделал обоснованный вывод о том, что периоды прохождения истцом техминимума с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, указанные периоды, как периоды работы, в силу пункта 4 Правил <Номер обезличен> подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с Правилами безопасности в угольных шахтах, утвержденными постановлением Госгортехнадзора РФ от <Дата обезличена> №67, работник шахты обязан проходить обучение, инструктажи и проверку знаний правил, норм и инструкций по безопасности труда (§ 55 Правил); обучение по охране труда в период трудовой деятельности включает первичный инструктаж на рабочем месте при переводе на работу по другой профессии (должности) или на другие участки (цеха, службы), текущие, повторные, внеплановые, целевые инструктажи, стажировки, периодическую и внеочередную проверку знаний по охране труда (§ 51 Правил).
Технический минимум является вводным и первичным инструктажем, подготовкой к профессиональной деятельности и совмещается с осуществлением в этот период работы, поскольку он проходит, в том числе и на рабочем месте.
Таким образом, прохождение соответствующего обучения на основании приказа работодателя является обязательной частью трудовой деятельности истца; в силу норм трудового законодательства оно является периодом работы и поэтому в соответствии с пунктом 4 Правил <Номер обезличен> подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, на что правильно указано в решении суда.
Так как периоды работы истца с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> включены в специальный стаж по Списку <Номер обезличен> и не относятся к работе, предусмотренной Списком №1, суд правильно пришел к выводу о том, что периоды прохождения техминимумов с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> не могут быть зачтены в специальный стаж по Списку №1.
Установив, что истец не имеет на момент обращения за пенсией необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера (15 лет) и специальный стаж по Списку <Номер обезличен> в календарном исчислении составляет ... лет ... мес. ... дн.,суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о назначении пенсии.
Решение суда подробно мотивировано, принято с учетом всех обстоятельств по делу и требований закона, подлежащего применению. Оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -