Дело №2а-7814/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года г. Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного коммерческого банка «Приморье» в лице представителя по доверенности Григорьевой М.А. к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Голышеву А.Ю. (третьи лица – Краевое государственное автономное учреждение культуры «Приморский театр оперы и балета», УФССП России по Приморскому краю) о признании действия незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ПАО АКБ «Приморье» в лице представителя по доверенности Григорьевой М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Голышеву А.Ю. о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Приморскому краю, выразившиеся в непринятии мер по направлению в орган Федерального казначейства требования об информировании пристава-исполнителя о поступлении денежных средств на лицевые счета КГАУК «Приморский театр оперы и балета».
В обоснование искового заявления истец указал, что решением Арбитражного суда Приморского края от дата по делу №№, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от дата удовлетворены исковые требования ПАО АКБ «Приморье» (далее Банк) к КГАУК «Приморский театр оперы и балета» (далее Учреждение) о взыскании <...> задолженности по кредиту и <...> судебных расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист на основании вступившего в законную силу решения суда выдан дата. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, имеющих открытые счета в органе Федерального казначейства, осуществляются в порядке, предусмотренном п.20 ст.30 Федерального закона от дата №-Ф3. дата в соответствии с указанной нормой, Банком исполнительный лист передан на исполнение в Управление Федерального казначейства по <адрес> (копия сопроводительного письма вх. №. дата в Банк поступило уведомление (вх. №) органа Федерального казначейства о неисполнении должником исполнительного документа в связи с отсутствием более трех месяцев денежных средств на лицевых счетах. Далее исполнительный лист с отметкой УФК по Приморскому краю о его неисполнении и сроке его нахождения в органе Федерального казначейства передан для исполнения в службу судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 08.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». дата постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП на основании исполнительного листа ФС №, выданного в пользу Банка возбуждено исполнительное производство №-ИП. В рамках исполнительного производства имущества, принадлежащего должнику, не выявлено. дата <адрес> принято решение о ликвидации Учреждения. дата судебным приставом-исполнителем Голышевым А.Ю. вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника. Исполнительный документ направлен ликвидатору. дата Банк ознакомился с материалами исполнительного производства и установил, что согласно письму от дата №, Департаментом культуры Приморского края в конце 2016 года были выделены субсидии на погашение задолженности по судебным актам в размере <...> (копии письма от дата № и справки № об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на 2016 и плановый 2017 и 2018 годов прилагаются). Указанные денежные средства поступили на счета, открытые в органе Федерального казначейства и в период с дата по дата и были направлены на удовлетворение требований <...> При этом при наличии нескольких взыскателей, Закон об исполнительном производстве предусматривает право взыскателя на получение денежных средств пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме (ст. 111 Закона об исполнительном производстве). В нарушение указанной нормы, погашение кредиторской задолженности Учреждения перед Банком в рамках исполнительного производства, как и перед другими кредиторами, исполнительные документы, которых находились в производстве судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП по Приморскому краю Голышева А.Ю. не осуществлялось. Таким образом, не направление уведомления в орган Федерального казначейства свидетельствует о том, что судебным приставом-исполнителем не были совершены необходимые исполнительные действия по выявлению имущества (денежных средств) в целях полного и правильного исполнения имеющегося у него в производстве исполнительного документа в отношении Банка. Несоблюдение судебным приставом-исполнителем норм действующего законодательства об исполнительном производстве, а также положений Закона о судебных приставах повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Банка на удовлетворение требований за счет имущества должника как стороны исполнительного производства.
В судебном заседании представитель АКБ «Приморье» требования искового заявления поддержала в полном объеме.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП УФССП России по Приморскому краю Голышев А.Ю., представляющий интересы МОСП УФССП России по Приморскому краю и УФССП России по Приморскому краю, возражал против удовлетворения требований искового заявления по доводам, изложенным в возражениях, ссылаясь на то, что ни Федеральным законом «Об исполнительном производстве», ни Федеральным законом «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями по наложению ареста на денежные средства, находящиеся на счетах Казначейства. Испрашиваемые должником денежные средства являлись субсидией. Просил в удовлетворении искового заявления отказать.
Заинтересованное лицо – Краевое государственное автономное учреждение культуры «Приморский театр оперы и балета» в судебное заседание не явилось, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
В силу ст.2,4 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно п.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Статья 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного взыскания применяются после возбуждения исполнительного производства. Мерами принудительного исполнения являются в том числе, обращение взыскания на денежные средства должника.
Исходя из положений п.1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 №50, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (п.1 ст. 13 Закона о судебных приставах).
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Приморского края от дата по делу №, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от дата удовлетворены исковые требования ПАО АКБ «Приморье» (далее Банк) к КГАУК «Приморский театр оперы и балета» (далее Учреждение) о взыскании <...>., задолженности по кредиту и <...>. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист на основании вступившего в законную силу решения суда выдан дата.
дата в соответствии с п.20 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 №83-Ф3, Банком исполнительный лист передан на исполнение в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю.
дата в Банк поступило уведомление (вх. №) органа Федерального казначейства о неисполнении должником исполнительного документа в связи с отсутствием более трех месяцев денежных средств на лицевых счетах.
Далее исполнительный лист с отметкой УФК по Приморскому краю о его неисполнении и сроке его нахождения в органе Федерального казначейства передан для исполнения в службу судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 08.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
дата постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю на основании исполнительного листа ФС №, выданного дата Арбитражным судом <адрес>, возбуждено исполнительное производство №-ИП, о взыскании с Краевого государственного автономного учреждения культуры «Приморский театр оперы и балета» в пользу ПАО АКБ «Приморье» задолженности в размере <...>.
В рамках исполнительного производства имущества, принадлежащего должнику, не выявлено.
дата Администрацией Приморского края принято решение о ликвидации Учреждения.
дата судебным приставом-исполнителем Голышевым А.Ю. вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника. Исполнительный документ направлен ликвидатору.
Действительно, Федеральной службой судебных приставов и Федеральным казначейством приказом от 30.09.2013 №308/218 утвержден порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений (далее Порядок).
В силу п.6 утвержденного Порядка, при поступлении к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения с отметкой органа Федерального казначейства судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней возбуждает исполнительное производство и организует исполнение исполнительного документа в соответствии с Законом N 229-ФЗ.
Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства, по месту обслуживания лицевых счетов бюджетного или автономного учреждения, требование об информировании судебного пристава-исполнителя о поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения.
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий обслуживание лицевых счетов бюджетного или автономного учреждения - должника, не позднее следующего рабочего дня после дня поступления денежных средств на лицевой счет должника уведомляет судебного пристава-исполнителя (п.7 Порядка).
При получении от территориального органа Федерального казначейства уведомления о поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 64 Закона N 229-ФЗ выносит постановление, обязывающее бюджетное или автономное учреждение незамедлительно представить в территориальный орган Федерального казначейства платежный документ для перечисления взыскателю денежных средств по исполнительному документу, находящемуся на исполнении у судебного пристава-исполнителя.
Согласно материалам дела, Департаментом культуры Приморского края в конце 2016 года были выделены субсидии на погашение задолженности по судебным актам в размере <...> рублей (письмо от дата № и справка № об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на 2016 и плановый 2017 и 2018 годов).
Указанные денежные средства поступили на счета, открытые в органе Федерального казначейства и в период с дата по дата и были направлены на удовлетворение требований ООО «Инвестиционно-строительная компания «Аркада».
Таким образом, в нарушение п.6 Порядка, судебным приставом-исполнителем требование об информировании судебного пристава-исполнителя о поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения в УФК по Приморскому краю, не направлено.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Поскольку дата исполнительное производство №-ИП было окончено судебным приставом-исполнителем на основании п.6 ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с ликвидацией должника, оснований для признания незаконными действия судебного пристава-исполнителя по оконченному исполнительному производству не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает в настоящее время со стороны административного ответчика нарушений прав административного истца, и оснований для удовлетворения административного искового заявления не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Акционерного коммерческого банка «Приморье» в лице представителя по доверенности Григорьевой М.А. к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Голышеву А.Ю. (третьи лица – Краевое государственное автономное учреждение культуры «Приморский театр оперы и балета», УФССП России по Приморскому краю) о признании действия незаконными, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 15.12.2017г.
Судья Н.А.Буланова