Дело № 2-4705/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 15 апреля 2015 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Бахаревой Е.Е.,
при секретаре Бурдуковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного государственного санитарного врача по Вологодской области Кузнецовой И. А. к Департаменту здравоохранения Вологодской области о понуждении к выполнению законных требований,
установил:
Истец обратился в суд с иском, мотивируя тем, что Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области (далее - Управление) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено расследование причин возникновения случая туберкулезной инфекции у учащегося муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», медицинское обслуживание которой осуществляет бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская поликлиника №» (далее - БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №»), <данные изъяты>, фактические адреса: <адрес>.
В ходе расследования было выявлено, что главным врачом БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №» ФИО2 не соблюдаются требования: Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.2.3114- 13 «Профилактика туберкулеза», а именно: в 2013, 2014 годах в БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №» плановая туберкулинодиагностика детям младшего и среднего возраста в школе не проводилась, что является нарушением ст. 29 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п. 5.1. СП 3.1.2.3114-13.
За выявленные по результатам расследования нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства главный врач БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №» ФИО2 привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное главным государственным санитарным врачом по Вологодской области И.А. Кузнецовой).
Из письма Территориального фонда ОМС от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес главного врача ФИО2 следует, что в соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказывается: первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, в том числе при инфекционных и паразитарных болезнях, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита.
Таким образом, финансовое обеспечение туберкулином должно осуществляться органом государственной власти субъекта РФ.
Просит суд обязать Департамент здравоохранения Вологодской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить законные требования в части соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в целях раннего выявления туберкулеза у детей и подростков выделить бюджетные ассигнования из областного бюджета для приобретения туберкулина БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №».
В судебном заседании представители истца по доверенности Лабутина Е.Ю., Белоглазова Т.М. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Истец – главный государственный санитарный врач по Вологодской области Кузнецова И.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, действует через вышеуказанных представителей по доверенности.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Накрошаев А.Н. исковые требования не признал по доводам и основаниям, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Суду пояснил, что категорически не согласен, что исключительно за счет областного бюджета должен закупаться туберкулин. Закупка должна производиться за счет федерального бюджета. Это вопрос финансирования. Главный санитарный врач не может выходить в суд с такими требованиями. Кроме того, непонятно, почему деньги должны быть выделены именно БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №». Предоставление средств на закупку туберкулина государственным заданием для БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №» не предусмотрено. Централизованную закупку и его дальнейшее распределение между учреждениями области туберкулина за счет областного бюджета осуществляет бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражает против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Суд, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по нему доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
На основании и во взаимосвязи со статьей 46 ГПК РФ, ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г. главные государственные санитарные врачи наделены полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ права и свободы граждан признаны высшей ценностью государства.
Согласно статьям 18, 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими.
Согласно п. 3 и 8 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 41 Конституции РФ, а также статей 4 и 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязывает юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области было проведено расследование причин возникновения случая туберкулезной инфекции у учащегося муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», медицинское обслуживание которой осуществляет бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская поликлиника №» (далее - БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №»), <данные изъяты>
В ходе расследования было выявлено, что главным врачом БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №» ФИО2 не соблюдаются требования: Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.2.3114- 13 «Профилактика туберкулеза», а именно: в 2013, 2014 годах в БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №» плановая туберкулинодиагностика детям младшего и среднего возраста в школе не проводилась, что является нарушением ст. 29 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п. 5.1. СП 3.1.2.3114-13.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Вологодской области Кузнецовой И.А. от ДД.ММ.ГГГГ № за выявленные по результатам расследования нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства главный врач БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №» ФИО2 привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
В соответствии со статьей 9 Закона Вологодской области от 30 октября 1998 года № 305-0З «О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области» финансирование противотуберкулезной помощи населению и мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза в области осуществляется за счет средств областного бюджета и иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Кроме средств областного бюджета могут быть использованы такие источники финансирования как средства обязательного медицинского страхования и собственный источники, полученные от приносящей доход деятельности.
Как следует из письма Территориального фонда ОМС от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес главного врача ФИО2, в соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказывается: первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, в том числе при инфекционных и паразитарных болезнях, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита.
Однако, указанное письмо Территориального фонда ОМС не содержит в себе выводов в части запрета использования средств обязательного медицинского страхования, как ссылается истец.
Как следует из материалов дела, согласно отчетам в 2013 года за счет обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями области приобретено 91,5 тыс. доз, в 2014 года 134,5 тыс. доз туберкулина.
Туберкулинодиагностика осуществляется детскому населению в рамках первичной медико-санитарной помощи в виде постановки ежегодной внутрикожной аллергической пробы с туберкулином в амбулаторно- поликлиническом звене.
В соответствии с государственным реестром лекарственных средств, данный препарат относится к группе «аллергены бактерий» и не является иммунобиологическим препаратом.
Указанный вид деятельности направлен не на лечение больных туберкулезом и не включен в Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 года № 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом».
Таким образом, приобретение туберкулина за счет средств обязательного медицинского страхования является правомерным.
Более того, истец требует выделить бюджетные ассигнования из областного бюджета для приобретения туберкулина именно БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника». Между тем, как установлено, в судебном заседании, предоставление средств на закупку туберкулина государственным заданием для БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №» не предусмотрено. Централизованную закупку и его дальнейшее распределение между учреждениями области туберкулина за счет областного бюджета осуществляет бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Однако, вопрос финансирования мероприятий, связанных с приобретением туберкулина, не регулируется санитарным законодательством. В связи с этим истец не вправе предъявлять иск к Департаменту здравоохранения Вологодской области о выделении бюджетных ассигнований из областного бюджета для приобретения туберкулина БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника».
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
В пункте 5 и пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» указано, что согласно ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ. Учитывая, что в силу ст. 157 Гражданского процессуального кодекса РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2015 ░░░░.