Дело № 2-87/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Светлый 22 марта 2019 года
Светловский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Авдеевой Т.Н.,
при секретаре Кузьминой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоуса Сергея Михайловича к ОСП Светловского городского округа, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Белоус С.М. обратился в суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного незаконным бездействием судебных приставов-исполнителей ОСП СГО УФССП по Калининградской области по исполнению решения Светловского городского суда от 02 июля 2015 года, которым с Воскресенского В.Ю. в его пользу взысканы денежные средства в размере 280000 рублей. Ссылаясь на решение Светловского городского суда от 20.12.2018 г., указывает на то, что бездействие судебных приставов-исполнителей нарушает его право на своевременное и полное исполнение решение суда от 02.07.2015 г. Незаконное бездействие должностных лиц повлекло причинение ему нравственных страданий, в связи с чем просил взыскать с Министерства Финансов в лице Управления Федерального Казначейства Калининградской области за счет казны Российской Федерации в размере 50 000 рублей.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России за счет средств казны Российской Федерации в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. Ходатайствуют о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ОСП Светловского городского округа Соколова М.А., действующая по доверенности, с исковым заявлением не согласилась, пояснив, что в ФЗ "Об исполнительном производстве" отсутствует норма по возмещению морального вреда вследствие ненадлежащего исполнения судебного решения, а также считает недоказанными физические или нравственные страдания истца.
В судебное заседание представители УФССП России по Калининградской области, Министерства финансов РФ не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Выслушав судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Поскольку исполнение судебного решения, постановленного именем Российской Федерации, является элементом судебной защиты, лицо, права которого на исполнение судебного постановления в разумный срок нарушены, вправе обжаловать действия (бездействие) судебного пристава по исполнению исполнительного документа в суд и требовать компенсацию за причиненный вред.
Так, решением Светловского городского суда от 20.12.2018 г., вступившим в законную силу 26.01.2019 г., бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП СГО УФССП России по Калининградской области по исполнительному производству №-ИП признано незаконным. Судом было установлено, что с 17 января 2018 года до 18 сентября 2018 года никаких исполнительных действий судебными приставами-исполнителями не производилось, в материалах исполнительного производства сведения о производстве каких-либо исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не имеется. При этом в течение более 3 лет в полном объеме не решался вопрос о привлечении должника к установленной законом ответственности в целях своевременного и полного исполнения решения суда.
Согласно п. 2 ст. 3, п. 3 ст. 19 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда.
В силу части 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, компенсация морального вреда является особым публично-правовым способом исполнения государством обязанности возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов.
Лицо, чьи права на исполнение судебного акта нарушены, в соответствии со ст. 151 ПК РФ в случае причинения нравственных страданий вправе ставить перед судом вопрос о возложении на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда.
По исполнительному производству №-ИП должник длительный период времени бездействовал, при этом должностным лицом службы судебных приставов вопрос о привлечении должника к установленной законом ответственности не решался, какие-либо действенные меры по исполнению решения суда в полном объеме не предпринимались.
Таким образом, нарушение прав истца на эффективную судебную защиту в связи с длительным неисполнением решения суда подтверждено, в силу этого факт наличия у лица нравственных переживаний по этому поводу предполагается и не требует дополнительного доказывания. Нарушения судебными приставами-исполнителями требований закона подрывает авторитет судебной власти, уважение истца к закону, умаляет достоинство личности.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии с подпунктом 1 п. 3 и подпунктом 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также согласно разъяснениям, изложенным пункте 81 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 года « о применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в суде по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя ответчиком выступает ФССП России как главный распорядитель бюджетных средств, тогда как Министерство финансов РФ таковым не является.
Исходя из ст. 151, 1101 ГК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", критериями определения размера компенсации морального вреда являются степень и характер физических и нравственных страданий с учетом индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред, фактических обстоятельств причинения вреда и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. При этом размер компенсации должен отвечать требованиям разумности и справедливости.
В данном случае, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, обстоятельства, при которых причинен моральный вред, степень вины судебных приставов в нарушении прав истца, исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
При этом суд исходит из доказанности факта нарушения ответчиком неимущественных прав истца.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Белоуса Сергея Михайловича о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Белоуса Сергея Михайловича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пяти) рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светловский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 марта 2019 года.
Судья Светловского городского суда подпись Авдеева Т.Н.