Судья Бросова Н.В. гр. дело № 33-8954/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2013 года г. Самара Самарская область
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей – Гороховика А.С., Самчелеевой И.А.,
при секретаре Гапотченко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Клапоть Е.М. на решение Кировского районного суда г. Самара Самарской области от 12 июля 2013 года, с участием представителя Клапоть А.Ш. – Челнакова С.С.,
У С Т А Н О В И Л А:
ДД.ММ.ГГГГ Клапоть Е.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее – МИО Самарской области) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с предполагаемой площадью 1240 кв.м., и обязании устранить допущенные нарушения путем направления обращения об утверждении схемы в ДУИ г.о. Самара.
В обоснование требований ссылалась на то, что реализуя свое право, предусмотренное ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.05 № 94-ГД «О земле», ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно названного выше земельного участка, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № МИО Самарской области отказало ей в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа послужил ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. №, согласно которому, часть испрашиваемого земельного участка относится к территории общего пользования и, в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ, не подлежит приватизации. Кроме того, ссылалась на то, что ранее, в ответ на её обращение, Департамент сообщил сведения о том, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) и использование его под садоводство соответствует видам разрешенного использования земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ Клапоть Е.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (ДСА г.о. Самара), выразившихся в предоставлении в МИО Самарской области информации о том, что часть испрашиваемого ею земельного участка относится к территории общего пользования и не подлежит приватизации. Просила обязать ДСА г.о. Самара в месячный срок с момента вступления судебного решения в законную силу направить в Министерство имущественных отношений Самарской области сведения о том, что спорный участок не находится в границах красных линий и не относится к территории общего пользования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № по заявлению Клапоть Е.М. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения, объединено с гражданским делом № по заявлению Клапоть Е.М. о признании незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и понуждении устранить допущенные нарушения.
Решением Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 12 июля 2013 года в удовлетворении заявления Клапоть Е.М. отказано.
В апелляционной жалобе Клапоть Е.М. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права, полагает, что МИО Самарской области и ДСА г.о. Самара, в подтверждение нахождения испрашиваемого участка в границах красных линий, должны были представить проект, включающий план красных линий и утвержденный разбивочный чертеж, на которых отражены красные линии, в границах которых находится часть испрашиваемого земельного участка.
В суде апелляционной инстанции представитель Клапоть Е.М. - Челнаков С.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Представители иных лиц, участвующих в деле, не присутствовали.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения представителя заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области №74 от 21.06.2006г.
В соответствии с п.2.4 Порядка Министерство имущественных отношений Самарской области в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ от заявителя Клапоть Е.М. в Министерство имущественных отношений Самарской области поступило заявление о предоставлении ей в силу ст. 9 Закона Самарской области «О земле» в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1240 кв.м., для садоводства. Указала координаты поворотных точек границ земельного участка.
В соответствии с п. 14 Перечня документов, необходимых для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в случае, если сведения из департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о наличии либо отсутствии обременений и ограничений в использовании испрашиваемого земельного участка представляются заявителем, в них должна содержаться ссылка на кадастровый номер земельного участка или координаты поворотных точек границ земельного участка. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, он запрашивается министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Установлено, что по результатам рассмотрения запроса Министерства Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара с учетом предоставленных Клапоть координат и сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, в МИО Самарской области направлена информация о том, что земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, п. Зубчаниновка, ул. Хаперская, участок № 18, площадью 1240 кв.м., вид использования - для садоводства относится к зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городско Думы от 26.04.2001г. № 61. Часть объекта расположена на территории общего пользования.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ определяет, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого участка, поскольку часть испрашиваемого земельного участка относится к территории общего пользования. Заявителю разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка при исключении из испрашиваемой площади части земельного участка, относящегося к территории общего пользования.
Поскольку нахождение части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования является препятствием для предоставления в собственность земельного участка, Министерство обоснованно возвратило документы.
Суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконными действий ДСА и МИО, поскольку допустимых доказательств предоставления должностными лицами ДСА г.о. Самара недостоверной информации суду не представлено. При этом суду представлялась выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, из которой следовало нахождение части земельного участка в красных линиях. Заявленные в жалобе недостатки выкопировки из ИСОГД, в том числе ссылки на отсутствие печати уполномоченного органа, заверяющей подписи должностного лица, о недостоверности официального ответа ДСА по г.о. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащего все необходимые реквизиты, не свидетельствуют.
Судом дана правильная критическая оценка ссылке заявителя на письмо ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, где указано, что земельный участок не является территорией общего пользования, поскольку на координаты земельного участка в письме не имеется ссылки.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы, что не представлены координаты точек красных линий, не представлен проект, включающий план красных линий и утверждённый разбивочный чертёж. Об истребовании таких доказательств сторона заявителя не ходатайствовала.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г.Самара самарской области от 12 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Клапоть Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи