РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Чехов Московской области 26 октября 2017 года.
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Василевича В.Л.
при секретаре Моргачевой Д.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3606/2017 по исковому заявлению Хорчевникова М. В. к Администрации Чеховского муниципального района, отделу опеки и попечительство Министерства образования Московской области по Чеховскому муниципальному району об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчикам с исковыми требованиями: признать невозможным проживание Харчевникова М. В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, по месту жительства по адресу: <адрес> Обязать Министерство образования Московской области (отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому району) включить Харчевникова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в свободный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в очередном финансовом году; Обязатъ Администрацию Чеховского муниципального района <адрес> однократно предоставить Харчевникову М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Истец в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что жилье не было благоустроенное, когда они въехали туда. В квартире зарегистрировано 6 человек. Фактически в квартире поживает два человека, его сестра и ее ребенок, но проживать с ней не возможно, потому что она недавно освободилась из мест лишения свободы, она не работает, злоупотребляет алкоголем. Он обращался в ООИП для того чтобы ее ребенка забрали в детский лом, потому что ребенку плохо жить в таких условиях. Фактически он там не проживал. За квартиру до сих пор долг не погашен. Не предоставил полный пакет документов до ДД.ММ.ГГГГ, потому что у него появился ребенок и ему необходимо было работать, платить за съемное жилье, растить ребенка.
Ответчик- представитель отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому муниципальному району в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что истец относился к категории детей сирот до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения возраста 23 лет. Родители истца были лишены родительских прав, истец был помещен в детский дом и за ним была закреплена спорная квартира, как жилое помещение для проживания после выхода из детского дома. В материалах дела имеется акт обследования жилищных условий и в нем указанно, что в квартире проживает 1 человек, сестра Сазонова О.В. и что санитарные условия удовлетворительные и сделан косметический ремонт. В первые письменно истец обратился в ООИП в ДД.ММ.ГГГГ, его заявление было рассмотрено и на руки выдан письменный отказ. На момент обращения истца по данному адресу было зарегистрировано 6 человек. Жилищные условия ухудшились за счет того, что в квартиру были прописаны дети. До ДД.ММ.ГГГГ не было оснований для предоставления жилья, так как учетная норма была в норме. У истца остается право встать на очередь на общих условиях и получить жилье по договору социального найма. При получении ответа от ООИП на руки было разъяснено, что ответ может быть обжалован через суд.. Они не обязаны были помогать истцу в сборе документов, так как он был совершеннолетний и дееспособный. Оснований для признания нуждающимся у него не было. До ДД.ММ.ГГГГ в квартире было зарегистрировано 4 человека и учетная норма была в норме.
Ответчик - представитель Администрации Чеховского муниципального района в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что истец ни разу не обращался в АЧМР и никто не препятствует ему встать на очередь на общих условиях.
3-е лицо-Кузнецова М.В. в судебном заседании иск поддержала. Пояснила, что за квартиру никто не платит. Пыталась давать деньги своей сестре Сазонова О.В., но куда они девались не понятно. Проживать в квартире она не хочет и не будет.
3-и лица- Сазонова О.В., представитель Правительства Московской области в судебное заседание не явились надлежащим образом были извещены о месте и времени рассмотрения дела уважительности причин неявки суду не предоставили.
При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных 3-их лиц.
Заслушав пояснения участников, исследовав материалы дела суд нашел исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям
Судом установлено, что Харчевников М. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированный по адресу: <адрес> является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (акт записи №), отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (акт записи № г.),
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в <данные изъяты>
Согласно сведениям из материалов архива Чеховского отдела Южного филиала ГУП «МО МОБТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ прав собственности на недвижимое имущество за истцом не зарегистрировано.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом не зарегистрировано прав собственности.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес> и является членом семьи нанимателя указанной квартиры.
В ДД.ММ.ГГГГ истец, считая, что его проживание в указанной квартире не возможно, поскольку в квартире по мимо него зарегистрирован 5 человек, обратился в отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому муниципальному району с заявлением о включении в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 дет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому муниципальному району № истцу во включении в список было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 к последним указанный Закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного и обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лег.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях -социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы и статьи 1 Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обратилось в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства, с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что утрачивается одно из установленных Законом условий (возраст до 23 лет) получения такой социальной поддержки.
Не противоречит вышеизложенному и пункт 9 статьи 8 Закона, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Данная позиция нашла свое подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 24.01.2013 № 120-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Серебренникова Николая Сергеевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» где указано, что в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Таким образом, достижение определенного в законе возраста влечет утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того суд обращает внимание, что жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, что в отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому муниципальному району с заявлением о включении в список лиц, имеющих право получить жилое помещение специализированного жилищного фонда Московской области истец не обращался до достижения 23х лет.
Доказательств обратного суду не представлено.
Каких-либо препятствий для обращения с заявлением ранее достижения 23-летнего возраста у истца судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку истец до достижения 23-летнего возраста не ставил вопрос о предоставлении ему указанной меры социальной поддержки, правовых оснований для удовлетворения предъявленных исковых требований не имеется.
Принимаются во внимание также правомерность возражений ответчика, которые заключаются в том, что общая площадь жилого помещения приходящаяся на одного члена семьи на ДД.ММ.ГГГГ была более учетной нормы площади жилого помещения.
На основании изложенного, исследовав в совокупности все обстоятельства дела, учитывая отсутствия у сторон дополнительных доказательств по делу в обоснование заявленных требований и возражений, руководствуясь, ст.ст. 2,55, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Харчевникова М. В. к Администрации Чеховского муниципального района, отделу опеки и попечительство Министерства образования Московской области по Чеховскому муниципальному району об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение-оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись В.Л.Василевич
Мотивированное решение составлено 26 октября 2017г.
Копия верна: