Дело № 2-1506/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 18 декабря 2018 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Анучкиной К.А.,
при секретаре Лугма О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Перфильевой Ларисы Владимировны, Сусоенко Вячеслава Владимировича, Сусоенко Владимира Николаевича к КУМИ Кемеровского района, Администрации Кемеровского района о признании приобретшими право пользования жилым помещением на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Перфильева Л.В., Сусоенко В.В., Сусоенко В.Н. обратились в суд с иском к КУМИ Кемеровского района, Администрации Кемеровского района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Требования мотивируют тем, что в 1982 году Сусоенко В.Н. и членам его семьи, в связи с трудовыми отношениями, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий совхозов «Барановский» было предоставлено жиле помещение – квартира по <адрес>, ордер на квартиру не выдавался. На основании приказа ГСП с/з «Барановский» № 2 от 27.01.2004 данное помещение было за ним закреплено. В 2002 году на основании распоряжения от 19.07.2002 квартире присвоен новый <адрес> На основании распоряжения Главы Кемеровского района от 27.03.2006 данное жилое помещение было включено в реестр муниципальной собственности. С 1982 года и по настоящее время в квартире проживают истцы, пользуются квартирой по назначению, оплачивают коммунальные услуги, производят текущий и капитальный ремонт. Земельный участок под квартирой оформлен в собственность истца. Сусоенко В.Н. на основании выписки из похозяйственной книги от 01.09.2014, право собственности зарегистрировано в ЕГРП. Данное жилое помещение является единственным жильем истцов, иных жилых помещений не имеется, в приватизации участия не принимали, что подтверждается справками. В 2016 году истец обратился в КУМИ с заявлением о приватизации, однако ему 29.02.2016в приватизации было отказано, в связи с тем, что у истца отсутствуют правоустанавливающие документы на квартиру. На основании уточненных требований просят признать их приобретшими право пользования жилым помещением на условиях социального найма.
Истцы в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены.
Представитель истцов Корчагина Н.М., действующая на основании доверенности (л.д. 6), доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика КУМИ Кемеровского района в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен.
Представитель соответчика Администрации Кемеровского района, привлеченный к участию в деле определением суда от 22.11.2018 (л.д. 65), в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен, просил дело рассмотреть в своё отсутствие.
Третье лицо Сусоенко И.В. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 56).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов, представителей ответчиков, третьего лица.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" указано, что согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 12 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ каждое лицо имеет право на защиту своих гражданских прав способами, предусмотренными законом, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 1, ст. 8 ГК РФ выбор способа защиты права избирается истцом, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения и удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст.11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе путем признания жилищного права.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ сторонами по договору социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда и гражданин (наниматель), которому жилое помещение предоставляется во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) (ч.1 ст.62 ЖК РФ).
В соответствии с действующим жилищным законодательством пользование жилыми помещениями в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется на основании договора социального найма (ст. ст. 60, 61 ЖК РФ).
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов свой семьи и нанимателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
В силу п. 2 ст. 672 ГК РФ проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
Согласно ст. 686 ГК РФ в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними.
Судом установлено, что в связи с трудовыми отношениями с ГСП с/з «Барановский» истцу Сусоенко В.Н. было предоставлено жилое помещение, расположенное по <адрес>
Данные обстоятельства не оспариваются и подтверждаются сведениями трудовой книжки (л.д. 14-18).
На основании приказа директора ГСП с/з «Барановский» № 2 от 27.01.2004 (л.д. 12), жилое помещение было закреплено за истцом Сусоенко В.Н.
Распоряжением № 101-р от 19.07.2002 «О завершающем этапе подготовки Всероссийской переписи населения 2002 года по Барановской сельской территории» спорному жилому помещению и земельному участку присвоен новый <адрес> вместо старого <адрес>
Данные обстоятельства подтверждаются справкой администрации Щегловского сельского поселения № 956 от 05.10.2018 (л.д. 41).
Из материалов дела следует, что на имя Сусоенко В.Н. открыт лицевой счет № за 2018 год.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещении и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
На основании распоряжения Главы Кемеровского района № 672-р от 27.03.2006 «О приеме в муниципальную собственность» жилое помещение (часть жилого дома) по <адрес> передано в муниципальную собственность Кемеровского муниципального района, что подтверждается выпиской КУМИ Кемеровского района от 25.02.2016 (л.д. 40).
В силу ст. 64 Жилищного кодекса РФ переход права собственности от государства в муниципальную собственность на занимаемое по договору социального найма жилое помещение не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
В судебном заседании представитель истцов пояснила, что с 1982 года и по настоящее время в квартире проживают истцы, пользуются квартирой по назначению, оплачивают коммунальные услуги, производят текущий и капитальный ремонт. Земельный участок под жилым помещением оформлен в собственность истца. Истцы участия в приватизации ранее не принимали.
Пояснения представителя истца в указанной части подтверждаются справкой о составе семьи администрации Щегловского сельского поселения от 02.10.2018 (л.д. 37), свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 29), справками администрации Щегловского сельского поселения от 02.10.2018 (л.д. 38, 39).
На заявление истца Сусоенко В.Н. от 25.02.2016 (л.д. 24) к КУМИ Кемеровского района о заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по <адрес>, дан ответ об отказе в заключении договора социального найма, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на спорное жилое помещение.
Таким образом, на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, судом установлено, что истец и члены его семьи были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, в соответствии с требованиями ЖК РФ, непрерывно и длительно проживают в спорном жилом помещении, оплачивают коммунальные услуги. Вселение произошло вследствие трудовых отношений истца Сусоенко В.Н. с ГСП с/з «Барановский». Каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истцов при вселении в спорное помещение допущено не было. Доказательств обратного суду не представлено.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено доказательств, опровергающих законность вселения истцов в спорное жилое помещение, требований о выселении к ним не заявлялось. Иного жилья в собственности и на праве пользования истцы не имеют.
С момента вселения и по настоящее время истцы проживают и пользуются указанным жилым помещением, исполняют предусмотренные жилищным законодательством обязанности по оплате за жилье и коммунальные услуги, что ответчиками не оспорено, и по существу свидетельствует о том, что между сторонами сложились фактические жилищные правоотношения по социальному найму спорного жилого помещения.
Доказательств, подтверждающих, что жилое помещение было предоставлено на каком-либо другом праве, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцы в установленном законом порядке приобрели право пользования спорным помещением на условиях социального найма.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 30.11.2015 (л.д. 20-22), спорным объектом по <адрес>, является квартира.
С учетом изложенного, суд полагает требования истцов о признании их приобретшими право пользования жилым помещением на условиях социального найма, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 50,7 ░░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ 50,7 ░░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 50,7 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 24.12.2018.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: