Дело № 2-26/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Моршанск 27 января 2016 года
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
федерального судьи Акимушкиной Т.Е.,
с участием прокурора <адрес> ФИО6,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о возложении обязанности по обеспечению расчистки земель лесного фонда от несанкционированной свалки промышленных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к Управлению лесами <адрес>, <данные изъяты> областному государственному автономному учреждению «<данные изъяты> лесхоз» о возложении обязанности по обеспечению расчистки земель лесного фонда от несанкционированной свалки промышленных отходов, в котором указал, что прокуратурой <адрес> в соответствии с заданием прокуратуры области и планом работы на 1-ое полугодие 2015 года, проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов и обороте древесины.
В рамках настоящей проверки был выявлен факт нахождения на территории лесного фонда, граничащим с землями населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, несанкционированной свалки отходов производства по распиловке и строганию древесины (древесная стружка, опилки, срезки), а также бытового мусора общей площадью <данные изъяты> га.
Проверка показала, что вышеуказанная несанкционированная свалка отходов расположена в <данные изъяты> участкового лесничества ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество».
Выдел <данные изъяты> был предоставлен ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз» под лесной склад (л.61 Таксационного описания <данные изъяты> участкового лесничества ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество»).
Указанный земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда, что подтверждается информацией, предоставленной администрацией <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Частью 2 ст.51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что защита лесов осуществляется органами государственной власти, в пределах установленных полномочий. На территории <адрес> функции защиты лесов осуществляет Управление лесами <адрес>.
В соответствии с п. 3.1.7 Положения об управлении лесами Тамбовской области, утвержденного Постановлением главы администрации Тамбовской области от 08.09.2014 г. № 87 «Об утверждении Положения об управлении лесами Тамбовской области», к одной из основных задач Управления относится выполнение функций по защите лесов.
Кроме того, функции по охране и защиты лесов на землях лесного фонда на территории <адрес> также возложены на подведомственное Управлению лесами учреждение - ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» в соответствии с п. 2.2. Устава, утвержденного Приказом Управления лесами Тамбовской области от 06.07.2011 г. N 66.
В соответствии с п.2.2.2 Устава ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз», утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 16.01.2008 г. № 41, целью создания и деятельности указанного хозяйствующего субъекта является выполнение работ по охране лесов от загрязнения и от иного негативного воздействия.
Проверкой установлено, что по итогам проведения открытого аукциона согласно приложению № 7 к приказу Управления лесами Тамбовской области № 151 от 24.12.2014 года ТОГАУ <данные изъяты> лесхоз» было выдано государственное задание на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов, раздел 2 которого предусматривает выполнение работ по защите лесов, в том числе защита лесных насаждений от захламленности.
Основные принципы и правила обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду закреплены в Федеральном законе РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с абз.2 ст.1 Закона под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, которые образовались в процессе производства.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с ч.3 ст.55 Лесного кодекса РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Единый порядок и условия организации защиты лесов от негативных воздействий установлены Постановлением Правительства РФ №414 от 29.06.2007 г. «Об утверждении правил санитарной безопасности».
В соответствии с п.п. «е» п.39 Правил не допускается при использовании лесов их загрязнение промышленными и бытовыми отходами.
Вместе с тем настоящая проверка показала, что в нарушение предусмотренных законом требований каких-либо мероприятий, направленных на проведение работ по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами, со стороны Управления лесами <адрес>, а также ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз» в полном объеме произведено не было, о чем свидетельствует факт нахождения на землях государственного лесного фонда, а именно: <данные изъяты> участкового лесничества ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» несанкционированной свалки отходов от производства по распиловке и строганию древесины (древесной стружки, опилок, срезков), а также бытовых отходов общей площадью <данные изъяты> га.
Факты бездействия в части осуществления работ по уборке территории земель лесного фонда от мусора и захламленности ранее находили свое отражение в актах прокурорского реагирования: представлениях Управлению лесами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ТОГАУ <данные изъяты> лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Управления лесами Тамбовской области от 01.12.2014 г. № 131 утвержден Стандарт качества выполнения государственной работы "Защита лесов", согласно которому цель выполнения государственной работы " Защита лесов" есть своевременное выявление неудовлетворительного санитарного состояния лесов, определение причин его возникновения, проектирование необходимых мероприятий по защите лесов на лесных участках с неудовлетворительным санитарным состоянием, предотвращение возникновения очагов вредных организмов, где они могут оказаться источником распространения инфекции или средой для её сохранения.
На территории <данные изъяты> лесничества в месте несанкционированной свалки происходят активные процессы гниения и разложения отходов деревообрабатывающего производства, в результате чего свалка является очагом образования и распространения вредных организмов и болезней леса.
Огромное скопление отходов находится на землях государственного лесного фонда, в непосредственной близости от произрастающих хвойных деревьев, в связи с чем данное обстоятельство может явиться причиной заражения леса и быстрого распространения вредных организмов.
Кроме того, производственные отходы в указанном месте несанкционированного складирования постоянно воспламеняются и продукты горения в большом количестве проникают в населенные пункты <данные изъяты> сельсовета, а с наступлением пожароопасного периода создается потенциальная опасность лесных пожаров. Данное обстоятельство противоречит разделу 1 - "Охрана лесов от пожаров", вышеприведенного государственного задания Управления лесами <адрес>.
Однако своевременных действенных мер, направленных на устранение нарушений, должностными лицами до настоящего времени предпринято не было. Данные факты являлись предметом постоянного обсуждения в течение 2013-2015 г.г. на совещаниях при главе <данные изъяты> сельсовета и заседаниях рабочих групп, на которых присутствовали представители ТОГКУ "<данные изъяты> лесничество" и ТОГАУ <данные изъяты> лесхоз".
Прокуратурой <адрес> по фактам бездействия уполномоченных лиц в 2014 году в адрес ТОГАУ <данные изъяты> лесхоз» и ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» были внесены представления.
Отсутствие надлежащего контроля со стороны Управления лесами <адрес> и невыполнение должностными лицами подведомственных учреждений (ТОГАУ <данные изъяты> лесхоз" и ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество») функций по защите лесов привело к образованию и увеличению за последний период стихийной свалки отходов деревообработки, а также бытового мусора в границах земельного участка лесного фонда, что создает потенциальную опасность для населения, проживающего на прилегающей территории, а также лесным насаждениям, которые произрастают по периметру указанной свалки.
Прокурор прокуратуры <адрес> просит на Управление лесами <адрес> возложить обязанность принять меры по незамедлительной организации ликвидации свалки, обеспечить использование земельного участка государственного лесного фонда по целевому назначению, обязать ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз» ограничить доступ к месту складирования отходов и принять меры к ликвидации свалки.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес>.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ
к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация <адрес>.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Управление Росприроднадзора по <адрес>, ООО «<данные изъяты>».
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ от участия в деле в качестве третьих лиц освобождены администрация <адрес> и администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес> и привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ от участия в деле в качестве ответчиков освобождены администрация <адрес>, администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес>, ТОГАУ <данные изъяты> лесхоз» и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
От прокурора <адрес> ФИО6 поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит возложить обязанность на Управление лесами <адрес> принять меры по организации ликвидации свалки, обеспечить использование земельного участка государственного лесного фонда по целевому назначению, возложить обязанность на ФИО3, ФИО2, ФИО4 произвести расчистку земель лесного фонда от несанкционированной свалки промышленных отходов.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО8 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений и просил возложить обязанность на Управление лесами <адрес> принять меры по организации ликвидации свалки, обеспечить использование земельного участка государственного лесного фонда по целевому назначению, возложить обязанность на ФИО3, ФИО2, ФИО4 произвести расчистку земель лесного фонда от несанкционированной свалки промышленных отходов.
Представители ответчика – Управления лесами <адрес> ФИО9 и ФИО10, действующие по доверенности, исковые требования прокурора <адрес> не признали и пояснили, что в соответствии с Лесным кодексом РФ (ст. 83) и Положением об управлении лесами Тамбовской области, утвержденным постановлением главы администрации области от 08.09.2014 г. № 87, Управление лесами области осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Согласно пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г. № 837, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансирование полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Выделение средств субвенций на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок) федеральным бюджетом органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в области лесных отношений, не предусмотрено. Это подтверждается письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 28.10.2010 г. №ВЧ-09-54/7645. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Федерального закона №89-ФЗ и статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Необходимо отметить, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона №131-Ф3). Таким образом, полномочия по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов производства и потребления возложены на органы местного самоуправления и не ограничиваются территорией проживания населения. В соответствии с уставом <данные изъяты> сельсовета <адрес> к вопросам местного значения сельсовета относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Описание границ муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет», являющееся приложением № к Уставу сельсовета, подтверждает вхождение в границы сельсовета земель лесного фонда, на которых расположена несанкционированная свалка. Управление лесами области и подведомственные управлению ТОГКУ (лесничества) в соответствии с Лесным кодексом РФ в рамках переданных Российской ФИО5 полномочий в области лесных отношений осуществляют на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), который направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства. В границах <данные изъяты> лесничества деятельность по осуществлению федерального государственного лесного надзора осуществляет ТОГКУ <данные изъяты> лесничество». Госинспекторами ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» в целях выявления и пресечения нарушений лесного законодательства осуществляется патрулирование лесного фонда на территории <данные изъяты> лесничества, в том числе в <данные изъяты> участкового лесничества. В период с 2011 года по 2014 год госинспекторами ТОГКУ <данные изъяты> лесничество» выявлено увеличение лесонарушений в <данные изъяты> участкового лесничества. В 2011 году составлено 2 протокола, в 2012 - 3, в 2013 - 6, в 2014 - 9 протоколов о лесонарушениях на указанной территории за вывоз и складирование бытовых и промышленных отходов. Все нарушители установлены и привлечены к административной ответственности. Среди нарушителей оказались индивидуальные предприниматели и граждане - жители поселка <данные изъяты> О существующей проблеме и не решенных вопросах в части организации сбора и вывоза отходов ежегодно информировался прокурор <адрес> ФИО11 Учитывая, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется только на землях лесного фонда, а деятельность индивидуальных предпринимателей осуществляется на землях поселения ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» обращалось к прокурору <адрес> ФИО11 с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении нарушителей законодательства. Учитывая, что полномочия в области обращения с отходами возложены на органы местного самоуправления, Управлением лесами области и ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» направлены письма главе администрации <данные изъяты> сельсовета, главе <адрес> о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки. Основной причиной захламления лесов является отсутствие в поселке <данные изъяты> специализированной площадки для утилизации древесных отходов от пилорам и несвоевременное обслуживание контейнеров для бытовых отходов. В ответе главы администрации <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) указано, что полная утилизация отходов на свалке будет осуществлена до декабря 2014 года. Следует отметить, что ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз» не имеет пилорам в поселке Вяжли и не использует несанкционированную свалку для размещения древесных и иных отходов. В соответствии с Уставом ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз», утвержденным постановлением администрации области от 16.01.2008 г. №41, основным видом деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. При этом учреждение выполняет работы, оказывает услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, в пределах установленного государственного задания (п. 2.3 Устава лесхоза). Источником финансового обеспечения государственного задания являются средства федерального бюджета, выделяемые Управлению лесами области в виде субвенций на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений. В связи с тем, что средства на очистку леса от отходов производства и потребления из бюджета не выделяются, в государственные контракты и государственные задания не включены работы по очистке леса от захламления (отходов). Вместе с тем в настоящее время администрацией <адрес> реализуется план мероприятий по рекультивации свалки на территории <данные изъяты> участкового лесничества. Учитывая важность существующей проблемы ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» усилен контроль за данной территорией, ограничен въезд транспортных средств на территорию свалки, установлены аншлаги об административной ответственности за нарушение правил санитарной безопасности в лесах, организовано регулярное дежурство с целью контроля за запретом вывоза отходов. По инициативе ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз» за счет собственных средств учреждения осуществлено выравнивание и уплотнение древесных отходов и тем самым обеспечена возможность рекультивации территории свалки.
Ответчики ФИО3 и ФИО4 не возражали против удовлетворения иска прокурора <адрес>.
Ответчик ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – администрации <адрес> ФИО12, действующая по доверенности, не возражала удовлетворить иск прокурора <адрес> и пояснила, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) согласно п.п. «г» п.2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414. Согласно п.3 Правил меры санитарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, проводятся Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (п.4 Правил). Согласно п.13 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. N337 "Об утверждении Правил заготовки древесины" при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочия органов местного самоуправления поселений входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Под сбором отходов согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания своего имущества. В силу ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. В соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Бремя содержания в надлежащем виде земельного участка, его очистка от мусора налагается на лицо, которому переданы в управление указанные земли лесного фонда. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" установлены санитарные требования к использованию лесов (п.п. 39 - 52). При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (п. «е» ст. 39). За нарушение Правил установлена следующая ответственность:
- лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.53). Указанная ответственность предусмотрена ст. 8.31 КоАП РФ;
- вред, причиненный лесам в связи с нарушением требований настоящих Правил, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.54).
Статьей 100 Лесного кодекса РФ определено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Ответчики не реализовали в полной мере предоставленные им полномочия по очистке леса от загрязнения. На основании вышеуказанных правовых актов органы местного самоуправления района, поселений не несут ответственность за уборку территории лесов.
Представитель третьего лица - администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От заместителя главы администрации ФИО13 поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации сельсовета. В отзыве администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес> указала, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия согласно п.п. «г» п.2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414. Согласно п.3 Правил меры санитарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, проводятся Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (п.4 Правил). Согласно п.13 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. N337 "Об утверждении Правил заготовки древесины" при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочия органов местного самоуправления поселений входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Под сбором отходов согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания своего имущества. В силу ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. В соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Бремя содержания в надлежащем виде земельного участка, его очистка от мусора налагается на лицо, которому переданы в управление указанные земли лесного фонда. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" установлены санитарные требования к использованию лесов (п.п. 39 - 52). При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (п. «е» ст. 39). За нарушение Правил установлена следующая ответственность:
- лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.53). Указанная ответственность предусмотрена ст. 8.31 КоАП РФ;
- вред, причиненный лесам в связи с нарушением требований настоящих Правил, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.54).
Статьей 100 Лесного кодекса РФ определено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сторона ответчика не реализовала в полной мере предоставленные ей полномочия по очистке леса от загрязнения. На основании вышеуказанных правовых актов органы местного самоуправления района, поселений не несут ответственности за уборку территории лесов.
Представитель третьего лица – ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз» ФИО14, действующий по доверенности, не возражал удовлетворить иск прокурора <адрес> и пояснил, что в соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. В соответствии с Уставом ТОГАУ <данные изъяты> лесхоз», утвержденным постановлением администрации области от 16.01.2008 г. №41, основным видом деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Согласно п. 2.3 Устава учреждение выполняет работы, оказывает услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, в пределах установленного государственного задания. Мероприятия по очистке лесов от отходов производства и потребления в государственном задании ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз» на 2015 год не предусмотрены. Участок леса площадью <данные изъяты> как лесной склад именно ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз» никто не предоставлял, что видно из Таксационного описания <данные изъяты> участкового лесничества. Он не имеет пилорам в поселке <данные изъяты> и не использует несанкционированную свалку для размещения древесных и иных отходов. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Представитель третьего лица – МУП Тепловых сетей <адрес> ФИО15, действующая по доверенности, отнесла решение данного спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по <адрес>, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От заместителя руководителя Управления ФИО16 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие специалиста Управления. В отзыве на исковое заявление Управление Росприроднадзора по <адрес> указало, что на основании Приказа Управления от 20.03.2015 г. №79 «О проведении рейдовых проверок» государственным инспектором Управления совместно с представителями прокуратуры <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ проведены рейдовые мероприятия на территории <адрес> в местах размещения ТБО, несанкционированных свалок ТБО и производственных отходов. ДД.ММ.ГГГГ в процессе обследования <адрес> установлено, что на территории <данные изъяты> лесничества на естественной природной балке, на площади около <данные изъяты> га размещается несанкционированная свалка отходов от переработки древесины. Несанкционированная свалка образовывалась в течение длительного времени в результате деятельности близлежащих предприятий по осуществлению переработки древесины, что привело к захламлению данного земельного участка и является нарушением ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающей требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов (соблюдение экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека), а также нарушением ст. 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. №137, предписывающей собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков проведение мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления. В связи с этим Управлением были направлены письма в апреле 2015 года в администрацию <адрес> и Управление лесами <адрес> о необходимости принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки в <адрес>. Вышеуказанными учреждениями предоставлен разработанный план мероприятий по рекультивации свалки на территории Вяжлинского участкового лесничества. В соответствии с Определениями основных понятий видов нарушений земельного законодательства (утв. Роскомземом 29 марта 1994 г. № 3-14-1/404), захламление земель - накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах. Пункт 5 ст. 12 Закона об отходах запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Управлением Росприроднадзора по <адрес> проведено ДД.ММ.ГГГГ повторное обследование <адрес> в местах размещения ТБО, несанкционированных свалок ТБО и производственных отходов, в результате чего выявлено частичное исполнение плана мероприятий по рекультивации свалки. При повторном обследовании <адрес> совместно с <данные изъяты> лесничеством установлено, что размещение отходов от деревообработки на свалке не производится, добавились отходы ТБО. На свалке проведено планирование и частичная засыпка песком 30% площади. На территории муниципального образования выявлены и несанкционированные свалки ТБО от населения. Федеральным законом от 29.12.2014 г. №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» установлено, что право собственности на отходы производства и потребления определяются в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Соответственно, собственники отходов в данном случае - деревообрабатывающие организации. Все отходы, размещенные на свалке, являются собственностью деревообрабатывающих организаций. В данном случае деревообрабатывающими организациями нарушены положения вышеуказанных нормативно-правовых актов. Согласно п.2 ст. 8 Закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относит организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со статьей 13 Закона об отходах территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем ч.6 ст.21 Лесного кодекса РФ предусматривает, что земли, которые использовались для эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации. Выполнение работ по рекультивации должно производиться в строгом соответствии с Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Согласно п. 1 Постановления № 140 рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Таким образом, не были приняты в достаточной степени меры по устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами. Данные земли должны быть рекультивированы с привлечением собственников отходов, администрации района во взаимодействии с ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» и ТОГАУ <данные изъяты> лесхоз».
Представитель третьего лица – ООО «<данные изъяты>», не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя ООО <данные изъяты>» ФИО17, действующей по доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 2, 9, 18, 42, 58 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду, является обязанностью государства.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст.11 Закона).
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п.3.1, п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Кроме того, основные принципы и правила обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с абз.2 ст.1 Закона под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, которые образовались в процессе производства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> в соответствии с заданием прокуратуры области и планом работы на 1-ое полугодие 2015 года, проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов и обороте древесины.
В рамках настоящей проверки был выявлен факт нахождения на территории лесного фонда, граничащим с землями населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, несанкционированной свалки отходов производства по распиловке и строганию древесины (древесная стружка, опилки, срезки), а также бытового мусора общей площадью <данные изъяты> га. Вышеуказанная несанкционированная свалка отходов расположена в <данные изъяты> участкового лесничества ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество». Выдел <данные изъяты> га был предоставлен ТОГАУ «<данные изъяты> лесхоз» под лесной склад.
Указанный земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда, что подтверждается информацией, предоставленной администрацией <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В силу ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования охраны земель лесного фонда регулируется настоящим кодексом и лесным законодательством.
Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
На территории <адрес> функции защиты лесов осуществляет Управление лесами <адрес>.
В соответствии с п. 3.1.7 Положения об управлении лесами Тамбовской области, утвержденного Постановлением главы администрации Тамбовской области от 08 сентября 2014 г. № 87 «Об утверждении Положения об управлении лесами Тамбовской области», к одной из основных задач Управления относится выполнение функций по защите лесов.
Единый порядок и условия организации защиты лесов от негативных воздействий установлены Постановлением Правительства Российской Федерации №414 от 29 июня 2007 г. «Об утверждении правил санитарной безопасности».
В соответствии с п.п. «е» п.39 Правил при использовании лесов не допускается их загрязнение промышленными и бытовыми отходами.
Согласно пункту 2 Правил в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Пунктом 3 Правил предусмотрено, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 Правил установлено, что работы по назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.
Проверка показала, что в нарушение предусмотренных законом требований каких-либо мероприятий, направленных на проведение работ по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами, со стороны Управления лесами <адрес> в полном объеме произведено не было.
Факты бездействия в части осуществления работ по уборке территории земель лесного фонда от мусора и захламленности ранее находили свое отражение в актах прокурорского реагирования – представлениях в отношении Управления лесами <адрес> и подведомственных учреждений.
Приказом Управления лесами Тамбовской области от 01 декабря 2014 г. № 131 утвержден Стандарт качества выполнения государственной работы "Защита лесов", согласно которому цель выполнения государственной работы "Защита лесов" есть своевременное выявление неудовлетворительного санитарного состояния лесов, определение причин его возникновения, проектирование необходимых мероприятий по защите лесов на лесных участках с неудовлетворительным санитарным состоянием, предотвращение возникновения очагов вредных организмов, где они могут оказаться источником распространения инфекции или средой для её сохранения.
На территории <данные изъяты> лесничества в месте несанкционированной свалки происходят активные процессы гниения и разложения отходов деревообрабатывающего производства, в результате чего свалка является очагом образования и распространения вредных организмов и болезней леса.
Огромное скопление отходов находится на землях государственного лесного фонда, в непосредственной близости от произрастающих хвойных деревьев, в связи с чем данное обстоятельство может явиться причиной заражения леса и быстрого распространения вредных организмов.
Кроме того, производственные отходы в указанном месте несанкционированного складирования постоянно воспламеняются и продукты горения в большом количестве проникают в населенные пункты <данные изъяты> сельсовета, а с наступлением пожароопасного периода создается потенциальная опасность лесных пожаров.
Отсутствие надлежащего контроля со стороны Управления лесами <адрес> функций по защите лесов привело к образованию и увеличению за последний период стихийной свалки отходов деревообработки, а также бытового мусора в границах земельного участка лесного фонда, что создает потенциальную опасность для населения, проживающего на прилегающей территории, а также лесным насаждениям, которые произрастают по периметру указанной свалки.
При рассмотрении дела был также установлен факт несоблюдения индивидуальными предпринимателями ФИО3, ФИО2, ФИО4 федерального законодательства об отходах производства и потребления, которые в период с 2013 года по 2014 год осуществляли складирование отходов от производства по распиловке и строганию древесины на территории образования несанкционированной свалки, расположенной в <данные изъяты> участкового лесничества ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество». В связи с допущенными нарушениями ФИО4 и ФИО3 были привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.31 КоАП РФ, ФИО2 - к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности нахождения на землях лесного фонда, граничащем с землями населенных пунктов муниципального образования – <данные изъяты> сельсовет <адрес>, несанкционированной свалки отходов производства, расположенной в <данные изъяты> участкового лесничества ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество». Наличие несанкционированной свалки подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, вопросы лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
В силу положения статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правоотношения по очистке лесов от захламления и загрязнения регламентированы специальными нормами законодательства, предусматривающими ответственность собственника земельного участка, органа государственной власти субъекта РФ за состояние земель лесного фонда.
Частью 2 ст.51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 84 Лесного кодекса РФ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также возможность наделения отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений определены ст.11 Земельного кодекса РФ, в соответствии с частью 2 которой органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, законодатель ограничил ответственность органов местного самоуправления по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель границами земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.
Ссылка стороны ответчика - Управления лесами <адрес> на положения ст.11 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в обоснование доводов о том, что надлежащими ответчиками являются органы местного самоуправления, неубедительна.
В вышеуказанной норме закреплены требования к установлению и изменению границ муниципальных образований, на которую распространяется юрисдикция органов местного самоуправления, что не свидетельствует о праве и обязанности органа местного самоуправления осуществить правомочия собственника в отношении всех земельных участков (вне зависимости от форм собственности и их целевого назначения), входящих в границы муниципального образования. Указанные положения спорные правоотношения не регулируют.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 26-П город Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ" пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
В отношении органов местного самоуправления – администрации <адрес> и администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> нормативный акт о наделении отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства леса, находящегося в федеральной собственности, не принимался.
Доводы Управления лесами <адрес> о необходимости возложения на органы местного самоуправления обязательств по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке лесного фонда в связи с его вхождением в состав территории поселения, суд считает необоснованными по вышеуказанным обстоятельствам.
В соответствии со ст.ст.209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.2 и п.4 ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель
собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и
арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от
водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления,
иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами,
захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе
биогенного загрязнения, и другого негативного (вредного) воздействия, в результате
которого происходит деградация земель, а также по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений: организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно части 3 данной нормы средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, в соответствии с Лесным кодексом РФ (ст.83) и Положением об управлении лесами <адрес>, утвержденным постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление лесами <адрес> осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Оценив в совокупности представленные доказательства, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, принимая во внимание, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, она подлежит ликвидации в рамках мероприятий очистки леса, обязанность по организации которых на территории <адрес> возложена на Управление лесами <адрес>. Данная обязанность в отношении спорного лесного участка, как следует из обстоятельств дела, Управлением лесами <адрес> надлежащим образом не исполнялась. Поскольку несанкционированное складирование отходов от производства по распиловке и строганию древесины, вывозимых на указанный земельный участок, образовалось в том числе от эксплуатации пилорам индивидуальными предпринимателями ФИО2, ФИО3, ФИО4, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории <адрес>, то на них лежит ответственность по расчистке земель лесного фонда от несанкционированной свалки промышленных отходов.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о возложении обязанности по обеспечению расчистки земель лесного фонда от несанкционированной свалки промышленных отходов, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о возложении обязанности по обеспечению расчистки земель лесного фонда от несанкционированной свалки промышленных отходов удовлетворить.
Возложить обязанность на Управление лесами <адрес> принять меры по организации ликвидации свалки в <данные изъяты> участкового лесничества ТОГКУ «<данные изъяты> лесничество», обеспечить использование земельного участка государственного лесного фонда по целевому назначению.
Возложить обязанность на ФИО2, ФИО3, ФИО4 произвести расчистку земель лесного фонда от несанкционированной свалки промышленных отходов.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья: Т.Е.Акимушкина