Дело № 2а-7199/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,
при секретаре Камашевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Удмуртской Республике к Дудыревой Л.Г. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 11 по Удмуртской Республике ( далее – административный истец, МИФНС № 11 по УР, Инспекция, МИФНС № 11) обратилась в суд с административным иском к Дудыревой Л.Г. ( далее – административный ответчик) о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 82,10 руб., взыскании недоимки земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 121,00 руб., пени по указанному налогу в размере 0,41 руб.
Требования мотивированы следующим.
Дудырева Л.Г. является собственником недвижимого имущества:
- квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, номер регистрации права <номер>;
- жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, номер регистрации права <номер>
В силу ст. 400 НК РФ Дудырева Л.Г. является налогоплательщиком налога на имущество. Инспекцией налогоплательщику был начислен налог на имущество за 2013 г.
Согласно ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом ( в соответствии с п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 « О налоге на имущество физических лиц», действовавшем до вступления в силу Федерального закона от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ, уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог).
В установленные сроки Дудыревой Л.Г. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена, Инспекцией произведено начисление пени в соответствие с требованиями ст. 75 НК РФ в размере 82,10 руб.
Кроме того, в собственности Дудыревой Л.Г. находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер> номер регистрации права <номер>, в соответствии со ст. 388 НК РФ Дудырева Л.Г. является плательщиком земельного налога. Инспекцией налогоплательщику был начислен земельный налог за 2013 г..
Согласно п.1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В установленные сроки налогоплательщиком обязанность по уплате земельного налога не исполнена.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, Инспекцией начислены пени на сумму задолженности по земельному налогу в размере 0,41 руб.
Инспекцией налогоплательщику было выставлено требование <номер> от <дата>, указанное требование налогоплательщиком в установленный срок не исполнено, что послужило основанием для взыскания задолженности по налогам, пени в судебном порядке.
Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа, <дата> мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского района г. Ижевска вынесено определение об отмене судебного приказа, на основании письменных возражений налогоплательщика, в связи с чем Инспекция обратилась с административным иском в суд.
В судебное заседание представители МИФНС № 11 по УР не явились, при подаче иска просили рассмотреть административный иск в отсутствие налогового органа, в порядке упрощенного ( письменного производства).
В порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ судом дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в суд лиц.
В судебное заседание представитель административного истца Васильева О.И., действующая на основании доверенности, представила письменные пояснения, согласно которых указала, что Дудырева Л.Г. добровольно, но несвоевременно уплатила налог на имущество физических лиц за 20-12.2013 г.г., земельный налог за 2012 г., что видно из карточки расчетов с бюджетом, в связи с чем взыскание в порядке ст. 48 НК РФ не производилось.
Административный ответчик Дудырева Л.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала, представила письменные возражения, согласно которых указала, что <дата> с ее счета в Сбербанке были списаны денежные средства в размере 203,51 руб. на основании исполнительного производства <номер>. Денежные средства были перечислены в Октябрьский РОСП г. Ижевска и поступили в МИФНС № 11 по УР по платежному документу <номер> от <дата> <дата> в МИФНС № 11 по УР поступило требование судебного пристава-исполнителя Якуповой А.Д., в котором содержится требование о возврате указанных денежных средств, но денежные средства не возвращены, в связи с чем, полагает, что удовлетворение иска повлечет двойное взыскание и нарушение ее права. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании поддержала письменные возражения, указала, что ранее Инспекция допускала направление заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности и после ее оплаты.
Выслушав мнение административного ответчика, изучив письменные пояснения и проанализировав материалы дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела и приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" введен в действие с 15 сентября 2015 года Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Статья 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ) регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено налоговые уведомление <номер> на уплату налога на имущество физических лиц за 2013 г. и расчетом земельного налога за 2013 г.
Согласно п. 3 ст. 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Согласно реестра почтовых направлений ( заказные письма) <номер> от <дата> указанное уведомление направлено в адрес регистрации Дудыревой Л.Г.
Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (ч. ч. 2 и 4 ст. 69 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.
Инспекцией в адрес Дудыревой Л.Г. было направлено требование <номер> по состоянию на <дата> на уплату налога на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, земельного налога и пени по земельному налогу, со сроком исполнения - до <дата>, что подтверждается списком заказных писем <номер> от <дата>, которое считается полученным налогоплательщиком по истечении 6 дней со дня направления.
В установленный требованием срок ( до <дата>) Дудыревой Л.Г. обязанность по уплате налогов, пени не исполнена.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, ч. 4 ст. 289 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с чем, Инспекция имела возможность обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, указанного в требовании – <дата>, т.е. до <дата>
С заявлением о выдаче судебного приказа Инспекция обратилась к мировому судьей судебного участка № 1 Октябрьского района в установленный срок, <дата> мировым судьей был выдан судебный приказ <номер>
<дата> судебный приказ <номер> от <дата> был отменен в связи с поступившими возражениями Дудыревой Л.Г.
<дата> Инспекция обратилась с административным иском в Октябрьский районный суд <адрес>, следовательно, административный иск подан в установленный законом срок в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.
Согласно данных, полученных Инспекцией в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ за Дудыревой Л.Г. зарегистрированы на праве собственности:
- квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, номер регистрации права <номер>;
- жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, номер регистрации права <номер>.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период устанавливался Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).
Согласно ст. 1 Закона N 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе (п. 2).
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на указанное имущество (ст. 2 Закона N 2003-1).
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 5 Закона N 2003-1 исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости.
На основании пункта 9 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 « О налоге на имущество физических лиц», действовавшем до вступления в силу Федерального закона от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ, уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В соответствии со ст. 69,70 НК РФ Дудыревой Л.Г. направлено заказным письмом требование <номер> от <дата> по уплате налога на имущество в размере 2961,00 руб., пени по налогу на имущество в размере 82,25 руб.
В установленные сроки требование Инспекции Дудыревой Л.Г. исполнено не было.
Общая сумма налога, начисленная Дудыревой Л.Г. составляла 2961,00 руб., указанный размер налога Дударевой Л.Г. не оспаривался, был добровольно уплачен <дата> ( согласно карточке расчетов с бюджетом), пени не погашены.
В соответствии с п. 1. ст. 75 НК РФ пеней признается установленная НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 4 ст. 75 НК РФ установлено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму задолженности по налогу на имущество Инспекцией начислены пени за период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в сумме 82,10 руб., судом расчет пени проверен и принят, поскольку является верным.
Согласно данных, полученных Инспекцией в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ за Дудыревой Л.Г. зарегистрирован на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 361661,68 руб.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно положениям ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ ( ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговой инспекцией произведен расчет земельного налога за 2013 г. подлежащего уплате налогоплательщику в размере 121,00 руб., данный расчет Дудыревой Л.Г. не оспорен.
В установленные сроки требование Инспекции Дудыревой Л.Г. не исполнено, земельный налог в размере 121,00 руб. не уплачен, в связи с чем данная сумма земельного налога за 2013 г. подлежит взысканию.
В соответствии со ст. 69,70 НК РФ Дудыревой Л.Г. направлено заказным письмом требование <номер> от <дата> по уплате земельного налога в размере 121,00 руб., пени по земельному налогу в размере 0,43 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму задолженности Инспекцией начислены пени по земельному налогу за период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в размере 0,41 руб., судом расчет пени проверен и принят, поскольку является верным.
При этом доводы административного ответчика о наложении двойного взыскания в связи с тем, что ранее в порядке исполнительного производства были списаны денежные средства в размере 203,51 руб., судом не могут быть приняты, поскольку согласно представленных копии исполнительного документа – постановления о прекращении исполнительного производства <номер> от <дата>, копии требования судебного пристава-исполнителя Якуповой А.Д. в адрес МИФНС № 11 по УР от <дата>, ответа на устное обращение Дудыревой Л.Г. к судебного пристава-исполнителя Якуповой А.Д. предметом исполнения возбужденного исполнительного производства <номер> ( на основании исполнительного документа: судебного приказа <номер> от <дата> ) являлась государственная пошлина в размере 203,51 руб., а не сумма пени по налогу на имущество, земельного налога и пени по земельному налогу.
Кроме того, поскольку судебный приказ <номер> от <дата> был отменен, то заявитель вправе обратиться к мировому судье с заявлением о повороте исполнения судебного акта в порядке ст.ст. 361, 362 КАС РФ, согласно которым административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Согласно ст.ст. 111, 114 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям; государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию пропорционально размеру удовлетворенных судом требований государственная пошлина в размере 400,00 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 11 по Удмуртской Республике к Дудыревой Л.Г. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени удовлетворить.
Взыскать с Дудыревой Л.Г., зарегистрированной по адресу: <адрес> в доход бюджета на расчетный счет 40101810200000010001, получатель Отделение – НБ Удмуртская Республика г. Ижевск БИК 049401001 ИНН 1834030163 УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 11 по Удмуртской Республике ), код ОКТМО 94701000:
- земельный налог за 2013 г. в размере 121 руб. 00 коп.( КБК 18210606012041000110),
- пени по земельному налогу за период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в размере 0 руб. 41 коп. ( КБК 18210606012042000110);
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в размере 82 руб. 10 коп. ( КБК 18210601020042000110).
Взыскать с Дудыревой Л.Г. государственную пошлину в доход местного бюджета 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено судьей 18 декабря 2017 года.
Судья Ю.В. Фролова