Решение по делу № 12-384/2017 от 16.10.2017

Дело № 12-384/2017

РЕШЕНИЕ

14 декабря 2017 года              г. Ижевск

Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Малков К.Ю., с участием старшего помощника прокурора Устиновского района г. Ижевска Семеновой А.В,, при секретаре судебного заседания Степановой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления Товарищества собственников жилья «Берша-32» Ломаева А.В. на постановление <данные изъяты> о назначении административного наказания, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении председателя правления Товарищества собственников жилья «Берша-32» Ломаева А.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ председатель правления товарищества собственников жилья «Берша-32» Ломаев А.В. признан виновным в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления.

Действия председателя правления ТСЖ «Берша-32» Ломаева А.В. должностным лицом, рассмотревшим дело, квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления. Ломаеву А.В. назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, Ломаев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, или изменить постановление в части назначенного наказания, указывая на возможность применения к спорному правоотношению правил о малозначительности совершенного правонарушения, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ. Либо применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной статьи.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы Ломаев А.В., в судебное заседание не явился, что в силу ч.2 ст.25.1, п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ не является препятствием к рассмотрению жалобы.

В судебном заседании защитник ТСЖ «Берша-32» Абуязидов А.М., действующий на основании доверенности, требования жалобы поддержал, по доводам, изложенным в ней.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Агеев Д.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, возражал против её удовлетворения.

Старший помощник прокурора Семенова А.В. полагала вынесенное в отношении ТСЖ «Берша-32» постановление законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а жалобу Ломаева А.В. без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.2.1 ч.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к основному принципу государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека.

Согласно п.2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 8.2 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010г. №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее - Правила №681), место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах определяется собственниками помещений в многоквартирных домах и по поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 года №445, ртутьсодержащие лампы имеют код ФККО – 4 71 101 01 52 1 и относятся к I классу опасности.

Согласно ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы I класса опасности являются чрезвычайно опасными отходами.

Согласно п.8(1) Правил №681 предусмотрено, что у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ - ТСЖ «Берша-32» поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения, является действующим юридическим лицом.

В соответствии с п. 5 протокола счетной комиссии по подсчету результатов заочного голосования на общем собрании собственников помещений дома по <адрес>, проходившем ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о создании товарищества собственников жилья «Берша-32» (ТСЖ «Берша-32»).

Таким образом, обязанность по организации сбора опасных отходов, в том числе, ртутьсодержащих ламп, возложена на ТСЖ «Берша-32».

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Устиновского района г. Ижевска, ТСЖ «Берша-32» представило помещение мусорокамеры <данные изъяты> подъезда по адресу: <адрес>, закрытом от доступа посторонних лиц, где ТСЖ «Берша-32» осуществляет сбор ртутьсодержащих ламп (отходы I класса опасности) в закрытый контейнер.

В соответствии со ст. 1 Закона №89-ФЗ, сбор отходов - прием или поступление отходов от физических или юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Установлено, что ТСЖ «Берша-32» осуществляет деятельность по сбору отходов I класса опасности, в понятие которого входит также и прием указанных отходов, в том числе, ртутьсодержащих ламп, от жителей дома <данные изъяты> по <адрес>, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями председателя правления ТСЖ Ломаева А.В., приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственного лица за сбор отходов (в том числе, за прием, передачу сторонней организации) Ломаева А.В., журналом учета отходов, принятых ТСЖ «Берша-32» в ДД.ММ.ГГГГ; журналом учета отходов, переданных от ТСЖ «Берша-32»; договором на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ООО «Экор», в обязанности которого входит только прием опасных отходов от заказчика (ТСЖ «Берша-32») и вывоз отходов.

В соответствии со ст. 15 Закона №89-ФЗ, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, ответственным лицом за прием, передачу сторонней организации отходов, в том числе, ртутьсодержащих ламп (отходов I класса опасности), является председатель правления ТСЖ «Берша-32» Ломаев А.В.

Между тем установлено, что Ломаев А.В. обучение в области обращения с отходами 1 класса опасности не прошел, что подтверждается объяснениями указанного лица, отсутствием соответствующего свидетельства.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Председателем ТСЖ «Берша-32» является Ломаев А.В., который в силу уставных целей и задач, ч.2 ст.149 ЖК РФ осуществляет общее и текущее руководство деятельностью ТСЖ «Берша-32».

В соответствии с ч.3 ст.2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, судья приходит к выводу, что анализ совокупности представленных по делу доказательств свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по организации сбора опасных отходов со стороны должностного лица ТСЖ «Берша-32» - председателя правления Ломаева А.В., и о выполнении данным должностным лицом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В связи с чем, действия Ломаева А.В. правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по ст.8.2 КоАП РФ, поскольку осуществление деятельности по сбору отходов I класса опасности лицом, допущенным к сбору данных отходов, при отсутствии у последнего соответствующей квалификации, а также документов, подтверждающих наличие указанной квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности, образует состав указанного административного правонарушения.

При этом, из объема обвинения Ломаева А.В. по ст.8.2 КоАП РФ подлежит исключению указание на отсутствие у ТСЖ «Берша-32» лицензии на сбор отходов I класса опасности и не заключение договора со сторонней организацией, имеющей указанную лицензию для непосредственного осуществления сбора отходов I класса опасности сторонней организацией, поскольку такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств дела и субъекта правонарушения подлежат квалификации по части 2 статьи 14.1 или по части 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации.

Вопреки доводам жалобы совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий; при этом, характер и обстоятельства совершенного председателем правления ТСЖ «Берша-32» административного правонарушения, в частности, осуществление деятельности по сбору отходов I класса опасности ответственным должностным лицом товарищества, при отсутствии у последнего соответствующей квалификации, необходимой для работы с отходами I-IV классов опасности, не могут свидетельствовать об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку осуществление данной деятельности не квалифицированным лицом влечет прямую угрозу безопасности окружающей среды, здоровью населения от вредного воздействия отходов I класса опасности (ртутьсодержащих ламп), что никоим образом не может быть расценено как малозначительность.

Оценив в совокупности представленные доказательства, судья приходит к выводу, что обстоятельства, свидетельствующие о совершении Ломаевым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, нашли свое достаточное подтверждение.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтвержден надлежащим образом.

Рассмотрев жалобу, судья приходит к выводу, что вынесенное должностным лицом административного органа постановление в целом основано на правильном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ установлены. Должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях председателя правления ТСЖ «Берша-32» Ломаева А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется, поскольку норма указанной статьи применяется только к юридическим лицам.

В соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Поскольку Ломаев А.В. привлечен к административной ответственности как должностное лицо, оснований для применения ч.2.2. ст.4.1 КоАП РФ также не имеется, так как минимальный размер административного штрафа для должностных лиц, согласно санкции ст.8.2 КоАП РФ, составляет <данные изъяты> рублей.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, является адекватным общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей, соблюдению законодательно установленных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе и ином обращении с отходами потребления, и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении председателя правления Товарищества собственников жилья «Берша-32» Ломаева А.В. оставить без изменения, жалобу председателя правления Товарищества собственников жилья «Берша-32» Ломаева А.В. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.25.1 - 25.5 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска УР либо непосредственно в Верховный Суд Удмуртской Республики.

Судья                         К.Ю. Малков

12-384/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ТСЖ Берша- 32
Суд
Устиновский районный суд г. Ижевска
Судья
Малков Кирилл Юрьевич
Статьи

КоАП: ст. 8.2

16.10.2017Материалы переданы в производство судье
14.12.2017Судебное заседание
10.01.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
28.02.2018Вступило в законную силу
15.03.2018Дело оформлено
15.03.2018Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее