Решение по делу № 33-12130/2016 от 16.06.2016

Судья Шамгунов А.И. Дело № 33-12130/2016

Учет № 075г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 августа 2016 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,

судей Моисеевой Н.Н., Сахиповой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Шамсутдиновой Л.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Гаптелхаковой ФИО8 на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от <дата>, которым постановлено:

В удовлетворении требований прокурора г.Казани в интересах Гаптелхаковой ФИО9 к государственному автономному учреждению социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе "город Казань" о признании действий незаконными, возложению обязанности по исполнению ранее заключенного договора на оказание социальных услуг на дому отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Зарипова А.Р., полагавшего исковые требования необоснованными, выслушав истицу и ее представителя, поддержавших доводы жалобы, мнения других лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Казани в интересах Гаптелхаковой С.Г. обратился в суд с иском к ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе "город Казань" о признании действий незаконными, возложению обязанности по исполнению ранее заключенного договора на оказание социальных услуг на дому.

    В обоснование иска указано, что по обращению Гаптелхаковой С.Г. прокуратура города провела проверку исполнения ответчиком законодательства о социальном обслуживании населения. Проверкой установлено, что Гаптелхаковой С.Г. исполнилось 75 лет, она является одиноко проживающим инвалидом I группы, нуждается в постороннем уходе.

<дата> Гаптелхакова С.Г. заключила с государственным автономным учреждением социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Таяныч" Министерства труда, занятости и социальной защиты в городском округе "город Казань", в 2011 году переименованного в государственное автономное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе "город Казань", договор на оказание социальных услуг на дому ...., в соответствии с которым учреждение социального обслуживания обязалось оказывать Гаптелхаковой С.Г. социальные услуги в виде покупки продуктов питания и доставления их на дом. Гаптелхакова С.Г. своевременно исполняла условия договора. <дата> ответчик направил Гаптелхаковой С.Г. уведомление о прекращении с <дата> действия договора на оказание социальных услуг на дому от <дата> ..... По утверждению истца, одностороннее расторжение ответчиком заключенного с Гаптелхаковой С.Г. договора на оказание социальных услуг на дому от <дата> противоречит статье 35 вступившего в законную силу с <дата> Федерального закона от <дата> № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Поскольку одностороннее расторжение ответчиком договора от <дата> противоречило требованиям федерального законодательства, прокуратурой города было внесено представление директору государственного автономного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе "город Казань" об устранении выявленных нарушений, однако нарушения не устранены. Основания для расторжения договора от <дата>, указанные в уведомлении ответчика, являются надуманными и незаконными. Расторжение договора было инициировано ответчиком только с целью обхода переходных положений, установленных статьей 35 Федерального закона от <дата> № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", и незаконно изменить в сторону увеличения для Гаптелхаковой С.Г. стоимость предоставляемых социальных услуг, уменьшив при этом их набор. Поскольку Гаптелхакова С.Г. по состоянию здоровья и возрасту не в силах самостоятельно обратиться с иском в суд, то в суд в её интересах обращается прокурор.

В связи с вышеизложенным прокурор г.Казани действующий в интересах Гаптелхаковой С.Г., просил суд признать незаконными действия ответчика по расторжению в одностороннем порядке заключенного с Гаптелхаковой С.Г. договора на оказание социальных услуг на дому от <дата>; возложить на ответчика обязанность по исполнению договора на оказание социальных услуг на дому от <дата>.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в заявленном объеме.

Представитель ответчика исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан заявленные исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Истец Гаптелхакова С.Г. извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась.

Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Гаптелхакова С.Г. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что согласно действующему законодательству, при сохранении объема, условий и сроков предоставления услуг, размер платы сохраняется прежним, то есть который определен заключенным договором.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГАУСО «КЦСОН в городском округе «город Казань» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец и ее представитель просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.

Представитель ответчика и третьего лица просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.

Прокурор Зарипов А.Р в своем заключении полагал исковые требования необоснованными, поскольку договор на оказание услуг с инвалидом правомерно расторгнут в связи с существенными изменениями в законодательстве.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно статье 35 Федерального закона от 28.12.2013года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Из материалов дела следует, что инвалид I группы Гаптелхакова С.Г. и государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Таяныч" Министерства труда, занятости и социальной защиты в городском округе "город Казань" заключили договор на оказание социальных услуг на дому от <дата> .....

По условиям указанного договора государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Таяныч" Министерства труда, занятости и социальной защиты в городском округе "город Казань" обязалось оказывать Гаптелхаковой С.Г. гарантированные социальные услуги на дому.

В дальнейшем стороны путем заключения дополнительных соглашений неоднократно вносили изменения и дополнения в договор в части перечня оказываемых ФИО1 социальных услуг.

Указанным договором предусмотрено взимание с Гаптелхаковой С.Г. платы, рассчитанной в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 1998 года № 581 "О порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан" (пункты 2.4, 2.5, 2.8 Договора).

Договор заключен без указания срока его действия, то есть является бессрочным.

Государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Таяныч" Министерства труда, занятости и социальной защиты в городском округе "город Казань" было переименовано в государственное автономное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе "город Казань".

<дата> ответчик письменно уведомил Гаптелхакову С.Г. о том, что с <дата> социальные услуги будут предоставляться в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", вступающим в законную силу <дата>, в связи с чем с указанной даты будут введены новые правила предоставления социальных услуг, размер платы за предоставление социальных услуг, стандарты социальных услуг и условия предоставления социальных услуг. В этой связи, указывается в уведомлении, действие ранее заключенного договора от <дата> .... на оказание социальных услуг на дому прекращается <дата>. В уведомлении также указано, что в случае волеизъявления Гаптелхакова С.Г. вправе заключить с ответчиком новый договор на оказание социальных услуг на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг с <дата>.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у ответчика имелись предусмотренные пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основания для расторжения в одностороннем порядке заключенного с Гаптелхаковой С.Г. договора на оказание социальных услуг на дому от 21 мая 2010 года № 691 в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, порядок расторжения договора был соблюден.

Судебная коллегия учитывает, в 2010 году договор между Гаптелхаковой С.Г. и ответчиком был заключен на основании действовавших Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и Закона Республики Татарстан от 13 ноября 2006 года N 69-ЗРТ "О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан". Положения данных законов действовали до 1 января 2015 года.

Указанные законы не содержали запрета на расторжение договора предоставления социальных услуг по инициативе исполнителя.

Согласно пункту 4.1 Договора его изменение или расторжение осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку указанными выше законами и Договором не установлено иное, то к Договору применимы положения Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и порядке расторжения договора, в частности, следующие нормы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно пункту 2.4 заключенного с Гаптелхаковой С.Г. договора социальные услуги оказываются в соответствии с тарифами, установленными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 1998 года N 581 с учётом изменений, внесенных постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 августа 2003 года № 433.

С 1 января 2015 года Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Изменение федерального законодательства в сфере социального обслуживания населения повлекло и изменение регионального законодательства в этой же сфере. Во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Республике Татарстан были приняты:

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2014 года N 1053 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Республике Татарстан";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2014 года № 999 "Об утверждении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Республике Татарстан";

Во исполнение части 5 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" был принят размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (часть 4 статьи 11 Закона Республики Татарстан от 26 ноября 2014 года № 126-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Татарстан").

С введением с 1 января 2015 года в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" была введена норма о том, что существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (пункт 2 статьи 17).

В действовавшем до 1 января 2015 года законодательстве не содержалось положений о том, что социальные услуги предоставляются в соответствии с положениями индивидуальной программы.

В соответствии с пунктом 4.4 Договора в случае досрочного расторжения договора на оказание социальных услуг сторона-инициатор обязана предварительно, в двухдневный срок с момента расторжения письменно предупредить об этом другую сторону.

Пунктом 4.5 Договора установлено, что изменение условий договора, дополнение или прекращение его действия осуществляется по письменному заявлению любой из сторон, которое является неотъемлемой частью договора.

Вопреки доводам жалобы, поскольку в пунктах 4.4 и 4.5 договора предусмотрено, что прекращение договора, то есть его расторжение, допускается по письменному предварительному заявлению любой из сторон, которое должно быть сделано не позднее двух дней до момента расторжения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что порядок расторжения Договора ответчиком был соблюден, так как о расторжении Договора ответчик уведомил Гаптелхакову С.Г. <дата>, то есть за пять дней до предстоящей даты расторжения договора.

Ссылка в исковом заявлении о том, что в нарушение статьи 35 Федерального закона от <дата> N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" ответчик в одностороннем порядке расторг заключенный с Гаптелхаковой С.Г. договор судебная коллегия отклоняет, поскольку статья 35 указанного федерального закона не содержит запрета на расторжение ранее заключенных договоров о предоставлении социальных услуг.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что Гаптелхакова С.Г. согласилась на расторжение договора от 21.05.2010года №691, поскольку истцом неоднократно заключались договоры о предоставлении социальных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в частности, сторонами был заключен на новых условиях договор о предоставлении социальных услуг 04.01.2015г.

Доводы апелляционной жалобы вышеуказанные выводы суда не опровергают, правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, основаны на неправильном толковании норм права, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 февраля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаптелхаковой ФИО10 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-12130/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г.Казани
Гаптелхакова С.Г.
Ответчики
ГАУСО Комплексный центр социального обслуживания населения в городоском округе город Казань
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Моисеева Н. Н.
11.08.2016Судебное заседание
17.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2016Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее