Дело № 2-3613/15 |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
Ленинский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Шаленовой М.А.,
при секретаре судебного заседания Тарасенко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 23 июня 2015 года гражданское дело по иску Департамента образования Администрации г. Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования Администрации г. Омска обратился в Ленинский районный суд г.Омска с названным иском, указав, 12.05.2015г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Омской области вынесено постановление о взыскании с них исполнительского сбора в сумме 50000 руб. Данное постановление было вынесено в рамках исполнительного производства № 29187/15/55007-ИП, возбужденного 28.04.2015г. на основании исполнительного листа № 2-3079 от 24.03.2015г., выданного Советским районным судом г. Омска, об обязании Департамента образования Администрации г. Омска, как главного распорядителя бюджетных средств, осуществить финансирование для устранения в срок до 25.08.2015г. нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности БДОУ г. Омска «***». Поскольку указанный срок еще не наступил, у СПИ отсутствуют основания для взыскания исполнительского сбора.
Представитель истца - Департамента образования Администрации г. Омска Худякова А.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика - МОСП по ОИП УФССП по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, руководствуясь ст. 167, 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по представленным в дело доказательствам.
Выслушав доводы истца, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Решением Советского районного суда г. Омска от 09.10.2014г. об обязании Департамента образования Администрации г. Омска, как главного распорядителя бюджетных средств, осуществить финансирование для устранения в срок до 25.08.2015г. нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности БДОУ г. Омска «***».
28.04.2015г. постановлением СПИ МОСП по ОИП УФССП по Омской области в отношении Департамента образования Администрации г. Омска возбуждено исполнительное производство № 29187/15/55007-ИП.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, 12.05.2015г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Департамента образования Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 50000 руб.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Исполнительский сбор в силу ст. 57 Конституции РФ не относится к налогам и сборам, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.
В частности, по смыслу ст. 55 Конституции РФ, исходя из общих принципов права, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и допустимы, если они основываются на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными. В противном случае данный исполнительский сбор может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы, что в силу ст.ст. 34, 35 и 55 Конституции РФ недопустимо. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера устанавливается в размере 5000 руб. с должника-организации.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст. 401 ГК РФ, в силу которого, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исполнительный документ предписывает совершение определенных действий в срок до 25.08.2015г., т.е. у должника имеется еще 2 месяца для исполнения решения суда.
Принимая во внимание, что со стороны Администрации г. Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Советского районного суда г. Омска от 09.10.2014г., суд приходит к выводу о необоснованности требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения Советского районного суда г. Омска в течение 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства, и полагает возможным удовлетворить требования Департамента образования Администрации г. Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.05.2015░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 291815/55007-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 2-3079, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.06.2015 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 11.08.2015░.