Решение по делу № 2-550/2014 ~ М-4306/2013 от 26.12.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2014 года Железнодорожный суд г.Самары

В составе: председательствующего судьи Бойко Л.А. при секретаре Ходаевой Е.Н.

С участием прокурора Семистенновой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г.Самара к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № 351 г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту образования г.о.Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии граждан, суд

УСТАНОВИЛ

Прокурор Железнодорожного района г.Самары в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованием обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент образования администрации г.о.Самара, МБДОУ д\с № 351 г.о.Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим санитарно- эпидемиологическом законодательством :

провести работы по благоустройству участка детского сада и оборудовать в соответствии с требованиями санитарных норм, а именно высадить зеленые насаждения для разделения групповых площадок друг от друга в срок до 01.09.2014г. ; оборудовать резервный источник горячего водоснабжения в помещениях медицинского назначения, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной проверки соблюдения МБДОУ д\с № 351 г.о.Самара санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены нарушения требований ФЗ от 30.03.1999г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно не оборудован резервный источник горячего водоснабжения в помещениях медицинского назначения; не проведены работы по благоустройству участка детского сада. Источником формирования финансовых ресурсов МБДОУ д\с № 351 г.о.Самара являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ. П. 8.6Устава МБДОУ д\с № 351 г.о.Самара предусмотрено, что финансирование МБОУ осуществляет учредитель /муниципальное образование г.о.Самара/. В соответствии со ст. 25 Устава г.о.Самара Самарской области, принятого решением Думы г.о.Самара от 10.07.2006г. № 294, к компетенции Администрации г.о.Самара в сфере бюджетных отношений относится : разработка проекта бюджета г.о.Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о.Самара. Департамент образования администрации г.о.Самара в силу п.1.1. и 3.16 Положения « О департаменте образования администрации г.о.Самара « утвержденного решением Думы г.о.Самара от 26.03.3009г. № 707 является отраслевым / функциональным/ органом Администрации г.о.Самара, который участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о.Самара.

Управлением Роспотребнадзора Самарской области 24.05.2011г. № 05/184, 25.09.2012 № 05/1011, 28.10.2013 № 05/1039 выданы предписания по устранению вышеуказанных нарушений. МБДОУ д.с № 351 г.о.Самара неоднократно направлялись письма в Департамент образования администрации г.о.Самара с просьбой о выделении денежных средств необходимых для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства указанных в предписании, однако денежные средства не выделены.

В судебном заседании прокурор Железнодорожного района г.Самара Семистеннова И.В. требования поддержала по изложенным выше основаниям. По существу дополнила, что доводы ответчиков о том, что у них отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о.Самара о бюджете на соответствующий финансовый год, не освобождает от обязанности устранить отмеченные нарушения, поскольку указанные нарушения уже были выявлены в 2011 году, о чем Администрации г.о.Самары, Департаменту образования было известно, однако они не приняли надлежащих мер.

В судебное заседание представитель ответчика МБДОУ д\с № 351 не явился, извещался надлежаще.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о.Самара Константинова М.С. исковые требования не признала, в иске просила отказать, поддержала представленный отзыв, согласно которого расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, в пределах установленных лимитов. Утверждение бюджета г.о.Самара. находится в компетенции Думы г.о.Самара., бюджет г.о.Самара на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016 годов был утвержден Решением Думы г.о.Самара 51.12.2013г. № 386. В соответствии с п.1.11 Устава МБДОУ д\с № 351 самостоятельно осуществляет хозяйственную и иную деятельность в пределах, определенных законодательством РФ и Уставом, отвечает за соблюдение требований санитарного законодательства. Организация хозяйственных мероприятий по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства не относится к вопросам местного значения г.о.Самара, кроме того, сроки указанные в предписании для выполнения требований Управления Роспотребнадзора от 12.10.2013г. продлены до 1.09.2014 и 01.09.2015г. Кроме того в иском заявлении прокурор не конкретизировал требования по отношению к каждому из ответчиков.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента образования г.о.Самара Мироненкова Л.В. требования не признала, поддержала представленный отзыв согласно которого просила суд в иске отказать по следующим основаниям. Расходование средств бюджета г.о.Самара согласно действующему бюджетному законодательству, осуществляется в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных решением Думы г.о.Самара на соответствующий финансовый год. Департамент образования в качестве главного распорядителя бюджетных средств по отрасли « Образование», распределяет между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой г.о.Самара в бюджете на очередной финансовый год. Ежегодно бюджет г.о.Самара является дефицитным. Департамент образования не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о.Самара о бюджете на соответствующий финансовый год. Титульным списком капитального ремонта в МОУ г.о.Самара на 2014 год, листами ожидания капитального ремонта на 2014 г. не предусмотрено выделение финансовых средств на выполнение мероприятий, заявленных в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Климова С.И. поддержала требования прокурора, поскольку указанные нарушения не устраняются на протяжении нескольких лет. Высадка кустарников необходима для ограждения территории площадки, занимаемой каждой группой, озеленения территории. В помещении детского сада необходимо установить несколько водонагревательных приборов, поскольку централизованное горячее водоснабжение отсутствует. Для выполнения указанных мероприятий необходимы значительные денежные средства, который у д\сада отсутствуют. На дату рассмотрения заявленных требований нарушения не устранены.

Принимая во внимание доводы сторон, изучив представленные доказательства : Устав МДОУ д\с № 351 л.д. 12-55, Предписание от 24.05.2011г. № 05/184 л.д. 57-59, акт проверки от 25.09.2012 года л.д. 60-61, Протокол № 05/620 об административном правонарушении л.д. 62-63, Предписание № 05/1039 от 28.10.2013г. л.д. 64- 65, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В силу ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из основных целей государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г.Самары было проверено соблюдение муниципальным бюджетным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида № 351 г.о.Самара, расположенного по адресу г.Самара ул.Волгина 97 санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:

-    не оборудован резервный источник горячего водоснабжения в
помещениях медицинского назначения (п. 5.4 СанПиН 2.1.3.2630-10
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность);

-    не проведены работы по благоустройству участка детского сада и не
оборудован в соответствии с санитарными нормами (п. 3.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устрой содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»).

Источником формирования финансовых ресурсов МБДОУ д/с № 351 г.о. Самара являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно Устава МБДОУ д/с № 351 г.о. Самара - это бюджетное учреждение, созданное муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий местного самоуправления г.о. Самара в сфере образования.

Статьей 41 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»
финансирование муниципальных образовательных учреждений

осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ.

Пунктом 8.6 Устава МБДОУ д/с № 351 г.о. Самара предусмотрено, что финансирование МБОУ осуществляет учредитель (муниципальное учреждение городской округ Самара).

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 № 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: разработка проекта бюджета городского округа Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета городского округа Самара.

Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п.п. 1.1 и 3.16 Положения «О Департаменте образования администрации г.о. Самара», утвержденного решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 № 707 является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, который участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара.

В соответствии с п. 2.2 Устава МБДОУ д/с № 351 г.о. Самара - детский сад несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в частности, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Безопасность достигается проведением единой политики в области
обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

Принимая во внимание те обстоятельства, что выявленные в МБДОУ д/с № 351 г.о. Самара нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом населении допускаются продолжительное время, Управлением Роспотребнадзора Самарской области 24.05.2011 № 05/184, 25.09.2012 № 05/1011, 28.10.2013 № 05/1039 выданы предписания по устранению вышеуказанных нарушений состояние санитарно-эпидемиологической безопасности МБДОУ д/с № 351 г.о. Самара является объектом постоянного контроля Управления Роспотребнадзора Самарской области в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение вышеуказанных нарушений, устранение указанных нарушений МДОУ д/с 351 невозможно без привлечения дополнительных денежных средств, МДОУ д\с № 351 не имеет возможности устранить отмеченные нарушения из-за отсутствия денежных средств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложение на ответчиков обязанности провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения МБДОУ д\с № 351 г.о.Самара, расположенного по адресу г.Самара ул. Волгина 97 в соответствие с действующим санитарно- эпидемиологическом законодательством в соответствии с процедурой предусмотренной законом. Доводы представителей Администрации г.о.Самара, Департамента образования г.о.Самара о недостаточности денежных средств в бюджете для финансирования устранения нарушений, указанных в предписании, являются необоснованными и не могут являться основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку необходимость устранения нарушений, выявленных в ходе проверки и указанных в предписании нельзя ставить в зависимость от наличия в бюджете денежных средств. Доводы представителя ответчика о том, что не истек срок, указанный в предписании для исполнения, не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. На дату рассмотрения иска нарушения, которые выявлялись неоднократно, на протяжении длительного времени, не устранены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Удовлетворить требования прокурора Железнодорожного района г.Самара.

Обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент образования администрации г.о.Самара, МБДОУ д\с № 351 г.о.Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения МБДОУ д\с № 351 г.о.Самара, расположенного по <адрес> в соответствие с действующим санитарно- эпидемиологическом законодательством :

- провести работы по благоустройству участка детского сада и оборудовать в соответствии с требованиями санитарных норм, а именно высадить зеленые насаждения для разделения групповых площадок друг от друга в срок до 01.09.2014г. ;

- оборудовать резервный источник горячего водоснабжения в помещениях медицинского назначения.

Решение суда в окончательной форме принято 12 февраля 2014 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Самарский Облсуд через Железнодорожный суд г.Самары.

СУДЬЯ

2-550/2014 ~ М-4306/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор железнодорожного района
Ответчики
Департамент образования администрации г.о.Самара
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежденение детский сад общеразвивающего вида №351 г.о.Самара
Администрация г.о.Самара
Другие
Управление Роспотребнадзора по Самарской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Бойко Л. А.
26.12.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2013[И] Передача материалов судье
09.01.2014[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2014[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2014[И] Подготовка дела (собеседование)
22.01.2014[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2014[И] Судебное заседание
12.02.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2014[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее