Решение по делу № 2-132/2014 (2-780/2013;) ~ М-803/2013 от 11.12.2013

РЕШЕНИЕ дело № 2-132/2014

Именем Российской Федерации

с. Поярково 11 февраля 2014 года

Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,

с участием заявителей Павленко С.С., Павленко Н.Н., представителя администрации Михайловского района Бобышевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павленко С.С., Павленко Н.Н. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Новочесноковского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области о признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Новочесноковского сельсовета Михайловского района Амурской области о признании права на выплату компенсации в счет возмещения ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.

В обоснование предъявленных требований истцы указали следующее. В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур на территории Новочесноковского сельсовета, был подтоплен земельный участок, расположенный по адресу <адрес> Михайловского района. Принимая во внимание факт постоянного пользования данным земельным участком, истцы обратились в администрацию Михайловского района с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи вследствие причинения ущерб. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Михайловского района в удовлетворении данного заявления отказала.

Истцы просили суд признать за ними право на выплату компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации в размере 10000 руб. на каждого члена семьи.

В судебном заседании истец Павленко С.С. уточнил исковые требования, просил признать право на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации в размере 50000 рублей на каждого члена семьи. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ они писали заявление о выплате компенсации в результате ЧС. Первоначально они писали заявление о выплате компенсации за утраченный урожай, позже писали заявление на финансовую помощь.На заявление о выплате финансовой помощи они получили отказ администрации <адрес>. В период наводнения воды в доме не было, вода была только в подполье, подполье завалилось, приходилось откачивать воду. Истица Павленко Н.Н. поддержал доводы, изложенные истцом Павленко С.С., дополнительно пояснила, что они устно обращались в администрацию сельсовета с просьбой осмотреть дом на предмет причинения ущерба, однако обследование не проводилось.

Представитель ответчика администрации Михайловского района Амурской области Бобышева Е.В. исковые требования не признала в полном объеме, указала, что единовременная материальная помощь истцам была оказана. Кроме того, согласно п.10 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь оказывается гражданам на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного. Истцами не представлено доказательств причинения ущерба имуществу первой необходимости.

Представитель ответчика администрации Новочесноковского сельсовета Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причин неявки суду не сообщили.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве на исковое заявление от 31.12.2013 просили оказать в удовлетворении исковых требований. Указали, что статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер. Подлежит осуществлению в установленном законом порядке. В пострадавших от чрезвычайно ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №750 и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. Правовым основанием данной позиции являются положения ст.136 ГК РФ, в соответствии с которыми плоды и продукция определяется как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляются единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество. Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежный выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от чрезвычайных ситуаций единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. Для выплаты компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур Правительство РФ должно определить источники финансирования и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей.

Распоряжением Правительства РФ от 05.10.2013 №1797-р источником данных выплат определен резервный фонд Правительства РФ, определены категории лиц, имеющих право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС РФ, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013, а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных Амурской области- 1460835 тыс.руб.

Указанная компенсация рассматривается в вышеуказанных правовых актах РФ в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

Частью 14 ст. 10 Закона Амурской области от 17.12.2012 №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. от 27.09.2013 №225-ОЗ) в целях компенсации гражданам утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, предусмотрено предоставление местным бюджетам иного межбюджетного трансферта. При этом Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденными постановлением Правительства области от 11.10.2013 №489, предусмотрена компенсация гражданам за счет средств федерального бюджета вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанными Правилами определены цели, условия, размеры компенсации.

Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. в целях реализации указанных норм и в соответствии с п.6 ст.81 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №705 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, постановлением правительства Амурской области от 26.05.2009 №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области. Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно. Согласно п.9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Акт обследования в минфин АО не поступал и к исковому заявлению истцами не приложен. Согласно искового заявления, вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен. Факт подтопления наличия воды в подполье, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. Наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. В своем заявлении истец указал на подтопление подполья и погреб, однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением. На основании изложенного, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Свидетель ФИО10., допрошенная судом по ходатайству истцов, в судебном заседании пояснила, что является соседкой истцов. В период наводнения земельный участок истцов был затоплен водой. Вода была в подполье жилого дома истцов, почти под самую крышку, истцам приходилось ее откачивать. В доме воды при этом не было.

Свидетель ФИО11, допрошенная судом по ходатайству истцов, в судебном заседании пояснила, что является соседкой истцов. В период наводнения у истцов в подполье была вода, истцам приходилось ее откачивать. В доме при этом воды не было. Она видела, что Павленко С.С. ходил в сельсовет писать заявление на выплату, но конкретно ничего не знает по этому поводу.

Свидетель ФИО12., допрошенная судом по ходатайству истцов, в судебном заседании пояснила, что является сестрой истицы. В период наводнения у истцов было много воды в огороде и в подполье. В подполье вода стояла под крышку. Она видела, что истцы писали заявления на выплаты, но конкретно ничего не знает по этому поводу.

Выслушав пояснения участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы Новочесноковского сельсовета Михайловского района Амурской области №66 от 01.08.2013 «О введении на территории Новочесноковского сельсовета режима чрезвычайной ситуации» следует, что с 18.00 часов 01.08.2013 на территории Новочесноковского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно Перечню населенных пунктов, пострадавших в результате ливневых дождей, утвержденному Главой Михайловского района 16.09.2013 и главным специалистом службы ГЗ и ПБ администрации района от 16.09.2013, на территории <адрес> в августе 2013 года были повреждены домовладения и имущество граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной частыми проливными дождями.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Кроме того, 31 августа 2013 года издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750 (в ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.

Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.

При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.

При этом постоянное или преимущественное проживание граждан предполагается в жилых помещениях, предназначенных для этих целей (жилой дом, иное жилое строение, пригодное для постоянного проживания).

Из справки администрации Новочесноковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы фактически проживали по адресу: <адрес> <адрес>. Семья истцов состоит из 2 человек: Павленко С.С., Павленко Н.Н.

Согласно предоставленным истцами копиям паспортов истцы зарегистрированы в <адрес> по адресу: <адрес> <адрес>.

В соответствии со ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно информации ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцы получили единовременную материальную выплату из средств резервного фонда правительства Амурской области в размере <данные изъяты> рублей на каждого члена семьи, в сумме <данные изъяты> рублей.

Анализ законодательства позволяет сделать выводы, что финансовая помощь оказывается для компенсации понесенного ущерба, не является средством обогащения и получения прибыли. Семье истцов была оказана материальная помощь, цели на компенсацию причиненного ущерба были достигнуты.

Также суд учитывает, что для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации требуется наступление совокупности признаков, а именно: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, подвергшемуся наводнению, утрата имущества первой необходимости либо полная утрата имущества.

В поданном исковом заявлении, представленных материалах отсутствуют указания на причиненный ущерб. Указание на факт подтопления жилого дома, наличие воды в подполье жилого дома, не может безусловно свидетельствовать о наличии у истицы повреждений имущества первой необходимости.

Участники процесса и свидетели, непосредственно обозревавшие имеющиеся повреждения жилого дома, в судебном заседании указали, что при осмотре жилища установлено, что вода в доме выше уровня пола не поднималась, кроме того, не было указано на повреждение иного имущества истца.

Таким образом, судом не установлено, что у истцов в результате наводнения было утрачено полностью или частично какое-либо имущество первой необходимости. Истцами не представлено суду доказательств утраты такого имущества, материалами дела такие обстоятельства не подтверждаются.

Истцами не представлено доказательств повреждения конструктивных элементов жилого помещения, а также утраты имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. Истица указала на причинение ущерба подполью жилого дома, однако подполье в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истице финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Павленко С.С., Павленко Н.Н. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Новочесноковского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области о признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Кундикова

В окончательной форме решение изготовлено 16.02.2014

2-132/2014 (2-780/2013;) ~ М-803/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Павленко Сергей Сергеевич
Павленко Наталья Николаевна
Ответчики
Админисрация Михайловского района Амурской области
Админисрация Новочесноковского сельского совета
Другие
Министерство финансов Амурской области
Главное Управление Минситерства РФ по делам ГО и ЧС и ликивдации стихийных бедствий по Амурской области
Суд
Михайловский районный суд
Судья
Кундикова Юлия Викторовна
11.12.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2013[И] Передача материалов судье
12.12.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2014[И] Судебное заседание
17.02.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2014[И] Дело оформлено
19.12.2014[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее