Дело № 5-150/2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Усть-Кулом 31 января 2013 года
Мировой судья Усть-Куломского судебного участка Жиганова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Шатохина ДА1, родившегося <ДАТА2> в <АДРЕС>, <АДРЕС> <ОБЕЗЛИЧЕНО>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении, Шатохин Д.А., являясь должностным лицом - <ОБЕЗЛИЧЕНО> нарушение требований пункта 9.2 статьи 85 Налогового кодекса РФ, не представил в Межрайонную ИФНС России № 1 по Республике Коми в установленный законодательством срок - до 01 февраля 2012 года, сведения по состоянию на 01 января 2012 года о земельных участках, принадлежащих юридическимлицам, индивидуальным предпринимателям, садоводческим товариществам, ТСЖ, физическим лицам, в том числе по земельным паям, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимые для осуществления налогового контроля.
В судебном заседании Шатохин Д.А. не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в качестве своего представителя в суд направил Губер Ю.И., которая правонарушение, вмененное Шатохину Д.А, не признала в полном объеме, указав, что муниципальное образование муниципальный район «Усть-Куломский» не полномочно принимать решения об установлении земельного налога, указанными полномочиями обладают муниципальные образования сельских поселений, решениями которых установлен земельный налог, межселенные территории в муниципальном районе отсутствуют, поэтому органы муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» не обязаны представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации. Губер Ю.И. также указала, что администрация муниципального района не может представлять сведения о земельных участках по форме, запрашиваемой налоговым органом, поскольку не обладает всеми сведениями, необходимыми для заполнения указанной формы.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми Стреколовская С.А. настаивала на том, что исполнительные органы муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» обязаны исполнять требования пункта 9.2 статьи 85 Налогового кодекса РФ, и представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, поскольку в 2011 году администрацией муниципального образования принимались акты о выделении (предоставлении) земельных участков. Между администрацией муниципального района «Усть-Куломский» и Межрайонной ИФНС России № 7 по РК, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми, было заключено соглашение, вступившее в силу с 01 января 2011 года, согласно которому администрация муниципального района обязалась обеспечить в налоговый орган предоставление сведений о земельных участках в соответствии с утвержденной в установленном порядке формой и форматом предоставления сведений. В данном случае сведения должны были предоставляться в соответствии с приказом ФНС России от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@ «Об утвержденииформы, порядка ее заполнения и формата сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества».
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно п. 9.2 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января текущего года.
В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В судебном заседании установлено, что решение Совета МО «Усть-Куломский район» от 22.11.2005 № XIX-219 «О земельном налоге» утратило силу с 01 января 2009 года. Земельный налог в каждом сельском поселении муниципального района «Усть-Куломский» установленрешениями представительных органов сельских поселений.
Однако, в силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
То есть, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых земельный налог введен представительным органом муниципального образования сельского поселения, фактически распоряжаются только органы местного самоуправления муниципального района, которые обладают сведениями о переданных в собственность или иное владение земельных участках, которые, в свою очередь, являются объектом налогообложения.
В 2011 году на основании постановлений главы МО МР «Усть-Куломский» - руководителя администрации района, гражданам в собственность было выдано 43 земельных участка.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 37 Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии со ст. 54 Устава муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» к полномочиям администрации муниципального района относятся вопросы местного значения, которые не отнесены законодательством и настоящим Уставом к полномочиям Совета муниципального района, главы муниципального района и иных органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно ст. 46 Устава муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление полномочий.
Согласно Решению Совета МР «Усть-Куломский» от 04 апреля 2011года № I-2 Шатохин Д.А. вступил в должность <ОБЕЗЛИЧЕНО>
В силу ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно приложению к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Таким образом, глава муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» несет ответственность за неисполнение установленных законодательством обязанностей исполнительными органами местного самоуправления, в том числе и за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Пунктом 10 статьи 85 Налогового кодекса РФ установлено, что формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон (п.11 ст. 85 Налогового кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что между администрацией муниципального района «Усть-Куломский» и Межрайонной ИФНС России № 7 по РК, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми, было заключено соглашение, вступившее в силу с 01 января 2011 года, согласно которому администрация муниципального района обязалась обеспечить в налоговый орган предоставление сведений о земельных участках в соответствии с утвержденной в установленном порядке формой и форматом предоставления сведений.
Согласно статьи 5 указанного Соглашения сведения предоставляются органом местного самоуправления по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.03.2006 № 47н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и рекомендаций по ее заполнению». Данный Приказ утратил силу 26 марта 2011 года. В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми Стреколовская С.А. указала, что сведения о земельных участках органы местного самоуправления должны представлять в налоговые органы в соответствии с приказом ФНС России от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@ «Об утвержденииформы, порядка ее заполнения и формата сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества».
В силу пунктов 1.1.-1.3 вышеназванного Порядка Форма "Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества" заполняется на основании сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Сведения о правообладателях - Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях не представляются.
Сведения подписываются руководителем территориального органа Росреестра, осуществляющего ведение ГКН и ЕГРП, или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем.
Форма состоит из листов, содержащих реквизиты (строки), подлежащие заполнению территориальным органом Росреестра, осуществляющим ведение ГКН и ЕГРП на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - территориальный орган Росреестра).
Таким образом, из содержания приказа ФНС России от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@ следует, чтоуказанная форма предназначена для ее заполнения и представления в налоговые органы органами Росреестра, а не органами местного самоуправления.
Сведений об имеющемся ином документе, устанавливающем форму заполнения и порядок предоставления органами местного самоуправления сведений о земельных участках в налоговые органы, административным органом не предоставлено.
Исходя из диспозиции части 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность предусмотрена за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Таким образом, сведения о земельных участках администрацией муниципального района «Усть-Куломский» в налоговый орган должны были быть представлены по установленным порядку и форме. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Поскольку по состоянию на период с 01 января по 01 февраля 2012 года отсутствовала утвержденная для органов местного самоуправления форма и порядок предоставления в налоговые органы сведений о земельных участках, в бездействии главы муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский»- руководителя администрации, в части непредставления в налоговый орган сведений о земельных участках по состоянию на 01 января 2012 года, отсутствует вина.В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в виду отсутствия состава административного правонарушения. Таким образом, данное дело подлежит прекращению в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5 ч.1 п. 2, 29.9 ч. 1 п. 2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский»-руководителя администрации Шатохина ДА1 прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Усть-Куломский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья О.А. Жиганова