Гр.дело №2-1376/14г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2014 года г.Можайск
Судья Можайского городского суда Московской области, Хлюстов В.В.,
с участием представителя ответчика, ФИО4,
представителя 3-го лица, ФИО6,
при секретаре Свининой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ № по <адрес> и <адрес>, 3-е лицо – Управление по охране здоровья населения, социальным вопросам и потребительского рынка, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, -
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес>, 3-е лицо – Управление по охране здоровья населения, социальным вопросам и потребительского рынка администрации <адрес> муниципального района, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обосновывая свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости по пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № от 17.12.2001г., в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, однако, решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого 25-летнего льготного стажа лечебной деятельности, в связи с чем, истица просит суд обязать ответчика зачесть в специальный стаж период ее работы в должности заведующей Тетеринским фельдшерским и аптечным пунктами с 01.04.1991г. по 19.01.1994г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица, ФИО2, в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика, ФИО4, в судебном заседании иск не признала.
Представитель 3-го лица, ФИО6, в судебном заседании полагала иск подлежащим удовлетворению.
Суд считает, иск подлежит удовлетворению.
В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что ФИО2 имеет медицинское образование по специальности и квалификации фельдшер, и в периоды: с 20.01.1994г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 31.12.2002г., с 01.01.2003г. по 23.09.2012г. и с 06.10.2012г. по 11.03.2014г. – работала в должности заведующей-фельдшера в <адрес> фельдшерско-акушерском пункте (в настоящее время – Амбулатория «ФИО9» - филиал МУЗ «ФИО10»), и указанные периоды ее работы, составляющие с учетом льготного исчисления 21 год 06 месяцев 23 дня, решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ были приняты к зачету для исчисления специального стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, в периоды с 01.04.1991г. по 15.07.1991г. – 04 месяца 11 дней (в льготном исчислении – один год как один год и три месяца), и с 01.08.1991г. по 19.01.1994г. – 03 года 01 месяц 01 день (в льготном исчислении – один год как один год и три месяца), а всего в льготном исчислении: 3 года 5 месяцев 12 дней – ФИО2 работала заведующей <адрес> фельдшерским и аптечным пунктом.
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке ФИО2 (л.д.5-8), приказом главного врача <адрес> ЦРБ от 29.03.1991г. № о приеме ФИО2, выпускницы <адрес> медицинского училища, на должность заведующей <адрес> фельдшерским и аптечным пунктами с ДД.ММ.ГГГГ с окладом и надбавками за заведование и работу в сельской местности (л.д.42-43), штатным расписанием медицинского, фармацевтического и педагогического персонала по ФА<адрес> на 1991 года (л.д.15-16).
Осуществление истицей именно лечебной деятельности в спорные периоды работы подтверждено ФИО2 представленными суду медицинскими картами и журналами, а также показаниями допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7 и ФИО8 (жителей д.<адрес>), подтвердивших оказание ФИО2 врачебной и профилактической помощи жителям населенных пунктов, обслуживаемых Тетеринским фельдшерским пунктом.
ДД.ММ.ГГГГ, истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако, решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа работы (л.д.17-19), при этом в льготный стаж не были засчитаны спорные периоды работы истицы, в связи с несоответствием наименований медицинского учреждения – «фельдшерский и аптечный пункты» - и занимаемой истицей должности – «заведующая фельдшерским и аптечным пунктами» - наименованиям, указанным в списках профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Суд полагает, что с решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в части отказа в зачете в специальный стаж периодов работы ФИО2 в должности заведующей <адрес> фельдшерским и аптечным пунктами, согласиться нельзя, так как оно не соответствует Конституции Российской Федерации и Закону РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Действующее законодательство права гражданина в области пенсионного обеспечения ставит в прямую зависимость от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18 и 19, и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001г. №8-П и Определение от 05.11.2002г. №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена должность заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781, установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах.
В пункте 18 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» Пленум Верховного Суда РФ указал, что при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ (введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
В пункте 19 названного Постановления Пленум ВС РФ указал, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил). Вместе с тем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности – не менее 25 лет.
Номенклатурой учреждений здравоохранения (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года), утвержденной по согласованию с Госпланом СССР и Минфином СССР Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № с последующими дополнениями и изменениями, внесенными Приказами Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №927, от ДД.ММ.ГГГГ №812, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № и являющейся приложением № к Приказу Минздрава СССР от 22.07.1982г. № амбулатории были отнесены к амбулаторно-поликлиническим лечебно-профилактическим учреждениям.
Согласно же примечанию № указанной Номенклатуры, здравпункты организовывались при предприятиях, учреждениях и организациях и входили в состав поликлиники или амбулатории.
Пункт 2 Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливал, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Утвержденным же указанным Постановлением Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом же 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Учитывая изложенные нормы права, действовавшие на период работы ФИО2 в должности заведующей Тетеринским фельдшерским и аптечным пунктами, принимая во внимание подтвержденное объективными доказательствами осуществление истицей лечебной деятельности охране здоровья населения, суд считает, что указанные в иске периоды работы истицы с 01.04.1991г. по 15.07.1991г. и с 01.08.1991г. по 19.01.1994г. – подлежат включению, в льготном исчислении – 1 год за 1 год и 3 месяца, в специальный стаж работы истицы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с чем, требования истицы суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 191-199 ГПК РФ, с у д ь я
р е ш и л:
иск ФИО2 удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес>, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, об отказе ФИО2 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости – незаконным.
Признать за ФИО2 право на досрочное назначение с ДД.ММ.ГГГГ пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> засчитать в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года, периоды работы ФИО2 в должности заведующей <адрес> фельдшерским и аптечным пунктом:
- с 01.04.1991г. по 15.07.1991г. – 04 месяца 11 дней (в льготном исчислении – один год как один год и три месяца);
- с 01.08.1991г. по 19.01.1994г. – 03 года 01 месяц 01 день (в льготном исчислении – один год как один год и три месяца);
а всего: 3 года 5 месяцев 12 дней, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья В.В.Хлюстов