167982, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 49-а

http://komi.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Сыктывкар

«15» января 2009 года А29-6473/2008 (Т-64924/2008)

Арбитражный суд Республики Коми в составе:

Егоровой Т.В.,__________________________________________

Егоровой Т.В._________

кредитора: Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице филиала № 1,  г. Воркута                                                                                                    

должнику: ООО «Шахта «Октябрьская»                                                                    

включении требований в реестр требований кредиторов_________________

при участии в заседании:

от заявителя – представитель Прудникова Н.А., по доверенности от 29.12.2008,_________________________________________________________

представитель  Гилева Н.А. по доверенности от 29.12.2008 № 159                        

от ФНС России – представитель Мохнатова И.В., по доверенности_от 12.11.2008 № 16-45/323______________________________________________

установил:

Определением арбитражного суда от 16.12.2008 заявление кредитора принято к производству, выделены в отдельные производства 23 дела в рамках второго списка пострадавших с присвоением каждому делу отдельных номеров.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 22.12.2008 требования ГУ РО ФСС РФ по РК по делу №А29-6473/2008 (Т-64924/2008) назначены к рассмотрению в судебном заседании на 15.12.2008, о чем уведомлены лица, участвующие в деле.

В силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие конкурсного управляющего и иных лиц, участвующих в деле.

Представитель уполномоченного органа заявил ходатайство о привлечении ФНС России к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.

Судом вынесено протокольное определение об отказе в удовлетворении данного ходатайства.

Представитель уполномоченного органа заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве, замене ГУ РО ФСС по РК на ФНС России.

В ходатайстве о процессуальном правопреемстве ФНС России указывает, что в соответствии с Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 Федеральная налоговая служба как уполномоченный орган осуществляет объединение и представление требований перед Российской Федерацией по обязательным платежам и денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедуре банкротства.

Кроме того, уполномоченный орган со ссылкой на п. 2.1 Соглашения «О взаимодействии между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам урегулирования задолженности по обязательным и капитализированным платежам» от 16.07.2007 полагает, что имеет право представлять интересы ФСС РФ по капитализированным платежам в процедурах банкротства.

Представители ГУ РО ФСС РФ по РК возражали против удовлетворения данного ходатайства.

Заслушав лиц, участвующих в деле о банкротстве, оценив их позиции и доводы, арбитражный суд пришел к выводу, что ходатайство ФНС России не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

ФНС России в обоснование своего ходатайства ссылается на статью 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Позиция ФНС России сводится к тому, что требования по капитализированным платежам в деле о банкротстве должна представлять Федеральная налоговая служба, как уполномоченный орган, представляющий в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Из смысла ст. ст. 1092 и 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, следует, что под капитализацией понимается процедура расчета денежной суммы, а также обособление денежных средств, принадлежащих юридическому улицу, для целей возмещения вреда потерпевшему (физическому лицу).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998    № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон о социальном страховании) возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона), а также оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101).

В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.

Согласно статье 18 Закона о социальном страховании на Фонд возложена обязанность аккумулировать платежи в случае ликвидации страхователя.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» также установлено, что требование по
капитализации платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона о социальном страховании, должно квалифицироваться как требование кредиторов третьей очереди.

Кредитором в этом случае выступает Фонд социального страхования Российской Федерации.

Налоговый орган от имени Российской Федерации вправе представлять в деле с банкротстве интересы граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и которые не являются застрахованными или иными лицами, имеющими право на получение соответствующих страховых выплат по обязательному социальному страхованию, а также по требованиям застрахованных лиц в части, превышающей обеспечение по страхованию. Данное право в силу статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» переходит к уполномоченному органу с согласия гражданина и подлежит удовлетворению в первую очередь (пункты 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 № 57).

С учетом изложенного ходатайство ФНС России о процессуальном правопреемстве не подлежит удовлетворению.

Представитель уполномоченного органа в судебном заседании возражает против включения в реестр требований кредиторов требований ГУ РО ФСС по РК, так как полагают, что надлежащим кредитором по капитализируемым платежам является налоговый орган, а ГУ РО ФСС по РК является ненадлежащим кредитором.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяется на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер требований кредиторов в период процедуры конкурсного производства рассматриваются арбитражным судом в порядке статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

При этом имеется в виду, что застрахованный и иные лица, имеющие право на получение страховых выплат (лица, потерявшие кормильца, и др.), вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая (пункт 2 статьи 15 Закона об обязательном страховании).

Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.

Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании определен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2000 № 863 «Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.

Из материалов дела усматривается, что кредитором документально подтверждены обстоятельства, свидетельствующие о наступлении страхового случая по выплате страховых платежей следующим застрахованным лицам:

Приказами кредитора определена ежемесячная страховая выплата указанным гражданам и сумма капитализированных повременных платежей, на дату открытия конкурсного производства, с применением коэффициентов в соответствии с Методикой расчета капитализируемых платежей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 № 72.

Также определена сумма капитализированных платежей согласно индивидуальным планам реабилитации граждан (проезд к месту лечения и обратно, санаторно-курортное лечение, обеспечение лекарствами и т.д.).

Согласно представленному ГУ РО ФСС РФ по РК расчету сумма капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении пострадавших лиц составляет 77 336 289,99 руб.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Конкурсный управляющий ООО «Шахта «Октябрьская», а также иные кредиторы должника возражений по сумме предъявленных требований не заявили.

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░

Категория:
Другие
Ответчики
Сторожук Я.А.
Табалову А.А.
Соловей А.А.
Суд
АС Республики Коми
Судья
Егорова Татьяна Васильевна

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее