дело № 2а-7004/19г.
УИД: 16RS0050-01-2019-010484-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2019 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И., при секретаре Егоровой Ю.В., с участием заместителя Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Набиуллина И.В., представителя административного истца – Шарипова Д.Д., административного ответчика – Шакирова Р.А.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по РТ об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Шакирова Р.А..
У С Т А Н О В И Л:
10.12.2019 начальник ФКУ ИК-18 УФСИН России по РТ обратился в суд с административным исковым заявлением к Шакирову Р.А. об установлении до дня погашения судимости административного надзора и ограничений в виде запрещения пребывания в определённых местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов следующего дня; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленных требований указано, что Шакиров Р.А. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Приволжского районного суда г.Казани от 02.02.2018 за совершение, в том числе, особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, освобождается из мест лишения свободы 16.02.2020, судимость не снята и не погашена.
В судебном заседании представитель административного истца административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просил его удовлетворить.
Освобождаемый из мест лишения свободы – Шакиров Р.А. административные исковые требования не признал по основаниям, указанным в возражениях на административный иск.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, мнение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел. По делу об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ).
Статьёй 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
При наличии указанного основания для установления административного надзора, надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, что предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 5 вышеназванного Федерального закона.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.
На основании частей 1 и 2 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии со статьёй 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В силу разъяснений пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из материалов дела следует, что Шакиров Р.А. отбывает наказание в виде лишения свободы сроком 3 года 5 месяцев, назначенного по приговору Приволжского районного суда г.Казани от 02.02.2018 (с учётом изменений внесённых постановлением Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11.07.2018), которым он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 4 статьи 132 УК РФ (7 эпизодов), частью 1 статьи 135 УК РФ, частью 2 статьи 135 УК РФ (2 эпизода), с применением статьи 64 УК РФ, части 3 статьи 69 УК РФ, части 5 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенных наказаний, в том числе по приговору Приволжского районного суда г.Казани от 28.02.2017, которым он был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 4 статьи 132 (3 эпизода), частью 2 статьи 135 УК РФ, с применением статьи 64 УК РФ, части 3 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенных наказаний.
Преступления, предусмотренные частью 1 статьи 135 УК РФ, частью 2 статьи 135 УК РФ, пунктом «б» части 4 статьи 132 УК РФ, совершенные административным ответчиком, посягают на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних лиц, и в соответствии со статьёй 15 УК РФ относятся к категориям преступлений небольшой тяжести, тяжких, особо тяжких.
В соответствии с пунктом «д» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей во время совершения преступлений - Федерального закона от 23.07.2013 N 218-ФЗ) судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания.
До истечения срока, указанного в пункте «д» части 3 статьи 86 УК РФ, либо до снятия судимости в установленном порядке, административный ответчик считается судимым.
Осужденный Шакиров Р.А. подлежит освобождению 16.02.2020. По месту отбывания наказания характеризуется отрицательно, имеет два взыскания, поощрений не имеет, состоит на профилактическом учёте как лицо, склонное к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность, привлечён к оплачиваемому труду.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ для установления административного надзора в отношении совершеннолетнего Шакирова Р.А., подлежащего освобождению из мест лишения свободы, имеющего непогашенную судимость за совершение преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних.
С учётом характера совершённых Шакировым Р.А. преступлений, его поведения в период отбытия наказания, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств, суд полагает необходимым установить ограничения в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, определённые органом внутренних дел; запрещения выезда за пределы территории по избранному месту жительства после освобождения из мест лишения свободы; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности (в случае официального трудоустройства), либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членам его семьи.
Оснований для установления административному ответчику других административных ограничений при рассмотрении дела не установлено.
Следовательно, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора является наказанием, суд находит необоснованными, так как, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, что согласуется с нормой части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится. Шакиров Р.А. осужден за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, поэтому в силу закона в данном случае установление административного надзора обязательно.
Доводы Шакирова Р.А. об установлении административного надзора сроком на три года судом не принимаются во внимание, как основанные на ошибочном толковании норм права. В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего срок административного надзора императивно установлен законом, и равен сроку, установленному законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Сокращению по усмотрению суда указанный срок не подлежит
Доводы административного ответчика о том, что установление ограничения в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории ограничит его права, суд находит необоснованными, поскольку в силу пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ установление такого ограничения является обязательным в отношении поднадзорного лица, имеющего непогашенную, либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Доводы административного ответчика о том, что примененный в отношении него административный надзор может быть препятствием для прохождения лечения, принятия наследства после смерти матери, его трудоустройства, суд признаёт несостоятельными, не влияющими на исход дела, поскольку все возникающие в процессе исполнения решения суда об административном надзоре вопросы, связанные с теми или иными административными ограничениями, могут быть при необходимости и с учетом данных о личности административного ответчика разрешены по согласованию с контролирующим органом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 272, 273, 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Установить административный надзор, после отбытия наказания, в отношении Шакирова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Приволжского районного суда г.Казани от 02.02.2018, за вычетом срока, истёкшего после отбытия наказания.
Срок исчислять с момента постановки осужденного на учёт в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установить ограничение в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, определенные органом внутренних дел.
Установить ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности (в случае официального трудоустройства), либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членам его семьи.
Установить ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории по избранному месту жительства после освобождения из мест лишения свободы.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение суда в течение 10 дней со дня вынесения может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан, с подачей апелляционной жалобы через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан.
Судья Д.И. Галяутдинова
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2019.