Решение по делу № 2-7608/2018 ~ М-6759/2018 от 17.08.2018

    Дело № 2-7608/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2018 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,

при секретаре Петросян Р.В.,

с участием представителей истца Министерства природных ресурсов Амурской области Цейтлер А.Н., Карлинской Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов Амурской области к Попову Д. Н. о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

И.о. министра Министерства природных ресурсов Амурской области, обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что постановлением № 12-20/87 от 25.12.2015г. Попов Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ. При производстве по делу установлено, что 18.11.2015 в ходе осуществления рейдового мероприятия с целью установления фактов нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды было установлено, что на берегу реки Зея возле поселка Зазейский, при помощи фронтального погрузчика ZL50G, заводской № 1560082043 без государственного регистрационного номера, ведется добыча общераспространенных полезных ископаемых (песок, песчано-гравийная смесь). Из протокола осмотра следует, что 18.11.2015 г. в 16.00 в районе п.Зазейский г. Благовещенска, на косе р.Зея, возле ее левого берега (левобережная часть русла р.Зея, вверх по течению от п.Зазейский) работал фронтальный погрузчик желтого цвета ZL50G, заводской № 1560082043 без государственного регистрационного номера, который производил добычу песка и песчано-гравийной смеси и ее погрузку в грузовые самосвалы УРАЛ432010 с государственным регистрационным номером *** и HOWO ZZ3327N3647C с государственным регистрационным номером ***, кроме этого на месте добычи находился микрогрузовик с государственным регистрационным номером ***, в кузове которого была размещена бочка с ГСМ (дизельное топливо). Управлял фронтальным погрузчиком Рекут А.Ю., который не предоставил документы на фронтальный погрузчик, а также лицензию на право пользования недрами с целью добычи песка и песчано-гравийной смеси, при этом пояснил, что работает на Попова Д. Н., которому и принадлежит данный фронтальный погрузчик. Присутствующий на месте осуществления добычи песка и песчано-гравийной смеси Попов Д.Н. также не предоставил ни документов на технику, ни лицензию на право пользования недрами.

Участок недр, на котором 18.11.2015 осуществлялась незаконная (безлицензионная) добыча песка и песчано-гравийной смеси, расположен в пределах лицензируемой площади лицензии на право пользования недрами БЛГ 80155 ТЭ, владельцем которой является ООО «Амурассо-Сервис». Согласно представленной ООО «Амурассо-Сервис» информации от № 64 следует, что добыча песчано-гравийной смеси на лицензируемом участке недр по лицензии БЛГ 80155 ТЭ в зимний период не ведется.

Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Амурской области, утвержденного Распоряжением Минприроды России № 14-р Правительства Амурской области № 45-р от 26 апреля 2011 года, песок и песчано-гравийная смесь относится к общераспространенным полезным ископаемым. В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В нарушении вышеуказанных норм законодательства, 18.11.2015 Попов Д. Н. при помощи имеющегося в собственности фронтального погрузчика ZL50G заводской номер 1560082043 и грузовых самосвалов, организовал и осуществлял добычу общераспространенных полезных ископаемых песка и песчано-гравийной смеси на земельном участке, расположенном на левом берегу реки Зея возле п.Зазейский в отсутствие лицензии на право пользования недрами. Всего добыто 3779 м общераспространенных полезных ископаемых песка и песчано-гравийной смеси. Незаконными действиями Попова Д.Н. затронуты права и законные интересы граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, гарантированные им ст.42 Конституции РФ. Кроме того, Поповым Д. Н. нарушена и ст. 9 Конституции РФ, согласно которой природные ресурсы используются в Российской Федерации как основа жизни и деятельность народов, проживающих на соответствующей территории. На основании изложенного, просит взыскать с Попова Д.Н. в пользу Российской Федерации причиненный вред недрам, вследствие незаконной добычи, в размере 671 414,93 рублей.

В судебном заседании представители истца настаивали на удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание не явился ответчик, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьями 9, 15 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ч соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу требований ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4. Федерального закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», закрепляющей основные понятия, компонентами природной среды являются - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Амурской области, утвержденного Распоряжением Минприроды России № 14-р Правительства Амурской области № 45-р от 26 апреля 2011 года, песок и песчано-гравийная смесь относится к общераспространенным полезным ископаемым.

В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» определено, что к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие общераспространенные полезных ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О недрах» порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 6 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о: предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых; предоставлении права пользования участком недр местного значения, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом; предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено; предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно ст. 1 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года № 62-03 «О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления области при предоставлении права пользования участками недр местного значения», органом, осуществляющим регулирование отношений в сфере пользования участками недр местного значения на территории области, является Правительство области.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 № 222 утверждено Положение о министерстве природных ресурсов Амурской области, согласно которому министерство природных ресурсов Амурской области является исполнительным органом государственной власти области, проводящим на территории Амурской области государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и    координацию деятельности в сфере недропользования, природопользования, горнодобывающего комплекса (за исключением предприятий угледобывающей промышленности), водных отношений, охраны атмосферного воздуха, окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и осуществления государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

К основным задачам министерства относятся реализация государственной политики в сфере распоряжения единым государственным фондом недр на территории Амурской области, геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением разведки и добычи угля), развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны окружающей среды и водных объектов, организации и проведения государственной экологической экспертизы, распоряжения, рационального использования и охраны участков недр местного значения.

Пунктом 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.11.2015 в ходе осуществления рейдового мероприятия с целью установления фактов нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды было установлено, что на берегу реки Зея возле поселка Зазейский, при помощи фронтального погрузчика ZL50G, заводской № 1560082043 без государственного регистрационного номера, ведется добыча общераспространенных полезных ископаемых (песок, песчано-гравийная смесь). Разработка карьера велась открытым способом с использованием фронтального погрузчика ZL50G, заводской номер 1560082043 без государственного регистрационного номера и грузовых самосвалов УРАЛ432010 с государственным регистрационным номером *** и HOWO ZZ3327N3647C с государственным регистрационным номером ***. На момент проведения рейдового мероприятия 18.11.2015 на берегу реки Зея возле п.Зазейский работал фронтальный погрузчик ZL50G, заводской № 1560082043 без государственного регистрационного номера, которым производилась добыча и погрузка песка и песчано-гравийной смеси с косы реки Зея в грузовые самосвалы УРАЛ432010 с государственным регистрационным номером *** и HOWO ZZ3327N3647C с государственным регистрационным номером ***.

На месте проведения рейдового мероприятия заместителем главного государственного инспектора Амурской области в сфере охраны окружающей среды Лужновым Д.В. совместно со старшим помощником Амурского межрайонного природоохранного прокурора Кисловым И.Ю. в присутствии понятых был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Из протокола осмотра следует, что 18.11.2015 г. в 16.00 в районе п.Зазейский г.Благовещенска, на косе р.Зея, возле ее левого берега (левобережная часть русла р.Зея, вверх по течению от п.Зазейский) работал фронтальный погрузчик желтого цвета ZL50G, заводской № 1560082043 без государственного регистрационного номера, который производил добычу песка и песчано-гравийной смеси и ее погрузку в грузовые самосвалы УРАЛ432010 с государственным регистрационным номером *** и HOWO ZZ3327N3647C с государственным регистрационным номером ***, кроме этого на месте добычи находился микрогрузовик с государственным регистрационным номером ***, в кузове которого была размещена бочка с ГСМ (дизельное топливо). Управлял фронтальным погрузчиком Рекут А.Ю., который не предоставил документы на фронтальный погрузчик, а также лицензию на право пользования недрами с целью добычи песка и песчано-гравийной смеси, при этом Рекут А.Ю. пояснил, что работает на Попова Д. Н., которому и принадлежит данный фронтальный погрузчик. Присутствующий на месте осуществления добычи песка и песчано-гравийной смеси Попов Д.Н. также не предоставил ни документов на технику, ни лицензию на право пользования недрами, при этом Попов Д.Н. пояснил, что не знал, что на данном земельном участке нельзя брать песок и песчано-гравийную смесь.

Согласно информации от 02.12.2015 № 72-ГТН-03-16, представленной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Амурской области следует, что фронтальный погрузчик желтого цвета ZL50G, заводской № 1560082043 зарегистрирован за Поповым Д. Н..

Согласно информации от 20.12.2015 № 26255, представленной Управлением ГИБДД по Амурской области следует, что грузовые самосвалы УРАЛ432010 с государственным регистрационным номером *** и HOWO ZZ3327N3647C с государственным регистрационным номером *** принадлежат Попову Д. Н., *** г.р.

Согласно представленной ООО «Амурассо-Сервис» информации от 14.12.2015 № 64 следует, что добыча песчано-гравийной смеси на лицензируемом участке недр по лицензии БЛГ 80155 ТЭ в зимний период не ведется.

Таким образом, именно Попов Д. Н. 18.11.2015 осуществлял незаконное (безлицензионное) пользование недрами с целью добычи песка и песчано-гравийной смеси на левом берегу р.Зея возле п.Зазейский.

Участок недр, на котором 18.11.2015 осуществлялась незаконная (безлицензионная) добыча песка и песчано-гравийной смеси, расположен в пределах лицензируемой площади лицензии на право пользования недрами БЛГ 80155 ТЭ, владельцем которой является ООО «Амурассо-Сервис».

По данному факту консультантом отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области - государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды 22.12.2015 возбуждено административное дело по ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении Попова Д. Н., *** г.р. Постановлением начальника отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области - старшим государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей, о назначении административного наказания от 25.12.2015 № 12-20/87, Попов Д. Н., уроженец г.Благовещенска, Амурской области, *** г.р., был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ - незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Сведений об обжаловании указанного постановления на момент подачи искового заявления не имеется.

Согласно выкопировке с плана горных работ представленной ИП Плотниковым Ю.А. (лицензия на производство маркшейдерских работ ПМ- 72-000194 от 26.12.2008), объём незаконно изъятого (добытого) песка и песчано-гравийной смеси Поповым Д. Н. составил 3779 куб. м.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ принято Постановление от 04.07.2013 № 564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах».

На основании данного постановления министерством природных ресурсов Амурской области произведен расчет размера вреда, причиненного Поповым Д. Н. недрам, который составил 671 414,93 рублей.

Таким образом, деятельностью Попова Д. Н. допущены нарушения интересов Российской Федерации, выраженные в самовольном пользовании недрами, затронуты права и законные интересы граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, гарантированные им ст.42 Конституции РФ. Кроме того, Поповым Д. Н. нарушена и ст. 9 Конституции РФ, согласно которой природные ресурсы используются в Российской Федерации как основа жизни и деятельность народов, проживающих на соответствующей территории.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что незаконными действиями ответчика, выраженными в самовольном пользовании недрами, причинен ущерб Российской Федерации в размере 671 414 рублей 93 копейки.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов Амурской области к Попову Д. Н. о возмещении ущерба удовлетворить.

Взыскать с Попова Д. Н., *** г.р., зарегистрированного по адресу: ***, в пользу Российской Федерации в счет возмещения вреда, причиненного недрам в результате незаконной добычи, денежные средства в размере 671414,93 рублей.

Денежные средства, уплачиваемые в счет возмещения вреда, подлежат перечислению на счет Управления Федерального казначейства Амурской области (УФК по Амурской области (Министерство природных ресурсов Амурской области) ИНН 2801130936,    КПП 280101001, р/с 40101810000000010003 отделение Благовещенск, г. Благовещенск, БИК 041012001, КБК 92411635020040000140, ОКТМО 10701000.

Взыскать с Попова Д. Н. в доход муниципального образования город Благовещенск государственную пошлину в размере 9914 рублей 15 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2018 года.

Судья Т.А. Коршунова

2-7608/2018 ~ М-6759/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов Амурской области
Ответчики
Попов Дмитрий Николаевич
Суд
Благовещенский городской суд
Судья
Коршунова Т.А.
17.08.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2018[И] Передача материалов судье
22.08.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2018[И] Судебное заседание
05.10.2018[И] Судебное заседание
12.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2019[И] Дело оформлено
08.10.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее