дело № 2-2449/15
Решение
Именем Российской Федерации
13 апреля 2015 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Удаловой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Голыгина Ярослава Сергеевича о признании незаконным решения Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка,
Установил:
Голыгин Я.С. в порядке гл.25 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в Щелковский городской суд Московской области с указанным заявлением.
В обоснование требований указал, что 29 октября 2014 года обратился в Администрацию г.о. Лосино-Петровский с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка и предоставления ему земельного участка в собственность за плату для целей садоводства, т.е. для целей, не связанных со строительством, к заявлению был приложен ситуационный план расположения земельного участка.
18 февраля 2015 года был получен ответ за № 153 от 12 ноября 2014 года, согласно которому ему в удовлетворении заявления было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок планируется для резервирования для муниципальных нужд.
Данный отказ Администрации считает незаконным и необоснованным, поскольку был нарушен порядок рассмотрения заявления Голыгина Я.С., а документы, подтверждающие резервирование спорного земельного участка для муниципальных нужд, Администрацией г.Лосино-Петровский не представлены.
Просит:
признать решение Администрации г. о. Лосино-Петровский об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Ситьково, возле дома № 10 примерной площадью 1000 кв.м., выраженное в письме от 12.11.2014 г. № 153 незаконным,
обязать Администрацию г. о. Лосино-Петровский утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Ситьково, возле дома № 10 примерной площадью 1000 кв.м. для целей, не связанных со строительством (для огородничества) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен, его представитель Козлов С.О., действующий на основании доверенности (копия в деле), заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации г.Лосино-Петровский Московской области Мартыненкова Т.И., действующая на основании доверенности (копия в деле), против удовлетворения заявления возражала, просила в удовлетворении требований отказать.
В материалы дела представлен отзыв на заявление, из которого следует: испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд для реализации Закона Московской области от 01.06.2011 г. № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельного участка многодетным семьям в Московской области». В заявлении Голыгина Я.С. от 29.10.2014 года заявителем определены цели использования земельного участка – огородничество. В свою очередь данный вид использования земельного участка не определен в общих положениях Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории городского округа Лосино-Петровский. Таким образом, удовлетворить требования заявителя в том порядке, в котором они изложены в заявлении, не представляется возможным (л.д.17).
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 29 октября 2014 года в Администрацию г.о.Лосино-Петровский поступило заявление Голыгина Я.С. о предоставлении земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством (для огородничества), в котором заявитель просил:
- утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории,
- разрешить проведение кадастровых работ по испрашиваемому земельному участку по границе возле д.10 ул.Ситьково г.Лосино-Петровский примерной площадью 1000 кв.м. для целей, не связанных со строительством (для огородничества),
- принять решение о передаче земельного участка в собственность, расположенного возле д.10 по ул.Ситьково г.Лосино-Петровский, для целей, не связанных со строительством (для огородничества) (л.д.13).
12 ноября 2014 года за №153 Голыгину Я.С. был дан ответ, что испрашиваемый им земельный участок планируется для резервирования для муниципальных нужд с целью реализации Закона Московской области от 01.06.2011 №73/2011-ОЗ (л.д.12).
В обоснование своих требований заявитель ссылается на ст.34 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст.34 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент обращения Голыгина Я.С. в Администрацию г.Лосино-Петровский), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела по существу ст.34 Земельного кодекса РФ утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ч.3 ст.34) указано, что предоставление земельного участка в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ осуществляется, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.
Между тем, как следует из материалов дела, до марта 2015 года такое решение Администрацией г.Лосино-Петровский не принималось, как и какое-либо иное решение о предоставлении спорного земельного участка Голыгину Я.С.
Таким образом, в настоящее время предоставление земельного участка в порядке ст.34 Земельного кодекса РФ невозможно.
Представителем Администрации г.Лосино-Петровский в обоснование своей позиции указано, что испрашиваемый Голыгиным Я.С. земельный участок планируется для предоставления многодетным семьям в рамках реализации Закона Московской области от 01.06.2011 №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».
В подтверждение представлено постановление Главы городского округа Лосино-Петровский №172 от 09 апреля 2015 года, в соответствии с которым земельный участок по адресу: Московская область, г.Лосино-Петровский, ул.Ситьково, возле д.10 входит в утвержденный перечень земельных участков для предоставления многодетным семьям на территории городского округа Лосино-Петровский (л.д.25-26).
Согласно информации отдела землепользования Администрации г.Лосино-Петровский, в настоящее время сформированы и возможны к предоставлению многодетным семьям 8 земельных участков, также проводятся работы по формированию еще 12 земельных участков в границах г.о.Лосино-Петровский для последующего предоставления многодетным семьям (л.д.23).
В соответствии с Решением Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский МО от 26.04.2012 №23/5 "Об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям на территории городского округа Лосино-Петровский", предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании постановления администрации городского округа Лосино-Петровский для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства в зависимости от имеющихся в наличии свободных сформированных земельных участков, состоящих на кадастровом учете и не подлежащих предоставлению иным категориям граждан и юридических лиц в ином порядке и в сроки, установленные земельным законодательством.
Не подлежат предоставлению земельные участки, в отношении которых принято решение о проведении торгов, подано заявление о предоставлении земельного участка по предварительной публикации, или земельные участки, испрашиваемые инвалидами и иными льготными категориями граждан.
Ранее судом было установлено, что в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка каких-либо решений об его предоставлении не принималось.
Доказательств отнесения Голыгина Я.С. к льготной категории граждан в материалы дела не представлено.
Учитывая, что спорный земельный участок ничьими правами не обременен, обоснованность включения его в перечень земли, подлежащей передаче многодетным семьям, не вызывает сомнений.
При подаче заявления в Администрацию г.Лосино-Петровский Голыгиным Я.С. указана цель предоставления земельного участка – для огородничества (л.д.13).
Как следует из пояснений заявителя, испрашиваемый земельный участок относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии со ст.35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами, а также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
При этом в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, такой вид разрешенного использования земельного участка, как «огородничество», отсутствует.
Данный вид использования земельного участка не определен и в общих положениях Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Лосино-Петровский Московской области (л.д.27-30).
Таким образом, суд принимает доводы заинтересованного лица о том, что в заявленной формулировке удовлетворить заявление Голыгина Я.С. не представляется возможным.
Исходя из изложенного, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления Голыгина Ярослава Сергеевича о признании незаконным решения Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд.
Судья Кудрякова Ю.С.