Дело № 2-239/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Лазо Лазовский район Приморский край 09 ноября 2018 года
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Дубовец О.А.,
с участием помощника прокурора Лазовского района Приморского края Дзёминой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазовского района Приморского края Дениша Д.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого является Арнаут Александр Сергеевич о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лазовского района Приморского края Дениш Д.В. обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого является Арнаут А.С. о возложении обязанностей, в обоснование требований указал, что 07 августа 2018 года в отношении крестьянско-фермерского хозяйства, главой которого является Арнаут А.С., прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ветеринарно-санитарного законодательства, а также требований регламента, в ходе которой установлено, что одним из видов хозяйственной деятельности КФХ ИП Арнаут А.С. является животноводство и для осуществления указанной деятельности используется ферма, расположенная по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного <данные изъяты> На территории фермерского хозяйства расположен один корпус для содержания крупного рогатого скота. В нарушение требований ветеринарно-санитарного законодательства функционирующий дезбарьер на главном въезде на территорию фермы не установлен, при входе в животноводческие помещения для содержания животных, отсутствуют дезковрики. Специально оборудованное навозохранилище для обеззараживания биологических отходов, образующихся в процессе осуществления животноводческой деятельности, отсутствует. Указанные нарушения ветеринарно-санитарного законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровью человека, поскольку не позволяют предупредить возникновение и распространение заразных болезней. В результате бездействия КФХ ИП Арнаута А.С. нарушаются права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия. Ссылаясь на п. 1.7 «Ветеринарно-санитарных и гигиенических требований к устройству технологических линий удаления, обработки, обеззараживания и утилизации навоза, получаемого на животноводческих комплексах и фермах», утвержденных Минсельхозом СССР 15.02.1979 № 115-6а, Минздравом СССР 23.08.1978 № 1896-78, п. п. 1.9, 2.4.1, 3.14, 10.1.11 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом РФ 15.07.2002 № 13-5-2/0525, п. 29 «Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551, прокурор просит суд обязать главу крестьянско-фермерского хозяйства, расположенного на 5 км автодороги «Лазо - Заповедное», Арнаута А.С. в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда привести указанную ферму в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства, а именно: на главном въезде на территорию фермы установить функционирующий дезбарьер; при входе в животноводческие помещения для содержания животных установить дезковрики; оборудовать навозохранилище.
В ходе рассмотрения гражданского дела, прокурор изменил исковые требования, просит суд обязать главу крестьянско-фермерского хозяйства, расположенного <данные изъяты> Анаута А.С. в течение восьми месяцев с момента вступления в законную силу решения суда привести указанную ферму в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства, а именно: на главном въезде на территорию фермы установить функционирующий дезбарьер; при входе в животноводческие помещения для содержания животных установить дезковрики; оборудовать навозохранилище.
В судебном заседании помощник прокурора Лазовского района Приморского края Дзёмина О.Ю. поддержала измененные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Арнаут А.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.
Выслушав пояснения помощника прокурора Лазовского района Приморского края Дзёминой О.Ю., исследовав материалы дела, суд считает измененные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Арнаут А.С., ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, Арнаут А.С. администрацией Лазовского муниципального района в аренду сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 452000 кв. м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства и строительства животноводческого комплекса. Адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <данные изъяты> На территории фермерского хозяйства расположен один корпус для содержания крупного рогатого скота, индивидуальный предприниматель Арнаут А.С. осуществляет деятельность по содержанию и разведению крупного рогатого скота, имеется в хозяйстве 20 голов коров и 80 голов овец.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных регулирует ветеринарное законодательство Российской Федерации, состоящее из Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Актом выездной проверки от 07 августа 2018 года, составленным помощником прокурора Лазовского района Приморского края Дзёминой О.Ю. с участием государственного инспектора Юго-Восточного отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, главы КФХ ИП Арнаута А.С., подтверждается, что на въезде на территорию хозяйства нет дезбарьера, при входу в животноводческое помещение отсутствует дезковрик, навозохранилище не оборудовано.
Согласно информации, предоставленной Юго-Восточным отделом по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области № от 09.08.2018 года, в ходе проверки выявлены нарушения ветеринарно-санитарных правил при содержании сельскохозяйственных животных, а именно: п. 4 гл. II Приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации»; п. п. 1.9, 2.4.1, 3.14 «Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора», утвержденных Минсельхозом РФ 15.07.2002 № 13-5-2/0525; п. 1.7 «Ветеринарно-санитарных и гигиенических требований к устройству технологических линий удаления, обработки, обеззараживания и утилизации навоза, получаемого на животноводческих комплексах и фермах», утвержденных Минсельхозом СССР 15.02.1979 № 115-6а, Минздравом СССР 23.08.1978 № 1896-78; п. 10.1.11 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом РФ 15.07.2002 № 13-5-2/0525.
При планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных (ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»).
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 г. за № 551 утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации.
Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота (далее - КРС) в целях его воспроизводства, выращивания и реализации (далее - Правила) устанавливают требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации (далее - содержание КРС), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов КРС включительно (далее - хозяйства открытого типа, Хозяйства), а также организациями, содержащими более 500 голов КРС.
В соответствии с указанными Правилами, въезд на территорию Хозяйств (за исключением территории Хозяйств, на которых расположен жилой дом) должен быть оборудован дезинфекционным барьером либо дезинфекционной установкой, обеспечивающими обработку колес и шасси транспортных средств дезинфицирующими растворами, не замерзающими при минусовых температурах (п. 4); навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС (п. 11); для дезинфекции обуви при входе в животноводческое помещение устанавливаются дезинфекционные коврики (кюветы), заполненные поролоном, опилками или другим пористым эластичным материалом, по ширине прохода и длиной не менее одного метра, пропитанные дезинфицирующими растворами (далее - дезковрики) (п.29).
Согласно п. 1.1 ст. 1 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 15 июля 2002 года N 13-5-2/0525, определяются порядок и условия проведения дезинфекции, дезинвазии объектов, связанных с содержанием животных (птиц), хранением и транспортированием сырья и продуктов животного происхождения, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (далее по тексту - Правила дезинфекции № 13-5-2/0525).
В соответствии с п. 2.4.1. Правил дезинфекции № 13-5-2/0525 профилактическую дезинфекцию проводят в благополучных по инфекционным болезням животных (птицы) хозяйствах с целью предотвращения заноса и распространения внутри их патогенных микроорганизмов, а также накопления в животноводческих помещениях и на других объектах условно-патогенной микрофлоры.
Для дезинфекции обуви у входа в производственные здания на всю ширину прохода оборудуют дезванночки длиной 1,5 м, которые на глубину 10 см заполняют дезинфицирующим раствором. Внутри здания у входа в каждую изолированную секцию (бокс) устанавливают дезковрики, заполненные поролоном, опилками или другим пористым эластичным материалом, которые обильно пропитывают дезинфицирующим раствором, используемым для дезинфекции помещений (п. 3.14 Правил дезинфекции № 13-5-2/0525).
С целью дезинфекции колес автомобильного транспорта у въезда на территорию ферм оборудуют дезбарьеры длиной по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9 - 10 м и по днищу 6 м, которые на глубину 20 - 30 см заполняют одним из растворов: 4%-ным горячим (60 - 70 °С) раствором едкого натра, 4%-ным раствором формальдегида, 5%-ным раствором хлорной извести, 2%-ным раствором глутарового альдегида или другими химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными для дезинфекции Департаментом ветеринарии Минсельхоза России. После прохождения автотранспорта через дезбарьер его выдерживают на площадке отстоя не менее 20 - 30 мин. Дезбарьеры оборудуют в отапливаемом помещении ветсанпропускника или под навесом (от дождя и снега). В последнем случае под днищем прокладывают трубы центрального отопления для подогрева раствора в зимнее время. В неотапливаемых дезбарьерах (в зимнее время) для предотвращения замерзания к растворам добавляют 10 - 15% поваренной соли (п. 6.8 Правил дезинфекции № 13-5-2/0525).
В соответствии с п. 1.7. «Ветеринарно-санитарных и гигиенических требований к устройству технологических линий удаления, обработки, обеззараживания и утилизации навоза, получаемого на животноводческих комплексах и фермах», утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 23.08.1978 N 1896-78 и Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 15.02.1979 N 115-6а, сооружения по обработке навоза следует размещать по отношению к животноводческому объекту и жилой застройке с подветренной стороны господствующих направлений ветра в теплый период года и ниже водозаборных сооружений и производственной территории. Прифермские навозохранилища следует располагать за пределами ограждения фермы, на расстоянии не менее 60 м от животноводческих зданий и не менее 100 м от молочных блоков. Допустимые расстояния от очистных сооружений и мелиоративных объектов до животноводческих зданий и населенных пунктов указаны в таблице.
Сооружения размещают по отношению к животноводческому объекту и жилой застройке с подветренной стороны господствующих направлений ветра в теплый период года и ниже водозаборных сооружений и производственной территории. Их располагают за пределами ограждений ферм и птицефабрик на расстоянии не менее 60 м от животноводческих и 200 м от птицеводческих зданий. Расстояния от площадки для карантинирования подстилочного навоза, компоста и твердой фракции до животноводческого здания должны быть не менее 15 м и до молочного блока - не менее 60 м. (п. 10.1.11 Правил дезинфекции № 13-5-2/0525).
Предметом данного спора является бездействие главы крестьянского (фермерского) хозяйства Арнаута А.С. ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации животноводческой фермы. Исходя из того, что факт нарушения ИП Арнаутом А.С. ветеринарно-санитарных правил при эксплуатации животноводческой фермы нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения иска. В части срока для исполнения обязанности привести животноводческую ферму в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения, суд считает, что указанный срок является разумным и объективно позволит ответчику исполнить решение суда.
Кроме того, с ответчика Арнаута С.А. на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Лазовского муниципального района Приморского края с учетом положений п. 3 ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░