ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2019г. по делу № 33-7204/2019
(в суде первой инстанции гражданское дело № 2-1046/2018)
Город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Пестовой Н.В.
судей Дорожкиной О.Б., Тарасовой А.А.
при секретаре Шадрине Б.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасенко А. А.ча к войсковой части 20293, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Тарасенко А. А.ча на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 11 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Тарасенко А.А. обратился в суд с иском к войсковой части 20293, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в период с 01.12.2017 г. по 30.06.2018 г. работал в войсковой части 20293 <данные изъяты> В течение всего периода работы доплата за работу в выходные и праздничные дни производилась с нарушением норм трудового законодательства, поскольку за работу на судне в море сверх нормы часов рабочего времени в выходные и праздничные дни оплата должна была производиться не менее чем в двойном размере в соответствии с нормами статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, в то время как работодателем оплата за работу в выходные дни производилась за 1 час сверхурочной работы в меньшем размере, чем за 1 час работы в обычные дни.
Просил обязать работодателя выплатить недополученную заработную плату за работу в выходные и праздничные дни в сумме 86 730 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 11 декабря 2018 года в удовлетворении искового заявления Тарасенко А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Тарасенко А.А. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что суд неправильно истолковал и применил ч.1 ст.153 Трудового кодекса РФ, поскольку установленный постановлением Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 г. № 26-П конституционно-правовой смысл ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса РФ является обязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. Полагает, что судом необоснованно не истребованы дополнительные доказательства, без которых по существу нельзя рассмотреть вопрос об оплате работы в выходные и праздничные дни за март 2018 года.
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы представитель ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 февраля 2019 года указанный выше судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением президиума Хабаровского краевого суда от 02 сентября 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 февраля 2019 года отменено, гражданское дело направлено в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. № 13 «О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», признает причины неявки сторон неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 01.12.2017 г. по 30.06.2018 г. Тарасенко А.А. состоял в трудовых отношениях с войсковой частью 20293, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» в должности <данные изъяты>».
Согласно трудовому договору №, заключенному между войсковой частью 20293 и Тарасенко А.А., истцу установлен должностной оклад (оклад) в размере 6 600 рублей, а также компенсационные выплаты (дальневосточная надбавка 30%, районный коэффициент 30%, выслуга лет 20%, за работу во вредных условиях 12%, секретность) и стимулирующие выплаты (премия 25% оклада, ЕДВ за проработанное время), которые выплачиваются в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255.№ 255 от 23.04.2014 г.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (п.2.1.3 трудового договора).
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки (п.3.2.4 трудового договора).
Приказом командира войсковой части 20293 от 22 июня 2018 года №-гп Тарасенко А.А. уволен с работы с 30.06.2018 г. по собственному желанию.
За время работы в войсковой части 20293 с 01.12.2017 г. по 30.06.2018 г. Тарасенко А.А. в составе экипажа спасательного судна «Игорь Белоусов» выполнял работу в праздничные и выходные дни.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на основании приказов командира войсковой части 20293 от 26.12.2017 г. №, от 12.01.2018 г. №, от 08.02.2018 г. №, от 26.02.2018 г. №, от 30.03.2018 г. №, от 28.04.2018 г. №, от 29.05.2018 г. №, от 02.07.2018 г. № истцу начислена и выплачена заработная плата за работу в выходные и праздничные дни, рассчитанная исключительно из двойного оклада работника, без учета компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет, морской надбавки, премиальных выплат, районного коэффициента и дальневосточной надбавки, что соответствует требованиям статьей 129, 149, 153, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, приказу Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Трудового кодекса РФ конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (часть 4 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из специфического характера деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и с учетом возлагаемых на них задач трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, как следует из части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяются на лиц, заключивших трудовой договор о работе в этих органах и организациях, в том числе в воинских частях, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для лиц, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, такие особенности были установлены, в частности, приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», которым утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, и Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, включающей размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно названному Положению гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (утверждены приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822 и № 818 соответственно) устанавливаются выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в том числе за работу в выходной или нерабочий праздничный день), за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием и за работу с шифрами, которые относятся к компенсационным выплатам, а также выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет и премиальные выплаты по итогам работы, которые являются стимулирующими выплатами; при этом выплаты как компенсационного, так и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также названным Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (пункты 14, 15, 31 и 33).
Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в первоначальной редакции (как и ранее действовавшее Положение, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555) не содержало специальных норм об оплате за работу в выходной или нерабочий праздничный день.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2016 года № 515 (вступил в силу с 20 сентября 2016 года) Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации было дополнено пунктом 23.1, который, воспроизведя часть первую статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации без предусмотренного ее абзацем первым правила об оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, установил, что оплата за работу в такие дни производится без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера (т.е. исходя исключительно из тарифной ставки, оклада, должностного оклада) в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала.
В Постановлении от 28.06.2018 г. № 26-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что сообразно изменению ведомственного нормативного правового акта изменилась и практика применения части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации Верховным Судом Российской, при том что нормы Трудового кодекса Российской Федерации, определяющие правила оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, в том числе применительно к гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, остались прежними.
Указанное изменение повлекло иное, не вытекающее непосредственно из части первой статьи 153 данного Кодекса и не согласующееся с ранее сложившимся, понимание порядка исчисления размера оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемую сверх месячной нормы рабочего времени, исключительно из установленных конкретным лицам тарифных ставок (окладов, должностных окладов) с применением только районного коэффициента и процентной надбавки, без учета всех прочих предусмотренных системой оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат.
Согласно конституционно-правовому смыслу части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, выявленному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П, в системе действующего правового регулирования указанная часть статьи предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 23 декабря 1997 года № 21-П, от 23 февраля 1999 года № 4-П, от 28 марта 2000 года № 5-П, от 23 января 2007 года № 1-П, от 8 ноября 2012 года № 25-П, от 23 сентября 2014 года № 24-П, от 12 марта 2015 года № 4-П и другие), в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на необходимость учета в правоприменительной практике, в том числе судебной, правовых последствий принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения, в котором проверяемая норма закона, не признанная не соответствующей Конституции Российской Федерации, подвергается конституционно-правовому истолкованию.
Юридическое последствие решения Конституционного Суда Российской Федерации, в котором выявляется конституционно-правовой смысл нормы, - прекращение ее действия (и, соответственно, применения) в неконституционном истолковании, а значит, утрата ею силы на будущее время в любом ином - расходящемся с выявленным конституционно-правовым - смысле, допускавшемся в прежнем ее понимании. Это означает, что такая норма по общему правилу, вытекающему из статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, частей первой, третьей и пятой статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с момента вступления решения Конституционного Суда Российской Федерации в силу не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле, а правоприменительные органы обязаны учитывать сформулированную в нем позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации данная норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой (постановления от 7 ноября 2012 года № 24-П, от 8 ноября 2012 года № 25-П, от 18 сентября 2014 года № 23-П; определения от 11 ноября 2008 года № 556-О-Р, от 9 ноября 2010 года № 1437-О-П и другие).
Таким образом, при оплате труда в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением другого дня отдыха, работодатель должен учитывать не только тарифную часть заработной платы, но и все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной системой оплаты труда.
Изложенные правовые позиции не были учтены судом первой инстанции.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено включение в состав заработной платы компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с пунктом 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года № 822 утвержден перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях; приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года № 818 утвержден перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях.
Из материалов дела следует, что работа Тарасенко А.А. в войсковой части 20293 в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивалась ответчиком ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» исходя из двойного оклада работника, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Указанная работа не компенсировалась предоставлением истцу другого дня отдыха.
В ходе рассмотрения дела ответчиком данные обстоятельства не оспаривались.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Из предоставленного истцом расчета следует, что задолженность по заработной плате за период с декабря 2017 года по июнь 2018 составляет 86 730 рублей (т.1, л.д.18-24).
Ответчиком представлен сравнительный расчет заработной платы, подлежащей выплате за указанную работу с учетом стимулирующих и компенсационных выплат (т.1, л.д.227).
Из указанного расчета следует, что с учетом стимулирующих и компенсационных выплат истцу не выплачена заработная плата за период с декабря 2017 года по июнь 2018 года в размере 48 217 рублей 73 копейки.
Судебная коллегия, проверив указанные расчеты, признает правильным расчет истца, который соответствуют положениям норм действующего законодательства.
Расчет, представленный ответчиком, не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». В данном расчете не учтены все причитающиеся работнику надбавки, в том числе районный коэффициент.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная заработная плата в размере 86 730 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Учитывая, что неправомерными действиями ответчика в части неправильно начисленной заработной платы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, судебная коллегия, руководствуясь ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации находит подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает конкретные обстоятельства настоящего дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований. Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л ил а:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 11 декабря 2018 года отменить. Принять новое решение.
Исковые требования Тарасенко А. А.ча к войсковой части 20293, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу Тарасенко А. А.ча недополученную заработную плату за период с декабря 2017 года по июнь 2018 года в размере 86 730 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Пестова
Судьи О.Б. Дорожкина
А.А. Тарасова