Судья- Шабанов С.Г. 33-№1560/2016
Апелляционное определение
09.02.2016года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего- Гороховика А.С.
судей- Хаировой А.Х., Емелина А.В.
при секретаре- Чуркиной С. Ю.,
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Шмидт К.Ю. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 7 декабря 2015года, которым постановлено: « Шмидт К.Ю. в удовлетворении заявленных требований- отказать».
Заслушав доклад судьи Гороховика А.С., судебная коллегия
установила:
Шмидт К.Ю. в лице представителя обратилась в суд с заявлением об установлении факта изменении категории земельного участка площадью 119000 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, земли общей долевой собственности в границах бывшего колхоза <адрес>, с категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земли населенных пунктов, произведенного путем включения данного земельного участка в границы населенного пункта <адрес>.
Заявленные требования мотивировала тем, что 06.06.2014 года заявителем был приобретен вышеуказанный земельный участок. Право собственности зарегистрировано и подтверждено Свидетельством о праве собственности на земельный участок серии № выданное 06.06.2014 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области.
В 2013 году Администрацией сельского поселения Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области был разработан проект Генерального плана сельского поселения <адрес> Проект данного генерального плана предусматривал расширение границ сельского поселения. В результате расширения границ сельского поселения в границы сельского поселения <адрес> был включен принадлежащий истцу земельный участок площадью 119000 кв. м, кадастровый №.
В соответствии со ст.8 Земельного кодекса РФ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пп.З п.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с п.1 ст.84 Градостроительного Кодекса РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пп.2 п.2 ст.25 Градостроительного кодекса РФ, если проект генерального плана предусматривает включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти
субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ.
В связи с тем, что проект Генерального плана сельского поселения <адрес> предусматривал включение в границы сельского поселения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, проект Генерального плана в соответствии с пп.2 п.2 ст.25 Градостроительного кодекса РФ был направлен на согласование в Правительство Самарской области письмом №81 от 16.09.2013 г.
Пунктом 7 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ установлен предельный срок для согласования проекта генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, равный трем месяцам.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами (п.8 ст.25 Градостроительного кодекса).
В связи с тем, что от Правительства Самарской области в трехмесячный срок, не поступило заключение на проект генерального плана, проект считается согласованным этим органом в соответствии с п.8 ст.25 Градостроительного кодекса РФ.
После согласования генеральный план сельского поселения <адрес> был утвержден решением №25 от 16.12.2013 г. Собрания представителей сельского поселения <адрес>
Материалы утвержденного Генерального плана сельского поселения <адрес> были доведены, в том числе до сведения ФГБУ ФКП Росреестра путем их размещения в порядке информационного взаимодействия в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Заявитель обратилась в филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области с заявлением № от 27.06.2015 г. о внесении изменений в ГКН в отношении спорного земельного участка в связи с изменением его категории.
В ответ на указанное заявление было получено решение № от 05.10.2015 г. об отказе в учете указанных в заявлении изменений объекта недвижимости по причине того, что информация об утверждении генерального плана <адрес> в порядке информационного взаимодействия в ГКН не внесена.
Заявитель не имеет возможности самостоятельно получить и предоставить в орган кадастрового учета необходимые для осуществления государственного кадастрового учета документы, что исключает возможность иного, кроме судебного порядка признания факта изменения категории земельного участка путем включения его в границы населенного пункта.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Статьей 3 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, судебное решение является основанием для внесения изменений в сведения о кадастровом учете земельного участка, в том числе и о его категории, в случае включения земельного участка в границы населенного пункта. С учетом того, что спор о праве собственности на земельный участок отсутствует. Право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано в порядке, установленном законом, и не оспаривается. Решение суда о признании факта, имеющего юридическое значение, служит основанием для регистрации соответствующими органами такого факта или для оформления прав, которые возникают в связи с признанным или установленным фактом. Таким образом, признание факта, безусловно, повлечет правовые последствия, другого способа подтвердить указанный факт, у заявителя нет, в связи с чем Шмидт К.Ю. в лице представителя и обратилась в суд с данным заявлением.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым представитель Шмидт К.Ю. не согласился, им подана апелляционная жалоба, согласно которой представитель заявителя считает решение суда незаконным и просит его отменить.
В судебное заседание стороны не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пп.1 ч.1 ст.262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
При этом, в силу ст.265 ГПК РФ необходимым условием для разрешения заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение является невозможность получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст.267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Судом установлено, что заявитель 25.04.2014 года на основании договора купли-продажи приобрела земельный участок, общей площадью 119000 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, земли общей долевой собственности в границах бывшего колхоза <адрес>, с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Самарской области 06.06.2014 года и подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности серии № № (л.д.8).
До приобретения земельного участка Шмидт К.Ю., Решением Собрания представителей сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> № 25 от 16.12.2013 года был утвержден генеральный план села <адрес> (л.д.15-16).
Шмидт К.Ю. приобрела спорный земельный участок с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, после фактического изменения границ сельского поселения. Этот договор не оспорила, спорный земельный участок учтен в ГКН и ЕГРП с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно справке главы сельского поселения <адрес> (л.д.15), ответу Отдела архитектуры муниципального района <адрес> (л.д.10), в результате изменения границ населенного пункта земельный участок истца вошел в границы сельского поселения.
В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пп.3 п.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"( с изменениями от 20.04.2015года), перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с п.1 ст. 84 Градостроительного Кодекса РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пп.2 п.2 ст.25 Градостроительного кодекса РФ, если проект генерального плана предусматривает включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ.
Из ответа на судебный запрос администрации сельского поселения Ташелка следует, что ДД.ММ.ГГГГ генеральный план сельского поселения был направлен для согласования в Правительство Самарской области.
Однако представленные документы не содержат сведений о получении генерального плана Правительством Самарской области и принятии его к рассмотрению.
Кроме того, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что изменение границ земельного участка не влечет изменение целевого назначения земельного участка.
Перевод земель сельхозназначения в другую категорию в случае изменения генерального плана села осуществляется в соответствии с требованиями норм закона РФ от 21.12.2004г.(с изменениями от 20.04.2015г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Доказательств того, что заявителем соблюден указанный выше порядок перевода земельного участка в иную категорию, суду не представлено.
Утверждение заявителя о том, что генеральный план сельского поселения <адрес> был доведен до сведения ФГБУ ФКП Росреестра путем их размещения в порядке информационного взаимодействия в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) также не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так, из отзыва ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области следует, что такие сведения заявителем представлены не были, не поступили они и от органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия.
Заявитель обратился в филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области с заявлением № от 27.06.2015 г. о внесении изменений в ГКН в отношении спорного земельного участка в связи с изменением его категории.
Решением № от 05.10.2015 г. заявителю было отказано в учете изменений объекта недвижимости по причине того, что информация об утверждении генерального плана <адрес> в порядке информационного взаимодействия в ГКН не внесена.
Отказ органа кадастрового учета внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости вызван отсутствием сведений об утвержденном генеральном плане села, не представленном органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия и, соответственно, отсутствием в распоряжении органа кадастрового учета сведений о вхождении спорного участка в состав земель населенного пункта.
Заявитель, утверждая, что порядок изменения категории земельного участка органом местного самоуправления соблюден, а полный пакет документов представлен в распоряжение кадастрового органа, фактически ставит под сомнение правомерность отказа органа кадастрового учета, при этом сам отказ не оспаривает.
При наличии указанных обстоятельств суд обоснованно отказал заявителю в удовлетворении его требований об установлении факта изменении категории земельного участка.
Доводы в апелляционной жалобе на незаконность решения суда не могут служить основанием для его отмены, так как судом исследованы все обстоятельства по делу и им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Ставропольского районного суда самарской области от 7 декабря 2015года оставить- без изменения, апелляционную жалобу представителя Шмидт К.Ю. -без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в момент его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий- Судьи-