...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть решения суда оглашена 02.11.2018 г.,
мотивированное решение изготовлено 06.11.2018 г.)
02 ноября 2018 г. г.Уфа
Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Иванова В.В.,
при секретаре Алибаевой Г.Р.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Уфы ФИО4, представителя третьего лица Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО5, действующего на основании доверенности ... от < дата >,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Уфы РБ в защите прав интересов неопределенного круга лиц к ООО «Многопрофильное предприятие Бриз» об обязании устранить нарушения требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы РБ в защите прав интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Многопрофильное предприятие Бриз» об обязании устранить нарушения законодательства.
В обоснование иска указал, что прокуратурой ... на основании поступившей информации из Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору), указания прокурора республики от < дата > ... «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав граждан при участии в долевом строительстве многоквартирных домов» проведена проверка по факту длительного бездействия по вводу ... в эксплуатацию, а также несоответствия дома установленным строительным нормам и иным требованиям законодательства.
Совместно со специалистами Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору в 2017-2018 г.г. произведены выезды и осмотр здания, расположенного по адресу: ..., изучены документы.
Установлено, что строительство Объекта, который используется в качестве многоквартирного дома, осуществлялось Общество с ограниченной ответственностью «Многопрофильное предприятие Бриз» (далее – ООО МП «БРИЗ»), на основании договора долевого участия в строительстве ... от < дата >, заключенного с ЗАО «Эколог БСНС».
По названному договору ООО МП «БРИЗ» как застройщик, обязался выступить заказчиком и генподрядчиком на незавершенном строительством объекте – 10-ти этажном жилом ... в микрорайоне «Сипайлово-9» ... с правом привлечение участников строительства. ЗАО «Эколог БСНС» как участник долевого строительства, обязался с целью инвестирования в строительство названного дома внести вклад в долевое строительство в виде незавершенного строительством объекта недвижимости площадью 463,6 кв.м. литер А, инвентарный ..., принадлежащего ему на праве собственности, зарегистрированном в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним < дата >.
Впоследствии дополнительным соглашением от < дата > к договору ... от < дата > договор ... от < дата > трансформирован сторонами в договор купли-продажи, согласно которому ЗАО «Эколог БСНС» передал в собственность ООО МП «БРИЗ», расположенный по адресу: ..., микрорайон ..., ... незавершенный строительством объект недвижимости площадью 463,6 кв.м.
В < дата > г. ООО МП «БРИЗ» в судебном порядке было оформлено право собственности на объект незавершенного строительства, на месте которого в дальнейшем был возведен вышеуказанный Объект.
В нарушение требований ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее –ГрК РФ) ООО МП «БРИЗ» осуществлено строительства объекта до 2012 г. без выданного в установленном порядке разрешения на строительство.
< дата > отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО ... РБ было выдано разрешение на строительство № RU 03308000-490-П застройщику ООО МП «БРИЗ» сроком действия до < дата >.
В нарушение требований ст. ст. 52, 54 ГрК РФ извещения о начале строительства и других извещений при строительстве Объекта от ООО МП «БРИЗ» в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору (ранее – Госстройнадзор РБ) с приложением необходимых документов не поступало.
Разрешительная и проектная документации по Объекту в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору до настоящего времени не представлена.
Согласно информации, представленной Администрацией ГО ..., разрешение на строительство после < дата > ООО МП «БРИЗ» не выдавалось, за продлением разрешения застройщик не обращался, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта также не выдавалось.
Согласно представленной застройщиком информации, строительство дома окончено в < дата > г., однако установить реальную дату окончания строительства и степень готовности объекта в настоящее время не представляется возможным.
ООО МП «БРИЗ» допущено строительство дома с отклонениями параметров объекта капительного строительства от проектной документации без получения положительного заключения экспертизы откорректированного проекта.
Вместе с тем, ООО МП «БРИЗ» допущено заселение граждан в указанный дом.
Застройщиком обязательства по вводу жома в эксплуатацию не были исполнены, однако фактически заселение в квартиры было произведено, за гражданами в судебном порядке было признано право собственности на жилые помещения в целях соблюдения их прав и возможности распоряжаться принадлежащим имуществом.
В < дата > году прокуратурой района совместно со специалистами Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору было произведено два выезда (< дата > и < дата >) по адресу: ..., в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения законодательства.
По итогам проверки, проведенной в 2017 году, прокуратурой района было подготовлено представление об устранении выявленных нарушений в адрес директора ООО МП «БРИЗ» от < дата > и направлено по адресу регистрации юридического лица: ..., а также по адресу регистрации директора ООО МП «БРИЗ» ФИО2: ....
Однако названное представление до адресатов не дошло, почтовые конверты вернулись в прокуратуру района с отметками «Отсутствие адресата по указанному адресу», «возврат письма в связи с истечением срока хранения».
< дата > были направлены требования о явке для получения указанного представления представителю ООО МП «БРИЗ» ФИО3 на адреса: ..., ул. 50 лет СССР, ...А, ....
Вместе с тем, ФИО3 письма прокуратуры района также не были получены, почтовые конверты вернулись с отметками «Истек срок хранения».
Также в соответствии с н. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалы проверки были направлены в следственный отдел по ... СУ СК РФ но РБ по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, для проведения доследственной проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, по результатам которой < дата > возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ, которое находится в стадии расследования.
Кроме того, < дата > прокуратурой района совместно со специалистами Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору вновь был произведен выезд по указанному адресу, в ходе которого установлено, что ранее выявленные нарушения в части требований пожарной безопасности и строительных норм и правил по итогам проверки, проведенной в 2017 году, за исключением пункта 2 справки от < дата > (настенные объемные или плоские указатели пожарных гидрантов установлены), не устранены либо их устранение проверить не представилось, возможным ввиду непредставления документов, не обеспечения доступа в помещения.
Ввиду вышеизложенного, в настоящее время существует реальная угроза жизни и здоровью граждан, которые проживают в указанном доме, а также которые посетят данный многоквартирный дом.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать ООО МП «БРИЗ» устранить нарушения требований пожарной безопасности, строительных номер и правил, санитарно-эпидемиологических норм, правил благоустройства, выявленные в ходе проверок, проведенных прокуратурой ... совместно со специалистами Государственного комитета РФ по жилищному и строительному надзору < дата >, < дата > и < дата > по объекту «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...). Обязать ООО МП «БРИЗ» обеспечить объект «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...) коммунальными услугами «Газоснабжение», «Горячее водоснабжение», согласно проектной документации. Обязать ООО МП «БРИЗ» подготовить и направить проектную документацию на объект - «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «Сипайлово-9» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...) в уполномоченную организацию для проведения экспертизы проектной документации. Обязать ООО МП «Бриз» получить заключение Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищном и строительному надзору о соответствии объекта «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...) требованиям технических регламентов и проектной документации. Обязать ООО МП «БРИЗ» получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...) в органе местного самоуправления – Администрации ГО ... РБ.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Уфы ФИО4 исковые требования поддержала, просила удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель третьего лица Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО5 в удовлетворении исковых требований не возражал.
Представители ответчика ООО «МП Бриз» и третьего лица Администрации ГО ... в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора Октябрьского района г. Уфы ФИО4, представителя третьего лица Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО5, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, а которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
В силу ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства.
Часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Также ст. 34 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрена обязанность граждан и организаций соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Судом установлено, что ООО МП «БРИЗ», на основании договора долевого участия в строительстве ... от < дата >, заключенного с ЗАО «Эколог БСНС» осуществляло строительство объекта, расположенный по адресу: ..., микрорайон ..., ....
По названному договору ООО МП «БРИЗ» как застройщик, обязался выступить заказчиком и генподрядчиком на незавершенном строительством объекте – 10-ти этажном жилом ... в микрорайоне «...» ... с правом привлечение участников строительства. ЗАО «Эколог БСНС» как участник долевого строительства, обязался с целью инвестирования в строительство названного дома внести вклад в долевое строительство в виде незавершенного строительством объекта недвижимости площадью 463,6 кв.м. литер А, инвентарный ..., принадлежащего ему на праве собственности, зарегистрированном в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним < дата >.
Впоследствии дополнительным соглашением от < дата > к договору ... от < дата > договор ... от < дата > трансформирован сторонами в договор купли-продажи, согласно которому ЗАО «Эколог БСНС» передал в собственность ООО МП «БРИЗ», расположенный по адресу: ..., микрорайон ... ... незавершенный строительством объект недвижимости площадью 463,6 кв.м.
В < дата > ООО МП «БРИЗ» в судебном порядке было оформлено право собственности на объект незавершенного строительства, на месте которого в дальнейшем был возведен вышеуказанный Объект.
Согласно имеющейся в материалах дела информации, строительство дома окончено в < дата > г., однако установить реальную дату окончания строительства и степень готовности объекта в настоящее время не представляется возможным.
Согласно информации, представленной ГАУ Управление государственной экспертизы РБ (письмо от < дата > ...), < дата > с ООО МП «БРИЗ» был заключен договор № ... на проведение государственной экспертизы рабочей документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан».
По результатам проведения экспертизы < дата > было выдано отрицательное заключение ....
< дата > после устранения замечаний, согласно ранее выданного отрицательного заключения ООО МП «БРИЗ» повторно обратилось с заявлением на проведение Государственной экспертизы рабочей документации и результатов инженерных изысканий по указанному объекту капитального строительства.
По результатам проведения экспертизы < дата > было выдано положительное заключение М....
< дата > в связи с корректировкой проекта ООО МП «БРИЗ» обратилось, с заявлением на проведение государственной экспертизы рабочей документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства «Многоэтажный жилой дом N~ 12а в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан».
В ходе проведения экспертизы был выявлен ряд недостатков, о чем < дата >, < дата > были направлены соответствующие замечания в адрес заказчика, ответ на которые не поступил. В дальнейшем в виду отсутствия ответов по данным замечаниям и в связи с этим невозможностью выдачи какого-либо (положительного или отрицательного) заключения в адрес ООО «Многофункциональное Предприятие БРИЗ» < дата > был направлен проект соглашения о расторжении заключенного договора, второй экземпляр которого заказчик не возвратил.
Заключение экспертизы по откорректированному проекту ГАУ Управление государственной экспертизы РБ не выдавалось.
Согласно разрешению на строительство № ... от < дата > предполагалось осуществить строительство 10-этажного многоквартирного дома с количеством квартир - 69. Фактически осуществлено строительство 12-этажного здания, включая 1 цокольный этаж с помещениями, при этом установить общее количество жилых и нежилых помещений в ходе проведенной прокурором проверки не представилось возможным в связи с не обеспечением доступа на последний этаж дома, цокольный этаж и в иные места общего доступа.
В соответствии с данными кадастрового паспорта многоквартирный дом является 12-этажным.
В соответствии с п. 3.13 Положения о приемке и вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории ..., утвержденного постановление главы Администрации ... РБ от < дата > ... (далее – Положения), все изменения к проекту должны быть оформлены в установленном порядке заказчиком и проектной организацией до момента предъявления объекта к приемке.
Согласно п. 3.11 Положения до регистрации ввода объекта в эксплуатацию запрещается его использование по назначению, в том числе заселение жилого дома, секции и помещений, использование общественного здания и сооружения, выпуск продукции, оказание услуг на объекте производственного назначения в объемах или продолжительностью более, чем необходимо на период пробной эксплуатации в целях проверки пригодности объекта для использования его по назначению.
Пунктом 4.9 Положения установлено, что передаваемый под заселение или эксплуатацию объект и все объекты его инженерного обеспечения (РТП, ТП, ЦТП, ИТП, ОДС и т.д.) должны быть переведены на постоянное инженерное обеспечение от городских источников, в том числе на постоянное электроснабжение.
В нарушение указанных норм жилой дом обеспечивается тепловой и электрической энергией по временной схеме согласно договоров электроснабжения ... от < дата >, заключенного между поставщиком ООО «ЭСКБ» и ООО МП «БРИЗ», и договором теплоснабжения ... от < дата >, заключенного между теплоснабжающей организацией ООО «БашРТС» и ООО МП «БРИЗ» для строительства жилого дома (потребитель - ООО MП «БРИЗ», объект строительная площадка ж/д литер. 12а по адресу: .../l).
В < дата > прокуратурой района совместно со специалистами Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору было произведено два выезда (< дата > и < дата >) по адресу: ..., в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения законодательства:
1. Пожарные краны, щиты управления на путях эвакуации установлены на высоте менее 2,0 м от уровня пола (0,2 м), чем нарушен п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
2. Не установлены настенные объёмные или плоские указатели пожарных гидрантов чем нарушен П.8.6 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»;
3. Не выполнено ограждение вентиляторов дымоудаления на кровле, чем нарушен п. 7.12 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;
4. Не завершен монтаж автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в жилом доме, встроенных помещениях, чем нарушен п. 61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
5. Не завершен монтаж системы дымоудаления в жилом доме, встроенных помещениях, чем нарушен п. 61 Постановления правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
6. Технологические проемы в местах прохода коммуникаций через стены и перекрытия не заделаны строительным раствором на всю толщину конструкции, чем нарушен п. 4 ст. 137 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3;
7. Не завершен монтаж ограждения кровли, чем нарушен п. 8.11 СНиП 2101-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений (с изменениями N 1,2);
8. Не завершен монтаж внутреннего противопожарного водопровода, чем нарушен п.392 Постановления правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме»;
9. Мусороприемная камера оборудована, но на день, осмотра дома не эксплуатируется, чем нарушен п. 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-1 О Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
10. На расстоянии около 20 м от дома установлены два контейнера, контейнерная площадка не оборудована, чем нарушен п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.26451 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
11. на придомовой территории отсутствуют площадки отдыха, игровые, спортивные, хозяйственные площадки и зеленые насаждения, чем нарушен п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-1 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
12. Сети водопроводов горячего и холодного водоснабжения в жилом доме имеются, на момент осмотра горячая вода в доме отключена, в квартирах установлены электрические водонагреватели, чем нарушены п. 2.7 СанПиН 2.1.2.2645-1 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 4.5 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-0 1-2003».
13. На видимых участках газопровода по фасаду при проходе через конструкции здания присутствуют гильзы, заделанные монтажной пеной, чем нарушены п. 6.7, 10.213 СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»;
14. Жилой дом запитан по временной схеме, согласно договора электроснабжения ... от < дата > для строительства жилого дома между гарантирующим поставщиком ООО «ЭСКБ» и потребителем электроэнергии ООО «Многопрофильное предприятие БРИЗ», согласно письма ООО «ЭСКБ» Уфимское межрайонное отделение от < дата > .... Электроснабжение выполнено воздушной линией проводом СИП;
15. Наружное освещение прилегающей к дому территории, предусмотренное светильниками РКУ-250 на железобетонных опорах, согласно П.3.2.5.4 «Система электроснабжения» положительного заключения государственной экспертизы ... от < дата >, не смонтировано, что является нарушением п. 8.1 Правил благоустройства ГО ... РБ, утвержденных решением Совета ГО ... РБ от < дата > ...;
16. Кабели временного электроснабжения проложены по отмостке жилого дома и по прилегающему газону, что влечет за собой угрозу жизни людей и окружающей среды путем поражения электрическим током, является нарушением требований п. 6.4.3 СНиП 12-03-2001 безопасность труда в строительстве. Часть1. Общие требования».
По итогам проверки, проведенной в 2017 году, прокуратурой района было подготовлено представление об устранении выявленных нарушений в адрес директора ООО МП «БРИЗ» от < дата > и направлено по адресу регистрации юридического лица: ..., а также по адресу регистрации директора ООО МП «БРИЗ» ФИО2: ....
Однако названное представление до адресатов не дошло, почтовые конверты вернулись в прокуратуру района с отметками «Отсутствие адресата по указанному адресу», «возврат письма в связи с истечением срока хранения».
< дата > были направлены требования о явке для получения указанного представления представителю ООО МП «БРИЗ» ФИО3 на адреса: ..., ул. 50 лет СССР, ...А, ....
Вместе с тем, ФИО3 письма прокуратуры района также нс были получены, почтовые конверты вернулись с отметками «Истек срок хранения».
Также в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалы проверки были направлены в следственный отдел по ... СУ СК РФ но РБ по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, для проведения до следственной проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, по результатам которой < дата > возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ, которое находится в стадии расследования.
Кроме того, < дата > прокуратурой района совместно со специалистами Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору вновь был произведен выезд по указанному адресу, в ходе которого установлено, что ранее выявленные нарушения в части требований пожарной безопасности и строительных норм и правил по итогам проверки, проведенной в 2017 году, за исключением пункта 2 справки от < дата > (настенные объемные или плоские указатели пожарных гидрантов установлены), не устранены либо их устранение проверить не представилось, возможным ввиду непредставления документов, не обеспечения доступа в помещения.
Таким образом, в результате проведенной прокуратурой ... проверки выявлены многочисленные нарушения законодательства, допущенные застройщиком ООО «МП Бриз» при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу ..., микрорайон ... ..., что подтверждает несоответствие построенного застройщиком объекта требованиям пожарной безопасности, строительных номер и правил, санитарно-эпидемиологических норм, правил благоустройства.
Допущенные при строительстве указанного многоквартирного жилого дома нарушения законодательства создают предпосылки к возникновению пожароопасных ситуаций, препятствуют своевременному их предотвращению и пресечению, делают нахождение и проживание в доме, а также вблизи от него небезопасным для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, могут привести к уничтожению или порче имущества граждан.
В соответствии со ст. 4 ГрК РФ Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно положениям ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 7 статьи 52 ГрК РФ установлено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 11 ст. 49 ГрК РФ порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 44 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» установлено, что проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства
Согласно п.6 Постановление Правительства РФ от 31.03.2012 № 272 (ред. от 12.06.2017) «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение, выдача заявителю и обжалование, а также открытие и ведение дел негосударственной экспертизы, ведение реестра выданных экспертных заключений и предоставление сведений из указанного реестра, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
Как установлено судом, < дата > отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО ... РБ было выдано разрешение на строительство № ... застройщику ООО МП «БРИЗ» сроком действия до < дата >.
В нарушение требований ст. ст. 52, 54 ГрК РФ извещения о начале строительства и других извещений при строительстве Объекта от ООО МП «БРИЗ» в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору (ранее – Госстройнадзор РБ) с приложением необходимых документов не поступало.
Разрешительная и проектная документации по Объекту в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору не представлена.
Согласно информации, представленной Администрацией ГО ..., разрешение на строительство после < дата > ООО МП «БРИЗ» не выдавалось, за продлением разрешения застройщик не обращался, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта также не выдавалось.
Следовательно, несоблюдение ответчиком требований градостроительного законодательства РФ, а именно не введение многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., микрорайон ... ... установленном порядке в эксплуатацию лишает жильцов, проживающих в данном доме, равного с другими гражданами права на безопасность проживания в помещениях, соответствующих строительным нормам и правилам и благоприятную окружающую среду.
Из статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что для получения разрешения на строительство многоквартирного дома необходимо получение проектной документации.
Таким образом, перед получением разрешения на ввод эксплуатации объекта в органе местного самоуправления застройщику необходимо подготовить и направить проектную документацию в уполномоченную организацию для проведения экспертизы проектной документации, получить заключение Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
В соответствии с ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
Частью 14 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно ч. 1.1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, в случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
В связи с изложенным, после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, во исполнение вышеуказанных норм жилищного законодательства, застройщик ООО МП «БРИЗ» должен заключить договор управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ответчиком допущено заселение граждан в указанный многоквартирный дом без ввода его в эксплуатацию, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологических норм, правил благоустройства, выявленные в ходе проверок, проведенных прокуратурой ... совместно со специалистами Государственного комитета РФ по жилищному и строительному надзору < дата >, < дата > и < дата > по объекту «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...), а именно устранить следующие нарушения:
1. Пожарные краны, щиты управления на путях эвакуации установлены на высоте менее 2,0 м от уровня пола (0,2 м), чем нарушен п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
2. Не выполнено ограждение вентиляторов дымоудаления на кровле, чем нарушен п. 7.12 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;
3. Не завершен монтаж автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в жилом доме, встроенных помещениях, чем нарушен п. 61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
4. Не завершен монтаж системы дымоудаления в жилом доме, встроенных помещениях, чем нарушен п. 61 Постановления правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
5. Технологические проемы в местах прохода коммуникаций через стены и перекрытия не заделаны строительным раствором на всю толщину конструкции, чем нарушен п. 4 ст. 137 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3;
6. Не завершен монтаж ограждения кровли, чем нарушен п. 8.11 СНиП 2101-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений (с изменениями N 1,2);
7. Не завершен монтаж внутреннего противопожарного водопровода, чем нарушен п.392 Постановления правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме»;
8. Мусороприемная камера оборудована, но на день, осмотра дома не эксплуатируется, чем нарушен п. 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-1 О Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
9. На расстоянии около 20 м от дома установлены два контейнера, контейнерная площадка не оборудована, чем нарушен п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.26451 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
10. на придомовой территории отсутствуют площадки отдыха, игровые, спортивные, хозяйственные площадки и зеленые насаждения, чем нарушен п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-1 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
11. Сети водопроводов горячего и холодного водоснабжения в жилом доме имеются, на момент осмотра горячая вода в доме отключена, в квартирах установлены электрические водонагреватели, чем нарушены п. 2.7 СанПиН 2.1.2.2645-1 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 4.5 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-0 1-2003».
12. На видимых участках газопровода по фасаду при проходе через конструкции здания присутствуют гильзы, заделанные монтажной пеной, чем нарушены п. 6.7, 10.213 СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»;
13. Жилой дом запитан по временной схеме, согласно договора электроснабжения ... от < дата > для строительства жилого дома между гарантирующим поставщиком ООО «ЭСКБ» и потребителем электроэнергии ООО «Многопрофильное предприятие БРИЗ», согласно письма ООО «ЭСКБ» Уфимское межрайонное отделение от < дата > .... Электроснабжение выполнено воздушной линией проводом СИП;
14. Наружное освещение прилегающей к дому территории, предусмотренное светильниками РКУ-250 на железобетонных опорах, согласно П.3.2.5.4 «Система электроснабжения» положительного заключения государственной экспертизы ... от < дата >, не смонтировано, что является нарушением п. 8.1 Правил благоустройства ГО ... РБ, утвержденных решением Совета ГО ... РБ от < дата > ...;
15. Кабели временного электроснабжения проложены по отмостке жилого дома и по прилегающему газону, что влечет за собой угрозу жизни людей и окружающей среды путем поражения электрическим током, является нарушением требований п. 6.4.3 СНиП 12-03-2001 безопасность труда в строительстве. Часть1. Общие требования».
А также удовлетворить требования прокурора в части обязания ООО МП «БРИЗ» получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне ...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...) в органе местного самоуправления – ... РБ.
Исковых требований об обязании обеспечить объект «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «... в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...) коммунальными услугами «Газоснабжение», «Горячее водоснабжение», согласно проектной документации, об обязании подготовить и направить проектную документацию на объект - «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...) в уполномоченную организацию для проведения экспертизы проектной документации; об обязании получить заключение Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищном и строительному надзору о соответствии объекта «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...) требованиям технических регламентов и проектной документации суд считает излишне заявленными, т.к. выполнение данных требований является обязательным для получения разрешения (акта) на ввод дома в эксплуатацию, этапами предшествующими получению разрешения на ввод дома в эксплуатацию, а обеспечение коммунальными услугами по постоянной схеме возможно лишь после получения данного разрешения (акта).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ... РБ в защите прав интересов неопределенного круга лиц к ООО «Многопрофильное предприятие Бриз» об обязании устранений требований законодательства удовлетворить частично.
Обязать ООО «Многопрофильное предприятие БРИЗ» устранить нарушения требований пожарной безопасности, строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологических норм, правил благоустройства, выявленные в ходе проверок, проведенных прокуратурой ... совместно со специалистами Государственного комитета РФ по жилищному и строительному надзору < дата >, < дата > и < дата > по объекту «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...), а именно устранить следующие нарушения:
1. Пожарные краны, щиты управления на путях эвакуации установлены на высоте менее 2,0 м от уровня пола (0,2 м), чем нарушен п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
2. Не выполнено ограждение вентиляторов дымоудаления на кровле, чем нарушен п. 7.12 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;
3. Не завершен монтаж автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в жилом доме, встроенных помещениях, чем нарушен п. 61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
4. Не завершен монтаж системы дымоудаления в жилом доме, встроенных помещениях, чем нарушен п. 61 Постановления правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
5. Технологические проемы в местах прохода коммуникаций через стены и перекрытия не заделаны строительным раствором на всю толщину конструкции, чем нарушен п. 4 ст. 137 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3;
6. Не завершен монтаж ограждения кровли, чем нарушен п. 8.11 СНиП 2101-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений (с изменениями N 1,2);
7. Не завершен монтаж внутреннего противопожарного водопровода, чем нарушен п.392 Постановления правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме»;
8. Мусороприемная камера оборудована, но на день, осмотра дома не эксплуатируется, чем нарушен п. 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-1 О Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
9. На расстоянии около 20 м от дома установлены два контейнера, контейнерная площадка не оборудована, чем нарушен п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.26451 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
10. на придомовой территории отсутствуют площадки отдыха, игровые, спортивные, хозяйственные площадки и зеленые насаждения, чем нарушен п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-1 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
11. Сети водопроводов горячего и холодного водоснабжения в жилом доме имеются, на момент осмотра горячая вода в доме отключена, в квартирах установлены электрические водонагреватели, чем нарушены п. 2.7 СанПиН 2.1.2.2645-1 О «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 4.5 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-0 1-2003».
12. На видимых участках газопровода по фасаду при проходе через конструкции здания присутствуют гильзы, заделанные монтажной пеной, чем нарушены п. 6.7, 10.213 СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»;
13. Жилой дом запитан по временной схеме, согласно договора электроснабжения ... от < дата > для строительства жилого дома между гарантирующим поставщиком ООО «ЭСКБ» и потребителем электроэнергии ООО «Многопрофильное предприятие БРИЗ», согласно письма ООО «ЭСКБ» Уфимское межрайонное отделение от < дата > .... Электроснабжение выполнено воздушной линией проводом СИП;
14. Наружное освещение прилегающей к дому территории, предусмотренное светильниками РКУ-250 на железобетонных опорах, согласно П.3.2.5.4 «Система электроснабжения» положительного заключения государственной экспертизы ...] 4-12 от < дата >, не смонтировано, что является нарушением п. 8.1 Правил благоустройства ГО ... РБ, утвержденных решением Совета ГО ... РБ от < дата > ...;
15. Кабели временного электроснабжения проложены по отмостке жилого дома и по прилегающему газону, что влечет за собой угрозу жизни людей и окружающей среды путем поражения электрическим током, является нарушением требований п. 6.4.3 СНиП 12-03-2001 безопасность труда в строительстве. Часть1. Общие требования».
Обязать ООО МП «БРИЗ» получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Многоэтажный жилой ... в микрорайоне «...» в ... городского округа ... Республики Башкортостан» (многоквартирный ...) в органе местного самоуправления – ... РБ.
В остальное части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья В.В. Иванов