Решение по делу № 2-339/2013 ~ М-345/2013 от 18.06.2013

Дело № 2- 339/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

ДАТА                                                                                      г. Куса

Кусинский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Нихороших Н.В.,

при секретаре                             Ахмадуллиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Кусинского муниципального района об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Кусинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Ивановой И.М. от ДАТА о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

       

Администрация Кусинского муниципального района обратилась в суд с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Кусинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее Кусинский РОСП) о взыскании исполнительского сбора от ДАТА по исполнительному производству НОМЕР от ДАТА, считая постановление незаконным, поскольку судебный пристав исполнитель рассмотрев материалы исполнительного производства от НОМЕР от ДАТА, возбужденного на основании исполнительного листа НОМЕР от ДАТА, выданного Кусинским районным судом на основании решения о предоставлении благоустроенного жилого помещения ФИО5, вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в максимальном размере в сумме <данные изъяты> рублей, без анализа степени вины, причиненного вреда, ссылаясь на постановление Конституционного суда Российской Федерации от ДАТА НОМЕР, что по их мнению не соответствует критерию соразмерности, принципам справедливости, индивидуализации и дифференцированности. Считают, что судебный пристав-исполнитель относит исполнительский сбор к штрафной санкции, которая в свою очередь должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, исключает возможность ее произвольного толкования и применения.

В судебном заседании представитель администрации Кусинского муниципального района Сахаров В.А., требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что решение суда о предоставлении жилого помещения Пашнину И.А. не было исполнено в связи с отсутствием субвенций из областного бюджета, которые Администрация района контролировать не может, и такими полномочиями не наделена. По своему характеру исполнительский сбор является специальной нормой административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, и его размер должен устанавливаться в сумме от 0 до 5000 рублей, а не только в размере верхней границы, тем более, что администрация Кусинского района неоднократно направляла письма в Правительство Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области о необходимости предоставления району денежных средств для выполнения государственных полномочий делегированных району по предоставлению жилья детям -сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Кроме того, представители службы судебных приставов исполнителей регулярно участвуют в заседаниях комиссии района по предоставлению жилья детям-сиротам, детям оставшимся без попечения, получают копии протоколов заседания комиссии и знают о проведенной администрацией района работой в этом направлении. Таким образом, вины администрации Кусинского муниципального района в неисполнении решения суда не имеется, что не было учтено судебным приставом исполнителем при вынесении постановления от ДАТА.

Судебный пристав-исполнитель Кусинского РОСП Иванова И.М., о времени и месте судебного заседания извещена, в суд не явилась, направив письменный отзыв в котором в частности указала, что постановление о возбуждении исполнительного производства администрация района получила ДАТА. Согласно решению суда срок исполнения решения был определен до ДАТА, в отсрочке исполнения решения суда заявителю было отказано, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии требованиями ст. ст. 7, 112, Федерального закона «Об исполнительном производстве» только 04 июня 2013 года, то есть через достаточно продолжительное время, после срока установленного судом, в течение которого администрация Кусинского муниципального района имела возможность обеспечить взыскателя жильем. Доказательств выполнения администрацией Кусинского муниципального района требований Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года « О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не представлено. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Глезденев П.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, считая постановление о взыскании исполнительского сбора законным и обоснованным, пояснил, что у должника - администрации Кусинского муниципального района было достаточно времени как для исполнения решения суда, так и для представления судебному приставу-исполнителю доказательств, свидетельствующих о том, что решение суда не исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, что сделано не было.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие судебного пристава-исполнителя Кусинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Ивановой И.М.

Суд, заслушав лиц, участвующий в деле, исследовав материалы дела, считает заявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие с ч. 2 ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействиями), стало известно о нарушении их прав и интересов

В силу ст. 441 ч.1, ч.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с изъятиями и дополнениями.

В соответствии с ч. 8 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

На основании ч. 11 ст. 30 вышеуказанного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов указанного выше ФЗ.

Срок для добровольного исполнения согласно ч.12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ) не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено этим же Федеральным законом.

В судебном заседании установлено: решением Кусинского районного суда Челябинской областиот ДАТА, вступившим в силу ДАТА, на администрацию Кусинского муниципального района возложена обязанность по предоставлению ФИО5 в срок до ДАТА благоустроенного жилого помещения в соответствии с санитарно- техническими нормами, общей площадью не менее 12 кв.м., установленной нормы предоставления в Кусинском городском поселении, за счет субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области ( л.д.43-44).24 июля 2012г. судебным приставом-исполнителем Кусинского РОСП Ивановой И.М. возбуждено исполнительное производство НОМЕР в отношении должника -администрации Кусинского муниципального района, предмет исполнения - возложение обязанности предоставить жилое помещение ФИО5 Пунктом 2 постановления должнику установлен 5 - дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления ( л.д. 34). Указанное постановление получено администрацией Кусинского муниципального района ДАТА ( л.д. 36). В предоставлении отсрочки исполнения решения суда Администрации Кусинского муниципального района отказано ДАТА ( л.д.45-46).

ДАТА судебным приставом-исполнителем Кусинского РОСП Ивановой И.М. вынесено постановление о взыскании с администрации Кусинского муниципального района исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. В связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлены. Должником, надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения (л.д.7).

В соответствие со ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительного сбора требования исполнительного документа администрацией Кусинского муниципального района не исполнены.

Администрация Кусинского муниципального района не представила судебному приставу-исполнителю, суду доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения. О возможности представления судебному приставу-исполнителю указанных доказательств должник был предупрежден.

В силу ст.401 п.1, п.2 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Поскольку, администрация района в установленный срок не исполнила добровольно требования исполнительного документа, не представила судебному приставу-исполнителю доказательства отсутствия своей вины, что подтверждено материалами исполнительного производства (л.д.32-38), судебный пристав-исполнитель законно, в соответствии с требованиями статьи 112 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вынес постановление о взыскании с администрации Кусинского муниципального района исполнительского сбора.

Заседания комиссии по предоставлению жилья детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения от ДАТА, от ДАТА, от ДАТА, ДАТА (л.д. 24-26, 29-31), обращение к министру социальных отношений Челябинской области ДАТА и Правительству Челябинской области (по истечении срока для добровольного исполнения решения суда) (л.д.16-17, 22) нельзя признать достаточными мерами для надлежащего исполнения исполнительного документа, свидетельствующими о незаконности постановления.

Ссылку администрации Кусинского муниципального района в заявлении на позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДАТА НОМЕРП, суд считает несостоятельной.

Указанным постановлением положение пункта 1 статьи 81 Федерального закона от ДАТА «Об исполнительном производстве», согласно которому в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, - постольку, поскольку оно в силу своей формальной неопределенности в части, касающейся оснований освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, допускает его применение без обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтверждать, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего его передать взыскиваемые денежные средства, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 настоящего Федерального закона, признано не соответствующим Конституции РФ.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» утратил законную силу. У администрации Кусинского муниципального района с момента получения постановления о возбуждении исполнительного имелась возможность представить доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Данное положение разъяснено в п.3 Постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В отсутствие каких-либо документов судебный пристав-исполнитель не мог проанализировать обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины должника.

Учитывая изложенное, постановление судебного пристава исполнителя Кусинского РОСП Ивановой И.М. о взыскании исполнительского сбора от ДАТА по исполнительному производству НОМЕР от ДАТА принято в соответствии с законом, права администрации Кусинского муниципального района не нарушены.

Согласно ст. 258 ч.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований администрации Кусинского муниципального района Челябинской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Кусинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о взыскании исполнительского сбора от ДАТА, по исполнительному производству НОМЕР от ДАТА- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

                      

          Председательствующий                      Нихороших Н.В.

2-339/2013 ~ М-345/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Кусинского муниципального района
Другие
Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области
Кусинский районный отдел судебных приставов
Суд
Кусинский районный суд
Судья
Нихороших Наталья Владимировна
18.06.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2013[И] Передача материалов судье
19.06.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2013[И] Подготовка дела (собеседование)
01.07.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2013[И] Судебное заседание
15.07.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2014[И] Дело оформлено
20.01.2014[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее