Решение по делу № 2-109/2012 от 18.01.2012

Дело № 2 – 109 / 12 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 февраля 2012 г., Федеральный судья Иволгинского района Республики Бурятия Балачук Т.А.

при секретаре Жамсарановой Е.А.

с участием прокурора Ивановой О.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Иволгинск Иволгинского района РБ матери алы гражданского дела по заявлению прокурора Иволгинского района РБ в интересах несовершеннолетнего Б.Б.Д. к администрации МО «Иволгинский район» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, суд

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Иволгинского района проведена проверка в сфере защиты прав детей – сирот органами опеки и попечительства. В ходе проверки было выявлено, что со стороны органа опеки и попечительства при администрации МО «Иволгинский района» имело место нарушение прав интересов несовершеннолетних детей – сирот, в том числе и Б.Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ г., рождения, выразившееся в не истребовании у опекуна документов, подтверждающих расход денежных сумм, выплачиваемых на ребенка, не составлении акта об этом, и не предъявлении требований к опекуну о возмещении убытков, причиненных подопечному. Обращаясь в суд, прокурор Иволгинской района РБ, просит признать данное бездействие со стороны органа местного самоуправления незаконным и понудить его устранить допущенное нарушение.

В судебном заседании представитель прокурора Иволгинского района РБ, помощник Иванова О.А., заявленные требования поддержала частично. При этом суду пояснила, что несовершеннолетний Б.Б.Д., является сиротой. Его опекуном назначен Д.Н-Б. За 2010 г., доход опекаемого составил <данные изъяты> руб. Отчет же предоставлен только на сумму <данные изъяты> руб. Первичные документы на оставшуюся сумму в орган опеки представлен не был. Орган же опеки и попечительства при администрации МО «Иволгинский район» в нарушении действующего законодательства, надлежащий контроль за финансами детей – сирот не осуществили. В частности, при предоставлении отчета о расходовании полученных опекунами денежных средств на опекаемого, соответствие полученный и израсходованных сумм не проверялась, акт об этом не составлялся, требований о возмещении убытков несовершеннолетнему не предъявлялись. При таких обстоятельствах бездействие со стороны органа местного самоуправления является незаконным. Данное заявление подано в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, так как в силу возраста Б.Б.Д., самостоятельно защитить свои права не может. Вместе с тем, от требований о понуждении к устранению допущенных нарушений, отказывается, так как в судебное заседание предоставлены все документы, подтверждающие расход полученных опекуном денежных средств.

Представитель администрации МО «Иволгинский район» в лице органа опеки и попечительства Пурбуева А.В., предъявленные прокурором Иволгинского района РБ требования признала частично. При этом суду пояснила, что действительно в силу действующего законодательства, орган опеки и попечительства должен контролировать расходы денежных средств, выплачиваемых опекунам на несовершеннолетних опекаемых. Раньше, отчета по расходованию пенсии, выплачиваемой несовершеннолетним, не требовалось. Отчет предоставлялся только на пособие опекуна. Согласна с тем, что они должны были в случае не предоставления первичных документов, подтверждающих расходы в полном объеме, составлять акт и предъявлять требование к опекуну о возмещении убытков несовершеннолетнего. В настоящее время все документы истребованы.

Привлеченный судом в качестве третьего лица опекун несовершеннолетнего Б.Б.Д., Д.Н-Б. суду показал, что не согласна с требованиями прокурора. За 2010 г., она отчиталась как всегда, только по пособию. О том, что нужно предоставлять отчет и по пенсии, она не знала. В настоящее время все документы предоставлены.

Выслушав участников процесса, приняв частичное признание требования администрацией МО «Иволгинский район» в лице органа опеки и попечительства, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что заявление прокурора в части оспаривания бездействия, подано обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Республики Бурятия от 04.03.2008 г., N 137- 1У «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправление муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями», полномочия органа опеки и попечительства переданы органам местного самоуправления, в том числе и МС «Иволгинский район». В их числе перечислены полномочия по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества ( п.4.4 статьи 4 Закона ).

Статьей 17 ФЗ РФ от 24.04.2008 г., N 48 – ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено, что подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 25 ФЗ РФ «Об опеки и попечительстве», опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов ( копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов ).

Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 от 18.05.2009 года «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждена форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом. Отчет предусматривает предоставление сведений о доходах подопечного и произведенных опекуном или попечителем расходах, об отчуждении, приобретении и использовании имущества ( недвижимого и движимого ), о сохранности имущества подопечного и т.д.

Законодателем предусмотрена ответственность опекунов за вред. причиненный по их вине имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда. А также обязанность органов опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного ( порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое ), составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному. Что администрацией района как органом опеки и попечительства произведено не было, имущественные права несовершеннолетнего не восстановлены (ст. 26 Федерального закона N 48-ФЗ ).

В судебном заседании было установлено, что Д.Н-Б. на основании постановления администрации МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ г., назначена опекуном несовершеннолетнего Б.Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ г., рождения. Пунктом 3, данного постановления опекуну разъяснена его обязанность предоставлять не позднее 1 февраля текущего года в орган опеки и попечительства письменный отчет о хранении и использовании имущества подопечного с приложением документов, подтверждающих это. Как следует из материалом дела, доходы подопечного Б.Б.Д., за 2010 год составили сумму в размере <данные изъяты>, опекуном расходы за счет имущества несовершеннолетнего подопечного не производились. Сведения о расходовании этой суммы опекуном не представлены. В частности, подтверждены первичными документами расходы опекуна денежных средств подопечного лица в размере <данные изъяты>, расходы на сумму <данные изъяты> не подтверждены. Таким образом, при составлении отчета, опекуном не доказано направление денежных средств в размере вышеуказанной сумме, принадлежащих несовершеннолетнему опекаемому, на его содержание и воспитание. Администрацией МО «Иволгинский район» меры по восстановлению имущественных прав несовершеннолетнего сироты и истребованию денежных средств либо документов о целевом расходовании не приняты. Вследствие бездействия органа опеки и попечительства – администрации МО «Иволгинский район» - по контролю за деятельностью опекуна Д.Н-Б. существенно нарушены имущественные права несовершеннолетнего Б.Б.Д. При таких обстоятельствах бездействие со стороны органа местного самоуправления является незаконным.

Данное заявление подано на основании ст. 45 ГПК РФ, в силу которой прокурор имеет право обратиться в суд в защиту прав гражданина, который не может защитить свои права самостоятельно в связи с возрастом. Б.Б.Д., является несовершеннолетним, в соответствии с п.1 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Однако в силу возраста не может это сделать самостоятельно.

Вместе с тем, представитель прокурора Иволгинского района РБ от требований о понуждении к устранению допущенных нарушений отказался, так как опекуном Б.Б.Д., в судебное заседание представлены документы, подтверждающие расход денежных средств, выплачиваемых на опекуна в полном объеме. Таким образом, меру судебного понуждения отпали. Приняв отказ от требований в этой части, дело производством прекращается. Последствия отказа от требований, представителю заявителя разъяснены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 197, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Иволгинского района РБ удовлетворить, признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации муниципального образования «Иволгинский район» по надзору за деятельностью опекуна Д.Н-Б. соблюдения ею имущественных прав и законных интересов подопечного Б.Б.Д. и обеспечения сохранности имущества несовершеннолетней сироты.

    Заявление в части понуждения администрации МО «Иволгинский район» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав несовершеннолетнего Б.Б.Д., а именно составить акт о ненадлежащем исполнении опекуном Д.Н-Б. обязанностей по управлению имуществом подопечного Б.Б.Д. и предъявить к опекуну Д.Н-Б. о возмещении убытков, причиненных подопечному производством прекратить, в связи с отказом от них.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца.

    Судья :                                                  Т.А. Балачук

2-109/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Иволгинского района в интересах н/летнего Будаева Баина Дабацыреновича
Ответчики
Администрация МО "Иволгинский район"
Суд
Иволгинский районный суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
ivolginsky.bur.sudrf.ru
18.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2012Передача материалов судье
18.01.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2012Подготовка дела (собеседование)
23.01.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2012Судебное заседание
10.02.2012Дело сдано в канцелярию
10.04.2012Дело оформлено
10.04.2012Дело передано в архив
02.02.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее