Решение по делу № 2а-353/2018 ~ М-378/2018 от 09.10.2018

Дело № 2а-353/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли                                                                         22 ноября 2018 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Т.Ю. Сенотрусовой,

при секретаре В.В. Вороновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Щелканова А.Г. к администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края о признании решения органа местного самоуправления незаконным и обязании восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории инвалиды, с даты постановки на учет с 26.03.2009 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился с административным исковым заявлением ссылаясь на следующее.

26 апреля 2018 г. постановлением № 185 администрации муниципального района «Тунгокоченский район» истец и его супруга были сняты с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно данного постановления истца сняли с учета в связи с наличием жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей у него и его супруги, а также предоставлением недостоверных сведений. С данным постановлением истец не согласен, поскольку право на получение субсидии им не утрачено, так как собственниками квартиры, расположенной по адресу <адрес>, помимо истца и его супруги, являются трое их детей, что означает, что истец и его супруга не перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Административный истец просит суд признать незаконным постановление администрации муниципального района «Тунгокоченский район» № 185 от 26.04.2018 г. о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Возложить на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность восстановить Щелканова А.Г., с составом семьи включая Щелканову Т.М., в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с даты постановки на учет с 26 марта 2009 года.

Определением о привлечении заинтересованного лица от 08.11.2018 г. в качестве заинтересованных лиц к участию в деле были привлечены Щелканов Г.А., Щелканов А.А., Щелканов М.А. (л.д.___).

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, своего представителя не направил, о причинах не явки суд не уведомил.

Представитель административного истца - М.С. Тагиев, в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, о причинах не явки суд не уведомил. В судебном заседании 08.11.2018 г. исковые требования истца поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Заинтересованные лица - Щелканова Т.М., Щелканов Г.А., Щелканов А.А., Щелканов М.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены, своего представителя не направили, о причинах не явки суд не уведомили.

Административный ответчик - администрация муниципального района «Тунгокоченский район» о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, своего представителя не направил, о причинах не явки суд не уведомил. В судебном заседании 08.11.2018 г. представитель административного ответчика - Н.С. Ананенко, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, дополнительно пояснив следующее. Администрацией района в ходе проведения инвентаризации очереди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, претендующих на получение жилищной субсидии, был выявлен факт наличия за пределами Тунгокоченского района доли в жилом помещении, принадлежащего истцу и члену семьи истца на праве собственности. На основании п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879, постановлением администрации № 185 от 26.04.2018 г. истец был снят с учета.

Исследовав и оценив имеющиеся материалы дела, суд находит, что административные исковые требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции Федерального закона от 07.06.2017 N 119-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации вышеуказанного Федерального закона, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п.п. «в», «д» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 05.10.2009 N 251-ЗЗК, органы местного самоуправления муниципальных районов "Каларский район", "Тунгиро-Олекминский район" и "Тунгокоченский район" в Забайкальском крае наделены государственными полномочиями по регистрации и учету граждан Российской Федерации, выезжающих из соответствующих районов и имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Из материалов дела следует, что с 26 марта 2009 года административный истец Щелканов А.Г. был принят на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи 2 человека - супруга Щелканова Т.М., в категорию «инвалиды» (л.д.66,75,85-89).

Согласно постановления администрации муниципального района «Тунгокоченский район» № 185 от 26.04.2018 г. Щелканов А.Г. снят с учета в связи с выявленными в представленных документах не соответствующих действительности сведений, приобретение (строительство) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (л.д.95).

Письмом от 26.04.2018 г. исх. ответчик уведомил истца о принятом решении (л.д.96).

Согласно договора на передачу квартир в собственность граждан от 07.04.1994 г., в безвозмездную собственность Щелканова А.Г., Щелкановой Т.М., Щелканова Г.А., Щелканова А.А. и Щелканова М.А. была передана квартира, расположенная по адресу <адрес> (л.д.___).

25.02.2016 г. между собственниками квартиры, расположенной по адресу <адрес> - Щелкановым А.Г., Щелкановой Т.М., Щелкановым Г.А., Щелкановым А.А. и Щелкановым М.А. было подписано соглашение об определении долей в квартире, согласно которому доли каждого участника общей собственности являются равными, каждому принадлежит по 1/5 доли (л.д.51-53).

Согласно выписок из единого государственного реестра недвижимости от 18.01.2018 г., от 13.11.2018 г., квартира, расположенная по адресу <адрес> имеет площадь 57,2 кв.м., право собственности каждого участника общей собственности - Щелканова А.Г., Щелкановой Т.М., Щелканова Г.А., Щелканова А.А. и Щелканова М.А., зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости - 27.07.2016 г. На основании договоров дарения от 03.11.2016 г. истец Щелканов А.Г. подарил свою 1/5 долю в указанной квартире сыну - Щелканову Г.А., а Щелканова Т.М. (супруга истца) подарила свою 1/5 доли в указанной квартире сыну - Щелканову М.А., о чем в единый государственный реестр недвижимости 08.11.2016 г. были внесены сведения (л.д.90,91,______).

Принимая оспариваемое решение, административный ответчик исходил из положений п. п. «в», «д» ч. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов и приравненных к ним, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 - выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Суд приходит к выводу о том, что непредставление истцом сведений о наличии у него и его супруги, долей в праве собственности на жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера в момент постановки на учет и в период нахождения на учете граждан, имеющих право на получение выплаты для переселения, с учетом фактических обстоятельств дела, не может являться основанием для исключения истца из очередности на получение государственного жилищного сертификата.

Из обстоятельств дела следует, что истец и его супруга являлись собственниками 1/5 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 07.04.1994 г. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 27.07.2016 г., объект права собственности - квартира общей площадью 57,2 кв.м.

На основании договоров дарения от 03.11.2016 г. истец и его супруга подарили свои 1/5 доли в указанной квартире своим детям, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 08.11.2016 г. были внесены сведения.

Таким образом, истец и его супруга действительно с 07.04.1994 г. по 08.11.2016 г. имели жилье за пределами Тунгокоченского района Забайкальского края.

Вместе с тем, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, непредставление истцом сведений о наличии у него и его супруги права долевой собственности на квартиру за пределами районов Крайнего Севера при постановке на учет граждан, имеющих право на получение выплаты для переселения, не может являться основанием для снятия истца с соответствующего учета.

Согласно Решения Думы городского округа "Город Чита" от 10.11.2005 N 185 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа "Город Чита", установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека; 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из 2-х и более человек.

Таким образом, несмотря на наличие в собственности жилья в г. Чита, истец остался нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку с учетом общей площади указанной квартиры (57,2 кв. м) и размера его доли (1/5) на него приходилось 11,44 кв. м, что меньше установленной учетной нормы по месту нахождения объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, само по себе непредставление истцом при постановке на учет сведений о наличии в долевой собственности квартиры за пределами районов Крайнего Севера с учетом обстоятельств дела, подтверждающих отсутствие оснований для признания его обеспеченным жильем, не свидетельствует о неправомерности постановки Щелканова А.Г. на учет, а последующее выявление сведений о наличии указанного жилья - не должно влиять на его право состоять на учете.

Установив, что наличие жилого помещения за пределами Тунгокоченского района Забайкальского края не повлекло прекращение нуждаемости истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи в указанном жилом помещении составляет менее учетной нормы, суд приходит к выводу, что оснований для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера, у ответчика не имелось.

Кроме того, целью предоставления гражданам социальной выплаты на переселение является переезд из районов Крайнего Севера. Данная цель не достигнута. При этом истец и члены его семьи не перестали быть нуждающимися в предоставлении государственной помощи. Следовательно, оснований для снятия истца с учета не имелось.

Поскольку судом установлено, что состояние нуждаемости в улучшении жилищных условий у истца не изменилось, суд приходит к выводу о том, что решение о снятии административного истца с учета является незаконным, а его права подлежат восстановлению.

Доводы представителя административного ответчика об утрате истцом права на субсидию в связи с самим фактом приобретения в собственность жилья за пределами районов Крайнего Севера не могут быть приняты во внимание, поскольку право на получение субсидии определяется также нуждаемостью в улучшении жилищных условий, которая не отпала у истца в связи с наличием в собственности доли в жилом помещении в г. Чита, площадью менее учетной нормы на состав семьи.

Суд считает необходимым отметить, что снятие с учета в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии права на получение жилья или социальной выплаты. Однако, как подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика, целью предоставления гражданам социальной выплаты на переселение был переезд из районов Крайнего Севера. Данная цель не достигнута. При этом истец и члены его семьи не перестали быть нуждающимися в предоставлении государственной помощи. Следовательно, оснований для снятия истца с учета не имелось.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ).

Поскольку административному истцу об оспариваемом решении стало известно в апреле-мае 2018 года, а с иском истец обратился в суд 04 октября 2018 года, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок на обращение с административным исковым заявлением, установленный ст. 219 КАС РФ.

Однако, принимая во внимание состояние здоровья истца, его преклонный возраст, наличие инвалидности, удаленность проживания, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок по уважительным причинам, в связи с чем имеется возможность восстановления срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ.

Следует также учесть, что задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Получение гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод является одним из принципов административного судопроизводства.

Суд считает необходимым признать, что срок обращения в суд административным истцом пропущен по уважительным причинам.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Щелканова А.Г. - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края № 185 от 26 апреля 2018 года «О снятии Щелканова А.Г. с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья».

Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края восстановить Щелканова А.Г., с составом семьи, включая Щелканову Т.М., в очереди на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалиды" с даты постановки на учет, то есть с 26 марта 2009 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий                                                   Т.Ю. Сенотрусова

В полном объеме мотивированное решение составлено 27 ноября 2018 года

2а-353/2018 ~ М-378/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Щелканов Александр Георгиевич
Ответчики
Администрация МР "Тунгокоченский район"
Другие
Щелканов Георгий Александрович
Щелканов Михаил Александрович
Щелканова Татьяна Михайловна
Тагиев Михаил Сафарович
Щелканов Александр Александрович
Суд
Тунгокоченский районный суд
Судья
Сенотрусова Татьяна Юрьевна
09.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
11.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2018[Адм.] Судебное заседание
22.11.2018[Адм.] Судебное заседание
27.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2018[Адм.] Дело оформлено
25.02.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее