Дело № копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.ФИО2<адрес> 07 декабря 2017 года
Кунгурский городской суд <адрес> (постоянное судебное присутствие в с.ФИО2-Кишерть) в составе председательствующего судьи Степанова А.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием помощника ФИО1 ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе ФИО2<адрес> гражданское дело по иску ФИО1, в защиту прав и интересов неопределенного круга ФИО2 – жителей ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения ФИО1 муниципального ФИО1 <адрес> к муниципальному образованию «ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселение» в ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения ФИО1 муниципального ФИО1 <адрес> об обязании ликвидировать свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга ФИО2 – жителей ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения ФИО1 муниципального ФИО1 <адрес> к ФИО4 ФИО1 ФИО3 поселения ФИО1 муниципального ФИО1 <адрес>, просит обязать муниципальное образование «ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселение <адрес>» в ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения ФИО1 муниципального ФИО1 <адрес> в течение пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать свалки твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках по адресам: <адрес>, <адрес>, Черноярское с/п, д<адрес> (кадастровый №); <адрес>, <адрес> (кадастровый №).
В обоснование заявленных требований указал, что в сентябре 2017 прокуратурой ФИО1 на основании Плана работы на 2 полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации свалок на поднадзорной территории, надлежащей организации деятельности органов местного самоуправления по участию в организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 12 и подп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и ФИО2, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических ФИО2, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, учета природных и социально-экономических особенностей территорий при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, приоритета сохранения естественных экологических систем, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и др.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 7-ФЗ, к вопросам местного значения поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ, юридические и физические ФИО2, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические ФИО2, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В силу положений статей 1, 12 Закона № 89-ФЗ отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).
В силу пп. 1 ст. 13 Закона № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (далее – Закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 и п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических ФИО2.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 12 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес> и о внесении изменения в <адрес> "О бюджетном процессе в <адрес>" к вопросам местного значения ФИО3 поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; вопросы благоустройства территории.
Аналогичные положения закреплены в Уставе ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения.
В соответствии с п. 2 ст.8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных ФИО1 в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих ФИО1.
Решением Совета депутатов ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселение приняло на себя полномочие по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов от ФИО1 муниципального ФИО1.
Согласно пункту 3.1. СанПиН 42-128-4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В силу ст. 1 Закона № 89-ФЗ к объектам размещения отходов относятся: полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» размещение отходов твердых бытовых (ТБО) должно осуществляться на полигонах твердых бытовых отходов, которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. Размещение ТБО на площадках временного складирования (накопления) отходов не предусмотрено.
Требования к содержанию и эксплуатации таких объектов определены «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утвержденные в Минстрое ДД.ММ.ГГГГ) и СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
В рамках проверки ДД.ММ.ГГГГ помощником ФИО1 ФИО1 ФИО7 с участием специалистов – старшего инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО8, врачом Центрального филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» ФИО9 проведен осмотр санкционированных объектов размещения отходов на территории ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения.
В ходе проверки установлено следующее.
В ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселении места сброса ТКО расположены: <адрес> - на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, Черноярское с/п, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., объем накопленного мусора- 214м3; <адрес> - на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Кишертский ФИО1, Черноярское с/п, <адрес>, общей площадью 29527кв.м.,объем накопленного мусора-963м3.; <адрес> - на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Кишертский ФИО1, <адрес>, урочище «Спасо-Бардинская гора», общей площадью 10000 кв.м., объем накопленного мусора – 321м3.
Земельные участки, на которых осуществляется сбор ТКО находятся в постоянном бессрочном пользовании ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения на основании распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-05-50 о предоставлении Земельных участков в постоянное бессрочное пользование в соответствии с ч. 1 ст. 268 Гражданского кодекса РФ, ст. 39.9 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 3 и приложением № <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ПК "Об образовании нового муниципального образования ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселение" указанные земельные участки находятся в границах ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения.
Участки для размещения отходов представляют собой территорию, на которой хранятся твердые бытовые отходы навалом.
Осмотром установлено: на указанных земельных участках, выявлено складирование ТКО, имеющих 4 класс опасности для окружающей среды, в соответствии с Федеральным классификатором отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (7 31 110 01 72 4- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные).
ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения не разработан регламент и режим работы свалки, нет инструкции по приёму бытовых отходов, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведётся круглогодичный учёт поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, что не соответствует требованиям п. 2.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее по тексту СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01).
Складирование ТБО осуществляется не на рабочей карте с послойным уплотнением в соответствии с разработанным регламентом и технологией складирования ТБО, что не соответствует требованиям п. 5.1. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона более 500 метров, по данным сельских поселений и визуальному осмотру, участки находятся более 2 км от жилья.
Участки при проведении санитарно-эпидемиологического обследования не размещены на территориях 1, 2 и 3 поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, в зонах массового отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений, рекреационных зонах, в границах установленных водоохранных зон открытых водоёмов, что соответствует требованиям п. 4.3. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее по тексту СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
Участки не имеют функционального зонирования (территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов и территория, занятая под складирование ТБО не выделены), что не соответствует требованиям п. 3.5. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
По периметру всей территории полигона отсутствует легкое ограждение или осушительная траншея глубиной более 2 метров или вал высотой более 2 метров, что не соответствует требованиям п. 4.4. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Для проведения контроля за подземными водами не предусмотрены контрольные скважины выше и ниже полигона по потоку грунтовых вод, что не соответствует требованиям п. 4.6. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Отсутствуют переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, что не соответствует требованиям п. 5.3. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Территории санитарно-защитных зон и прилегающих земель к подъездной дороге на момент обследования были загрязнены, что не соответствует требованиям п. 5.6. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Отсутствует программа производственного контроля, что не соответствует требованиям п. 6.5. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01
Производственный контроль не проводится за подземными и поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвой, уровнями шума, что не соответствует требованиям п. 6.6 п. 6.7., п. 6.8., п. 6.9. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Вышеуказанные свалки твердых бытовых отходов, организованные на территории ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения ФИО1, не имеют признаков объекта размещения отходов, не включены в государственный реестр объектов размещения отходов, являются несанкционированными по смыслу закона, в связи с чем подлежат ликвидации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В судебном заседании помощник ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения ФИО1 муниципального ФИО1 <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление в котором указал, что иск признает добровольно, последствия признания иска ему понятны (л.д. 26).
Суд, заслушав ФИО2 участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФИО1 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту
прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга ФИО2 или
интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других ФИО2.
На основании ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая изложенные положения закона, изучив исковое заявление, материалы дела, суд считает, что признание иска ответчиком не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других ФИО2, поэтому его следует принять и заявленные истцом требования об обязании ликвидировать свалки твердых бытовых отходов, удовлетворить.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное образование «ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселение <адрес>» в ФИО2-ФИО1 ФИО3 поселения ФИО1 муниципального ФИО1 <адрес> в течение пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать свалки твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках по адресам:
- <адрес>
<адрес>
<адрес> №).
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд <адрес> (постоянное судебное присутствие в с. ФИО2-Кишерть) в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий судья: (подпись) А.В. Степанов
Копия верна. Судья