Решение по делу № 3-139/2015 от 25.12.2014

Дело №3-139/15

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 5 июня 2015 года

Волгоградский областной суд в составе

Председательствующего судьи Камышниковой Н.М.,

при секретаре Зубрилине Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воробьевой М.П., заинтересованные лица:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области.

Администрация г. Волгограда,

Губернатор Волгоградской области,

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области),

об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости и обязывании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,

установил:

Воробьева М.П. (далее «заявитель») обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей и возложить обязанность на органы кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости.

В обоснование требований указала, что она является собственником вышеуказанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере <.......> рублей. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка превышает установленную вышеуказанную рыночную стоимости земельного участка, то результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права заявителя как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.

В ходе судебного заседания представитель заявителя по доверенности Тутаева Ю.И., не изменяя существа требований уменьшила (уточнила) требования и с учётом заключения судебной оценочной экспертизы просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 10672000 рублей, определённую по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - дату внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о данном земельном участке с изменёнными качественными характеристиками.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Волгоградской области, как орган, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области как учреждение, определившее и утвердившее кадастровую стоимость спорного земельного участка, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области) как заказчик работ по указанной государственной кадастровой оценке, а также Администрация г. Волгограда как получатель налоговых платежей.

Руководитель Управления Росреестра по Волгоградской области А. в письменных объяснениях по делу полагался на вынесение решения на усмотрение суда, считая, что Управление не является субъектом спорных правоотношений.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области по доверенности Б. в письменном ходатайстве о рассмотрении дела в его отсутствии выразил своё отношение к заявлению, указав, что с требованиями не согласен, в заявлении отсутствует указание какие действия(бездействия)решения учреждения нарушают права и интересы заявителя, поэтому отсутствуют основания рассматривать заявление в порядке главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Полагает, что учреждение необоснованно привлечено в качестве заинтересованного лица.

Представители заинтересованных лиц: Губернатора Волгоградской области, Управления Росреестра по Волгоградской области, Администрации г. Волгограда, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, от представителей Управления Росреестра по Волгоградской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии. Представители Администрации г. Волгограда и Губернатора Волгоградской области о причинах неявки не сообщили.

В связи с чем, с учётом положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения уточнённых требований заявителя, по следующим основаниям.

Исходя из ст.26, 245, 246 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, а также нижеуказанных правовых норм земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, подсудные областному суду, относятся к категории дел, возникающих из публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих правоотношений выступает субъект, наделённый государственно- властными полномочиями, принявший решение и утвердивший оспариваемые результаты кадастровой оценки.

Поэтому суд рассмотрел и разрешил дело с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.

Как следует из положений ч.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 387, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за землю является земельный налог и арендная плата. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Земельный налог отнесён к местному налогу, обязательному к уплате на территории муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог(ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пункт 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в том числе, по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Право оспаривания принадлежит физическим и юридическим лицам, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органам государственной власти, органам местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для оспаривания физическими лицами в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, вышеуказанное законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости и установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. При этом, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена (определена) его кадастровая стоимость.

В силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности"(далее закона об оценочной деятельности) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В этих случаях, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости(на которую должна быть определена и рыночная стоимость) является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

При образовании нового или включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющего на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или изменение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222(далее Методические указания).

При этом Методические указания конкретизируют положения о дате определения кадастровой стоимости земельного участка в случае её установления в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности. Так, в соответствии с п. 2.6 Методических указаний в случаях изменения площади земельного участка или его вида разрешённого использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определённой категории земель, кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.

Судом установлено, что Воробьевой М.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <.......> площадью <.......> кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <.......> Следовательно, она является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости.

Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка, указанный земельный участок относится к категории земель населённых пунктов, имеет разрешённый вид использования – «строительство с последующей эксплуатацией магазина продовольственных и непродовольственных товаров», состоит на кадастровом учёте с ДД.ММ.ГГГГ <.......>

Согласно сведений из государственного кадастра недвижимости, представленных Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, в вышеуказанный земельный участок были внесены изменения в части вида разрешённого использования на основании заявления о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости <.......>. Данные сведения об изменении качественных характеристик (вида разрешённого использования) земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости <.......> – (<.......>). Что повлекло необходимость определения кадастровой стоимости земельного участка в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённому Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере <.......> рублей. Расчёт осуществлён в соответствии с п. 2.3 Методических указаний с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённого Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» (Приложение 2). Указанным актом также исправлена выявленная техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости, которая была исправлена на дату, изменения вида разрешённого использования, то есть ДД.ММ.ГГГГ - (л.д. 190)

Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», которое Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 года N П/531 с 1 марта 2012 года наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Тогда как пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, которым определены полномочия данной службы, установлено, что Росреестр осуществляет в числе прочего полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.

В связи чем, суд полагает, что права и интересы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области и Управления Росреестра по Волгоградской области затрагиваются данным заявлением, а следовательно в опровержение доводов их представителей данные субъекты правоотношений обоснованно привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Из вышеизложенного следует, что, дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость данного земельного участка применительно к положениям ч. 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности – ДД.ММ.ГГГГ- это дата внесения сведений об изменении качественных характеристик(вида разрешённого использования) земельного участка в государственный кадастр недвижимости.

В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению судебного эксперта <.......>» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ С. величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <.......> рублей (<.......>).

Судом установлено, что вышеуказанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст.86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, и Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256.

Так, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны с применением сравнительного подхода в рамках метода сравнения продаж с использованием сведений о продаваемых пяти объектах- аналогах существенно не отличающихся от объекта оценка по основным факторам стоимости. Данные сведения об объектах -аналогах опубликованы в сети Интернет в период, непосредственно предшествующей дате оценке с указанием источника публикации. Экспертом применены корректирующие коэффициенты известной цены объектов –аналогов по каждому параметру, по которому имеется различия объекта - аналога с объектом оценки, также обоснован экспертом отказ от применения отдельных корректирующих коэффициентов, итоговая величина рыночной стоимости определена путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно и обоснованно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и с учётом иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Достоверность выводов судебного эксперта участниками по делу сомнению не подвергалась.

При таких данных, оценив по правилам ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленное заключение эксперта, которое было выполнено в рамках проведения судебной экспертизы, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена экспертом С., имеющим необходимое образование и опыт работы в оценочной и экспертной деятельности, рыночная стоимость оспариваемого объекта недвижимости установлена на дату определения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством по делу, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.

Суд считает, что заявитель представил доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, которые являются относимыми, допустимыми, достоверными, достаточными и взаимосвязанными в своей совокупности. При этом заявитель доказал своё право на обращение в суд и нарушение прав оспариваемыми результатами кадастровой оценки. Так, суд полагает установленным, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка заявителя, а следовательно он вынужден платить земельный налог, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости, в большем размере чем тот, который подлежит уплате исходя из рыночной стоимости земельного участка.

Суд полагает, что представленный заявителем отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный <.......> правового значения при принятии решения не имеет, он не использовался в качестве доказательства, поскольку рыночная стоимость спорного земельного участка установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, назначенной и проведённой в соответствии с требованиями законодательства, с выводами которой согласился заявитель, в порядке уменьшения(уточнения) требований, просивший установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебного эксперта.

В связи с изложенным, заявленные требования подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей.

Однако, в удовлетворении требования заявителя об обязывании органа кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости, суд полагает отказать ввиду того, что оно заявлено излишне.

Так, согласно ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения суда, а также другие судебные постановления обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.

Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости в порядке исполнения принятого решения.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить заявление Воробьёвой М.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости и обязывании внести изменения в государственный кадастр недвижимости частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей.

В удовлетворении требования Воробьёвой М.П. об обязывании органа кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Н.М. Камышникова

<.......>

<.......>

3-139/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Воробьева Мария Петровна
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области
Администрация г.Волгограда
Тутаева Юлия Ивановна
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
25.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2014Передача материалов судье
30.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2015Судебное заседание
19.02.2015Судебное заседание
03.03.2015Судебное заседание
02.06.2015Производство по делу возобновлено
05.06.2015Судебное заседание
08.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2015Дело оформлено
04.02.2016Дело передано в архив
05.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее