Судья Зубков Г.А. дело № 33-257 2012год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 апреля 2012 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Мейстер В.М.
судей – Безуглова В.В. и Козырь Е.Н.
при секретаре – Добриной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика прокуратуры Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда от 07.02.2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Шишева ФИО11 к прокуратуре Республики Адыгея о признании незаконным бездействия органов прокуратуры по назначению пенсии удовлетворить.
Признать незаконным бездействие прокуратуры Республики Адыгея по назначению Шишеву ФИО12 пенсии после увольнения.
Обязать прокуратуру Республики Адыгея назначить Шишеву ФИО13 пенсию за выслугу лет, в связи с увольнением со службы, в размере 17694,07 рубля, начиная с 4.10.2011 года.
Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., объяснения представителя ответчика - Корчевникова Д.А. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы и возражения представителя истца Шишева Б.А. - Жемадукова М.А., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Шишев Б.А. обратился с иском к ответчику о признании незаконным бездействия органов прокуратуры по назначению пенсии.
В обоснование требований истец указал, что был принят на службу в органы прокуратуры 26.03.1996 года. Проходил службу в должностях помощника и старшего помощника прокурора г. Майкопа, прокурора отдела прокуратуры Республики Адыгея, прокурора Шовгеновского, а затем Гиагинского районов Республики Адыгея. 01.01.1997 года комиссией прокуратуры РА по установлению выслуги лет ему был установлен трудовой стаж, дающий право на выслугу лет и дополнительный отпуск в органах прокуратуры – 3 года 1 месяц 28 дней. В стаж вошли периоды службы в органах прокуратуры с 26.03.1996 года – 9 месяцев 6 дней и учебы – 2 года 04 месяца и 22 дня. 11.12.2011 года кадровым подразделением прокуратуры был составлен расчет выслуги лет для установления ежемесячной надбавки в соответствии с п.2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому выслуга лет для назначения ежемесячной надбавки на момент составления расчета составила 20 лет 00 месяцев. После этого, финансовым подразделением прокуратуры РА также был составлен расчет выслуги лет для установления ежемесячной надбавки в соответствии с п.2 ст.44 ФЗ «О прокуратуре РФ», которым подтверждено, что по состоянию на 11.12.2009 года, выслуга лет, дающая право на пенсию составляет 20 лет и в соответствии с п.п. «а» ст. ст. 13,14 Закона РФ от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» подтверждено его право на получение пенсии в размере 50-ти процентов денежного содержания. Приказом прокурора Республики Адыгея от 13.01.2010 года № 7 ему была установлена ежемесячная надбавка в размере 50-ти процентов от возможной пенсии в сумме 7836,07 рублей с 11.12.2011 года. По состоянию на 11.12.2010 года повторно были произведены расчеты и установлено его право на получение пенсии в размере 53% денежного содержания, при котором сумма пенсии уже составляла бы 16614,16 рублей и он продолжал получать надбавку в размере 8307,8 рублей в месяц, вплоть до увольнения из органов прокуратуры с 3.10.2011 года приказом Генерального прокурора РФ от 30.10.2011 года № 767-к в связи с назначением его на должность Верховного Суда Республики Адыгея. После увольнения из органов прокуратуры с ним был произведен окончательный расчет, однако, в нарушение п.п. «а» ст.ст. 13,14 Закона РФ от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсия за выслугу лет ему назначена не была. Просил признать бездействие прокуратуры РА по назначению ему пенсии после увольнения из органов прокуратуры незаконным и обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет в связи с увольнением со службы, в размере 17694 рубля 07 копеек с 4.10.2011 года.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно истолковал нормы материального права и дал неверную оценку представленным доказательствам, указав, что выслуга лет истца на день увольнения из прокуратуры составляет 19 лет 2 месяца 18 дней, ввиду чего право на пенсию по выслуге лет он не имеет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд исходил из того обстоятельства, что соответствующими службами прокуратуры Республики Адыгея 11.12.2009 года установлено, что выслуга лет Шишева Б.А. составила 20 лет.
Руководствуясь при принятии решения пунктом «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в силу которого лицо, имеющее выслугу лет 20 лет и более, имеет право на пенсию за выслугу лет, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований истца, который с 13.01. 2010 года на основании приказа прокурора Республики Адыгея получал ежемесячную надбавку в размере 50% от возможной пенсии, как лицо, имеющее выслугу более 20 лет.
Как следует из материалов дела, впервые вопрос о выслуге рассмотрен комиссией прокуратуры Республики Адыгея по установлению выслуги лет 1.01.1997 года, когда был составлен протокол о стаже работы Шишева Б.А. Согласно протоколу на 1.01.1997 года стаж, дающий право на выслугу лет и дополнительный отпуск составил 3 года 1 месяц 28 дней. При этом, в стаж, дающий право на выслугу лет, засчитано 0,5 периода учебы (с 1.09.1990г. по 15.06.1995 года), что составило 2 года 4 месяца 22 дня.
Впоследствии, в декабре 2009 года старший помощник прокурора РА по кадрам произвела расчет выслуги лет для ежемесячной надбавки в соответствии с п.2 ст.44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», которым была установлена выслуга лет с учетом учебы в юридическом ВУЗе и службы в Вооруженных силах СССР и РФ и установлено наличие 20-ти летней выслуги, дающей право на получение пенсии в размере 50% денежного содержания. Указанный расчет проверен работником финансового подразделения и работником пенсионной службы.
13.01.2010 года приказом прокурора РА, изданном на основании пенсионного дела Шишева Б.А. прокурору Гиагинского района старшему советнику юстиции Шишеву Б.А. установлена ежемесячная надбавка в размере 50% от возможной пенсии.
11.12.2010 года руководителями финансового органа, кадрового подразделения и работником пенсионной службы прокуратуры РА вновь подтверждено право на ежемесячную надбавку в размере 50% от предполагаемого размера пенсии на 2011 год.
Поскольку в соответствии с Положением о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 1.12.2006 года № 11 организация работы по установлению выслуги лет ведется кадровыми подразделениями прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, научного и образовательных учреждений прокуратуры - в отношении работников, проходящих службу в этих органах (аппаратах и подчиненных прокуратурах) и учреждениях прокуратуры (п.3.1 Положения…), которыми проверяются данные о службе (работе), обучении, уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие зачету, после чего составляется лист расчета выслуги, который является основанием для издания приказа об установлении доплаты за выслугу лет, и в отношении истца при расчете выслуги лет, эта процедура соблюдена и соответствующими службами признано право истца на начисление ему ежемесячной надбавки по представленным им документам, то оснований к отказу в назначении пенсии истцу после увольнения из органов прокуратуры, не имелось.
Ни в 2009 году, ни в 2010 году, ни одной из служб прокуратуры РА, с которыми согласовывались вопросы об установлении ежемесячной надбавки в соответствии с п.2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не оспорены периоды учебы, службы в армии или работы в прокуратуре и не поставлен вопрос о создании комиссии по установлению выслуги лет для зачета в выслугу лет отдельных периодов службы (работы) или обучения.
Между тем, в соответствии с пунктом 3.2 Положения о доплате за выслугу лет … для разрешения спорных вопросов о зачете в выслугу лет отдельных периодов службы (работы), обучения создаются комиссии по установлению выслуги лет. То обстоятельство, что такая комиссия создана не была, и вопрос о выслуге лет не был никем оспорен, свидетельствует об отсутствии спора по выводу, изложенному в расчете от 11.12.2009 года о наличии требуемой 20-летней выслуги, дающей право на ежемесячные надбавки и о наличии у истца права выхода на пенсию с 11.12.2009 года.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется на основе специального правового регулирования, закрепляющего условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, т.е. в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что вытекает из пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 (в последующих редакциях).
Пенсионное обеспечение прокурора предполагается названными правовыми нормами при соблюдении определенных условий, к числу которых относится и составление расчета выслуги лет истца кадровой службой прокуратуры субъекта и то обстоятельство, что в соответствии с этими расчетами истец более двух лет получал соответствующие ежемесячные надбавки, составляющие 50% от предполагаемой пенсии.
Волеизъявление истца на освобождение от занимаемой прокурорской должности и переход в судебную систему, связано в том числе, и с возникшим у него после подтверждения приказом прокурора РА 20-ти летней выслуги, дающей право на пенсию, правом на выход в отставку на пенсию.
Допущенные ответчиком ошибки при исчислении выслуги лет истца, дающей право на пенсию, никоим образом не связаны, с недобросовестным поведением истца, который, как следует из материалов дела, работнику по кадрам представил необходимые документы, в частности, трудовую книжку, военный билет, диплом о высшем юридическом образовании, поэтому установленный с 11.12.2009 года истцу правовой статус лица, имеющего право на пенсию по выслуге лет, не может быть произвольно изменен ответчиком, обнаружившим по истечении более двух лет, допущенную им самим ошибку.
При таких обстоятельствах, вывод суда о незаконности бездействия органов прокуратуры по назначению пенсии истцу, является обоснованным, ввиду чего решение суда об удовлетворении исковых требований Шишева Б.А., не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда от 7.02.2012 года оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий – В.М. Мейстер
Судьи – В.В. Безуглов
Е.В.Козырь
Председательствующий – Мейстер В.М.
Судьи – Безуглов В.В.и Козырь Е.Н.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер