Дело № 2-1201/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2015 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Рязаповой О.Н.
при секретаре Дроздовой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимонова А.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области, Отделу МВД России по Балахнинскому району Нижегородской области о взыскании морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Истец Филимонов А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ОМВД России по Балахнинскому району Нижегородской области о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. за каждый день проведенный в ИВС за период с <дата>., мотивируя тем, что он находился в ИВС ОМВД по Балахнинскому району в связи с участием в следственных и судебных действий. В данном ИВС условия содержания не отвечают санитарным нормам, а также нормам, установленным Приказом № от <дата>. А именно в камерах полностью отсутствуют: кран с водопроводной водой, шкаф для хранения продуктов, полки для хранения туалетных принадлежностей, радио для вещания госпрограмм, светильник дневного освещения, вентиляция, окна и какие либо отверстия для проветривания камерного помещения, прогулочный двор, санузел, кран холодной водой. В камерах постоянно стоит фикально-мочевой запах, пищу приходится принимать на полу, скамейка отсутствует, стол 400х400 мм. сильно погнутый. Из-за постоянного полумрака в камере и сильной рези в глазах не было возможности читать правовую литературу и готовиться к следственным действиям письменно. Из-за отсутствия прогулочного двора испытывал депрессию. Продукты питания приходилось хранить на полу. Наличие в камерах грызунов вынуждало оставлять бодрствовать по очереди одного из сокамерников круглосуточно. Отсутсвие воды, особенно ночью заставляло испытывать жажду, невозможность помыть руки после туалета, невозможность помыть овощи и фрукты, отражалось на его здоровье и причиняло моральный и физический вред. Отсутствие радиоприемника создавало атмосферу отрешенности. Стены камеры облеплены шубой, на которой скопилась грязь пыль, копоть. Бак с фекалиями, вместо санузла, позволялось выносить один раз в три дня или раз в неделю. В таких условиях он не мог принимать пищу, в связи с чем подверг свое здоровье желудочно- кишечным заболеваниям. Перечисленные грубейшие нарушения приводило его в шокирующее состояние. Подобные условия содержания повлекли бесчеловечное и унижающее достоинство обращения и наказания, которые не могут ни при каких обстоятельствах рассматриваться как совместимые с требованиями ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Истец Филимонов А.В. находится в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Нижегородской области, в расписке указал, что свои требования поддерживает.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Нижегородской области не явился, в отзыве указал, что иск не признал, нормами ст.1069 ГК РФ предусмотрено возмещение вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, только в том случае, если незаконность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов установлена в отдельном судебном процессе в порядке главы 25 ГПК РФ. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Из представленных истцом документов не следует вывод о том, что ему был причинен моральный вред, истцом не представлено доказательств, причинения ему нравственных или физических страданий. Факт наступления вреда для истца им не доказан и материалами дела не подтверждается. Считает исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Отдела МВД России по Балахнинскому району Нижегородской области иск не признала, истцом не представлены доказательства наличия физических и нравственных страданий из-за нарушения ответчиками его личных неимущественных прав. В данном случае отсутствует противоправное поведение со стороны Отдела МВД России по Балахнинскому району, который также не является надлежащим ответчиком.
Изучив объяснения ответчиков, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от уровня органов государственной власти, местного самоуправления, чьими незаконными действиями причинен вред, определяется соответствующая казна РФ, ее субъекта или муниципалитета, за счет которой подлежит возмещению причиненный вред.
В силу ст. 151 п. 2, 1101 п. 2 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20.12.1994 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 г № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
На основании ст.3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, в соответствии со ст.3 Конвенции государство-ответчик должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.
Согласно ст.9 абз.3 Федерального закона от 15.07.1995 г № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст.15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст.17 Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в т.ч. на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Статьей 23 данного Федерального закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно абз.1 ст.24 указанного Федерального закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно Приказу МВД РФ от 22.11.2005 г № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"
42. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
43. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:
спальным местом;
постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;
постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;
полотенцем;
столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
44. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются:
мыло хозяйственное;
бумага для гигиенических целей;
настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды);
издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств;
предметы для уборки камеры;
уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере;
швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
Женщины с детьми получают предметы ухода за ними.
45. Камеры ИВС оборудуются:
индивидуальными нарами или кроватями;
столом и скамейками по лимиту мест в камере;
шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;
краном с водопроводной водой;
вешалкой для верхней одежды;
полкой для туалетных принадлежностей;
бачком для питьевой воды;
радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;
кнопкой для вызова дежурного;
урной для мусора;
светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;
приточной и/или вытяжной вентиляцией;
детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;
тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
47. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
48. При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
При рассмотрении дела судом установлено, что согласно Техническому паспорту Изолятора временного содержания Отдела МВД России по Балахнинскому району, утвержденному <дата>., изолятор временного содержания Отдела МВД России по Балахнинскому району построен в 1968 г., расположен в подвальном помещении здания ОМВД, имеет 12 камер, рассчитан на содержание 31 человека.
По делу установлено, что согласно справки ОМВД России по Балахнинскому району от <дата> № Филимонов А.В. содержался в ИВС ОМВД России по Балахнинскому району в периоды с<дата>., всего <данные изъяты>.
В период содержания в ИВС ОВМД по Балахнинскому району от Филимонова А.В. жалоб на условия содержания не поступало, нормы питания не нарушались, постельное белье выдавалось.
По сообщению Отдела МВД России по Балахнинскому району камеры ИВС по санитарной площади соответствуют норме. Водоснабжение в ИВС проведено в туалет, санпропускник и в комнату подогрева пищи, в камеры вода выдается по требованию. Кипяченая вода для питья выдается подозреваемым и обвиняемым ежедневно с учетом потребности и из расчета не менее одного литра на одного человека. Камеры ИВС оборудованы бачком для питьевой воды., поэтому довод истца об отсутствии в камерах воды необоснован.
Розетки в камерах отсутствуют в целях безопасности заключенных. Эл.бритвы выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю, пользование этими приборами осуществляется под контролем сотрудников ИВС.
Освещение камер искусственное, применяются лампы накаливания, в камере по одному антивандальному светильнику с энергосберегающей лампой.
В связи с расположением ИВС в подвальном помещении здания ОМВД России по Балахнинскому району окна в камерах ИВС отсутствуют.
Радиоприемник для вещания общегосударственных программ находится в коридоре ИВС.
В камерах отсутствуют санузлы, имеется фекальный биотуалет с крышкой с соблюдением необходимых требований приватности.
Ежедневная утренняя поверка и вывод подозреваемых и обвиняемых для посещения туалета и умываний проводятся покамерно силами двух дежурных нарядов (сменяющегося и заступающего), под контролем и наблюдением начальника ИВС (его заместителя) или руководителя ОВД в период с 06ч00мин до 08ч00мин. Вынос фекалий осуществляется ежедневно, после чего биотуалет обрабатывается хлором.
Питание арестованных осуществляется по нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005г № (с посл. изм. и доп.).
Прогулки заключенным, содержащимся в ИВС, не предоставляются в связи с отсутствием прогулочного двора.
Стена камер оштукатурены под «шубу».
ИВС оборудовано принудительной вентиляцией.
При рассмотрении дела судом установлено, что содержание истца в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району производилось в условиях, не отвечающих установленным требованиям: стены камер оштукатурены под «шубу»; в камерах отсутствуют: окна, в связи с чем, не имеется дневного освещения; скамейки по лимиту мест в камере; шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санузел с соблюдением необходимых требований приватности; кран с водопроводной водой; радиодинамик для вещания общегосударственной программы; светильники дневного и ночного освещения закрытого типа; отсутствует прогулочный двор, в связи с чем, истец не имел возможности воспользоваться правом на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа.
Кроме того, согласно Акту выполненных работ от <дата>. проведены работы по установке режимной мебели в ИВС в Отдела МВД России по Балахнинскому району- шкафы камерные для индивидуальных принадлежностей- 2-х секционный, 4-х секционный, 6-ти секционный, скамьи 2-х и 3-х местные, табуреты.
Кроме того, в соответствии с договорами № от <дата>., (срок действия договора с <дата>.), № от <дата>. (срок действия договоров с <дата>.), в ОМВД по Балахнинскому району (включая ИВС), в т.ч. камерах, производятся работы по борьбе с грызунами.
Поэтому доводы истца о наличии грызунов в камерах, отсутствии скамеек и шкафов для хранения личных принадлежностей и продуктов, судом не принимаются, поскольку опровергаются добытыми по делу доказательствами.
Однако не все доводы истца опровергнуты ответчиками и судом установлено, что в период содержания Филимонова А.В. в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району ему пришлось в течение 8 суток находиться в условиях, не соответствующих установленным требованиям, что само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы и вызвать у истца чувство страдания и унижения.
В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина в силу ст.18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Указами Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел.
ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району входит в структуру полиции и является подразделением государственного органа исполнительной власти федерального уровня.
Учитывая, что виновным в ненадлежащих условиях содержания лиц, находящихся в ИВС при ОМВД по Балахнинскому району, в том числе и Филимонова А.В., является МВД РФ, следовательно, вред, нанесенный истцу, подлежит взысканию с казны РФ от имени которой, согласно положениям ст.1071 ГК РФ, выступает Министерство финансов РФ, являющееся надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, требования Филимонова А.В. к ИВС ОМВД по Балахнинскому району необоснованны.
Ссылки Министерства финансов РФ на то, что доводы истца о причинении ему морального вреда ничем не подтверждены, являются безосновательными, поскольку из существа заявленных исковых требований следует, что содержание истца в условиях, не соответствующих установленным требованиям, влечет нарушение его прав, гарантированных законом, и предполагает наличие нравственных страданий, душевных переживаний.
Суд не принимает во внимание довод представителя Министерства финансов РФ в части того, что ответственность по ст.1069 ГК РФ может наступить только при признании судом действий или бездействия государственных органов либо должностных лиц этих органов незаконными в порядке гл.25 ГПК РФ. Данный довод основан на неверном толковании норм материального права.
Жалобы на ненадлежащее содержание в ИВС от Филимонова А.В. в указанный период не поступали.
Норма ст.1069 ГК РФ направлена именно на реализацию права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, не предусматривает обязательного основания для ответственности государства как привлечение должностных лиц указанных органов к ответственности или признания в судебном порядке их действий (бездействия) незаконными, и не может, таким образом, применяться в противоречии с конституционными нормами.
Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (ст.1 ч.1. ст.ст.2, 17, 18 и ст.45 ч.1 Конституции РФ) предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах.
При определении размера компенсации морального вреда за период с <дата>., суд учитывает характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, состояние здоровья, период времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях содержания, принимает во внимание, что каких-либо негативных последствий в связи с такими условиями содержания для истца не наступило, руководствуясь принципами разумности и справедливости, определяет размер компенсации морального вреда Филимонова А.В. в размере <данные изъяты>.
В остальной части иск удовлетворению не подлежит по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-1201/2015 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ «_______»___________2015 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░:
░░░░░░░░░: