Дело № 2-1157/ 2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров |
17 марта 2015 года |
Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Стариковой И.П.,
при секретаре Макаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации МО «Город Киров» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кировской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, об уменьшении размера исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО « Город Киров» обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кировской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование требований указали, что решением Октябрьского районного суда города Кирова от 17.12.2013 на администрацию МО «Город Киров» возложена обязанность организовать приведение проезжей части автодороги, выложенной железобетонными плитами, от автодороги Киров-Русское до дер. Куликовская г. Кирова, в соответствии с требованиями п.п.3.1.1,3.1.2, 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», путём устранения дефектов проезжей части. За не исполнение данного решения судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. С данным постановлением не согласны, просят учесть, что администрация МО «Город Киров» не имела возможности исполнить данное постановление в срок, в силу дефицита бюджета области. Просят освободить администрацию МО « Город Киров» от уплаты исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель администрации МО « Город Киров» Батухтин А.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, согласно которому просит освободить администрацию МО «Город Киров» от уплаты исполнительского сбора в связи с отсутствием вины в действиях администрации в неисполнении требований исполнительного документа в пятидневный срок, либо уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.07.2014.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области Бронников С.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные отзыве, согласно которому, учитывая отсутствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, а также длительность неисполнения решения суда и непринятие своевременных мер по исполнению судебного решения, а также, что истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых и возможных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, прокуратуры Октябрьского района г.Кирова в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно положениям статьи 112 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Из приведенных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличие виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.
Согласно Постановлению Конституционного суда №13-П от 30.07.2001 основанием освобождения должника от уплаты исполнительского сбора являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В соответствии со статьей 29 Устава «МО «Город Киров» администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования.
Установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
В силу ст. 54 Федерального закона РФ от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание слуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которому администрация должна заключить контракт для выполнения муниципального заказа путем проведения торгов в форме конкурса, разработать конкурсную документацию, документацию об аукционе, опубликовать и разместить извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона (не менее, чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе), создать конкурсную или аукционную комиссию и выполнить иные связанные с обеспечением проведения торгов функции.
Формирование расходов бюджета города Кирова осуществляется в соответствии и с расходными обязательствами, обусловленными нормами законодательства Российской Федерации, Кировской области и муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Кирова и иными договорами соглашениями, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств бюджета города Кирова на основании Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденного решением Кировской Городской Думы г. Кирова от 31.10.2007г. № 8/2. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Процедура увеличения суммы расходов возможна только путем внесения соответствующих изменений в расходную часть путем принятия соответствующих решений представительным органом местного самоуправления.
Решением Кировской Городской Думы от 27.11.2013 года о бюджете МО «Город Киров» на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016 год были утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования « Город Киров» на 2014 год : общий объем доход бюджета муниципального образования «Город Киров» в сумме 7911345,1 тыс. руб., общий объем расходов в сумме 8391345,1 тыс. руб. Дефицит бюджета МО Город Киров в сумме 480 000 тыс. руб.
Наличие дефицита бюджета свидетельствует о недостаточности доходных источников бюджета на покрытие расходов, связанных с основными направлениями развития МО «Город Киров» в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 – ФЗ, а также осуществления отдельных государственных полномочий, переданных МО «Город Киров» законами Кировской области.
Увеличение суммы расходов возможно только путем внесения соответствующих изменений в расходную часть бюджета, для чего необходимо принятие соответствующих решений Кировской городской Думой.
Решением Октябрьского районного суда города Кирова от 17.12.2013 на администрацию МО «Город Киров» возложена обязанность организовать приведение проезжей части автодороги, выложенной железобетонными плитами, от автодороги Киров - Русское до дер. Куликовская г. Кирова, в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1,3.1.2, 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
В судебном заседании установлено, что 11.02.2014 года судебным приставом-исполнителем УФССП по Кировской области на основании исполнительного листа, выданного Октябрьским районным судом г. Кирова об обязании администрации муниципального образования « город Киров» организовать приведение проезжей части автодороги, выложенной железобетонными плитами, от автодороги Киров - Русское до дер. Куликовская г. Кирова, в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1,3.1.2, 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 4443/14/01/43 от 11.02.2014 года.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя УФССП по Кировской области от 11.02.2014 должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения настоящего постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Указанное постановление получено должником 24.02.2014 года, то есть срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с 25.02.2014 до 04.03.2014.
В судебном заседании установлено, что в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа с 25.02.2014 до 03.03.2014 года администрация «МО город Киров» требования исполнительного документа не исполнила.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, 17.07.2014 УФССП было вынесено постановление о взыскании с должника администрации МО « город Киров» исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. 00 коп.
Установлено, что 04.03.2014, то есть в срок, предусмотренный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, администрация «МО город Киров» обратилась в Октябрьский районный суд г.Кирова с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Определением Октябрьского районного суда города Кирова от 08.04.2014 администрации «МО город Киров» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.07.2014.
15.07.2014 администрацией «МО город Киров» в адрес судебного пристава-исполнителя УФССП России по Кировской области направлена информация по исполнению решения Октябрьского районного суда города Кирова от 17.12.2013 об организации приведения проезжей части автодороги, выложенной железобетонными плитами, от автодороги Киров - Русское до дер. Куликовская г. Кирова, в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1,3.1.2, 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», согласно которой работы будут выполнены при выделении ассигнований, подготовлен проект распоряжения заместителя главы администрации г. Кирова «О мерах, направленных администрацией города Кирова на исполнение судебного решения от 17.12.2013» и в настоящее время проводится его согласование.
01.10.2014,11.10.2014 судебным приставом –исполнителем УФССП России по Кировской области составлены акты совершения исполнительных действий, согласно которым требования судебного решения Октябрьского районного суда города Кирова от 17.12.2013 не исполнены.
Постановлением УФССП России по Кировской области от 11.11.2014 за неисполнение требований решения суда от 17.12.2013 администрация «МО город Киров» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
19.12.2014, то есть спустя один год после вынесения решения суда, администрацией «МО город Киров» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети на территории МО « город Киров» в соответствии с перечнем объектов улично-дорожной сети, срок оказания услуг по 31.12.2015.
Постановлением УФССП от 24.12.2014 исполнительное производство 4443/14/01/43 окончено в связи с фактическим исполнением.
Указанные действия администрации свидетельствуют о бездействии администрации города Кирова по исполнению решения Октябрьского районного суда города Кирова в течение длительного времени, т.к. в срок для добровольного исполнения администрация муниципального образования обратилась в суд лишь за отсрочкой исполнения решения, каких либо иных действий, свидетельствующих об исполнении решения суда (формирование заявки, проведение аукциона и т.д.) не сделала.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права» при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Таким образом, по смыслу данной статьи исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства» и предполагает соблюдение требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. Невозможность исполнения решения суда, вступившего в законную силу, может быть обусловлена лишь объективными обстоятельствами, преодоление которых лицами, на которых решением суда наложены обязанности, не возможно.
В связи с вышеизложенным, доводы администрации об отсутствии бюджетных средств для заключения муниципального контракта нельзя признать обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда, поскольку учет данного обстоятельства может многократно отдалять реальную защиту нарушенных прав и интересов взыскателя.
С учетом представленных доказательств, субъектного состава данных правоотношений, суд приходит в выводу, что администрация МО «Город Киров» не предпринимала меры, необходимые для исполнения судебного решения в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, решение суда исполнено лишь 19.12.2014, то есть, спустя один год с момента вынесения решения суда, в связи с чем, на администрацию должна быть возложена ответственность за неисполнение решения суда в установленные срок, в виде исполнительского сбора.
На основании вышеизложенного, а также с учетом того обстоятельства, что администрацией МО « Город Киров » не представлено ни одного допустимого и относимого доказательства, подтверждающего чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления администрации города Кирова об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Однако, поскольку в силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, принимая во внимание изложенные доводы должника, в том числе и об отсутствии бюджетных денежных средств для исполнения решения суда, дефицит бюджета муниципального образования, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора, считая необходимым уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению УФССП по Кировской области от 17.07.2014 года по исполнительному производству № 4443/14/01/43 на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации МО «Город Киров» удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя УФССП по Кировской области от 17.07.2014 года по исполнительному производству № 4443/14/01/43 на одну четверть, то есть до 37 500 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.П.Старикова
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2015