Дело № 33-3692/2017 Судья – Котешко Л.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 27 ноября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Радовиля В.Л. и Сулеймановой А.С.,
при секретаре судебного заседания Ковалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя, заявленного в интересах Скоробогатовой Л.В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 29 августа 2017 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Радовиля В.Л., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах Скоробогатовой Л.В., о возложении обязанности предоставить Скоробогатовой Л.В. благоустроенное жилое помещение как лицу из числа детей-сирот по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что Скоробогатова Л.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являлась воспитанницей КВУ «Севастопольский Детский <адрес>» с 17 ноября 2003 года по 25 ноября 2008 года. При передаче на воспитание в государственное учреждение за Скоробогатовой Л.В. жилье не закреплялось ввиду его отсутствия. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 25 ноября 2015 года № 314 Скоробогатова Л.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением с датой включения 08 декабря 2008 года. По итогам рассмотрения заявления Скоробогатовой Л.В. о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений ей сообщили, что предоставление жилых помещений будет осуществляться в порядке очередности, согласно названному списку.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 августа 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с таким решением, Департамент капитального строительства города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, апеллянт указывает, что решение является незаконным и необоснованным, поскольку согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно указанному конституционному положению право на получения жилого помещения имеют все лица, включенные в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в ином случае права лиц, включенных в указанных список ранее, будут нарушены. В соответствии с частью 7 статьи 8 Закона города Севастополя от 09.02.2015 г. № 112-ЗС в том случае, если свободные жилые помещения в специализированном жилищном фонде города Севастополя отсутствуют, то до предоставления в установленном порядке жилых помещений, уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя, обеспечивает временное проживание лиц указанной категории, в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Севастополя. Апеллянт полагает, что право Скоробогатовой Л.В. на обеспечение жилым помещением должно быть реализовано исходя из последовательности, определяемой датой принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти города Севастополя о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в города Севастополе.
Также апеллянт указал, что в соответствии с Законом города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС и постановления Правительства города Севастополя № 445 от 29 мая 2015 года Скоробогатовой Л.В. предоставлено жилое помещение из состава маневренного фонда города Севастополя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, заслушав объяснения представителя Департамента капитального строительства города Севастополя, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Махиня В.В. и истца Скоробогатовой Л.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда находит, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» и исходил из того, что истцом предоставлены достаточные доказательства, являющиеся основанием для возложения на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанности предоставить Скоробогатовой Л.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда находит, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку доказательствам их подтверждающим и пришел к обоснованным выводам, верно применив закон, подлежащий применению в спорных правоотношениях.
Так, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями на территории города Севастополя установлен Законом города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе», статья 8 которого предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Севастополя, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, к которым относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации и нуждаемость в жилом помещении.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Скоробогатова Л.В. достигла возраста 18 лет, распоряжением Департамента труда и социальной защиты города Севастополя № 314 от 25 ноября 2015 года поставлена на учет для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с датой включения в список 08 декабря 2008 года, и таким образом, у нее в соответствии с положениями статьи 8 Закона № 159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения Скоробогатовой Л.В. вне очереди повлечет нарушение прав лиц, которые были поставлены на учет ранее, а значит, обеспечение жильем детей-сирот, должно происходить в порядке существующей очередности, сформировавшейся в городе Севастополе судебной коллегией отклоняется, в виду того, что действующим законодательством предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом ни Законом № 159-ФЗ ни Законом города Севастополя № 112-ЗС не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Довод частной жалобы о предоставлении Скоробогатова Л.В. жилого помещения из состава маневренного фонда города Севастополя, судебная коллегия отклоняет, в виду того, что указанное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности обеспечения Скоробогатовой Л.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца и возложении на ответчика обязанности предоставить Скоробогатовой Л.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, оснований изменения или отмены судебного акта, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, поэтому решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
В.Л. Радовиль