Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2015 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Ефимовой Е.В.,
при секретаре Максаковой Е.Е.,
с участием:
истца Рогаткиной <данные изъяты>.,
ответчика Чухновой <данные изъяты>.,
третьих лиц Кондратьева <данные изъяты>., Пантелеева <данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Рогаткиной <данные изъяты> к Кузнецову <данные изъяты>, Чухновой <данные изъяты>, Чухновой <данные изъяты>, Чухновой <данные изъяты> о признании недействительными результатов межевания земельных участков, исключении из ГКН сведений о местоположении границ земельных участков, установлении границы земельного участка,
у с т а н о в и л:
Рогаткина <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Чухновой <данные изъяты>, Чухновой <данные изъяты>, Чухновой <данные изъяты>, ФГБУ «<данные изъяты>» о признании недействительными результатов межевания земельных участков: с К№ <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>, с К№ <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>, обязании ФГБУ «<данные изъяты>», исключении из ГКН сведения о местоположении границ данных земельных участков, установлении границы земельного участка с К№ <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>, по фактически существующему ограждению.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с К№ <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес> расположенного на нем жилого дома, на основании договора купли- продажи, заключенного с Кондратьевым <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указывает, что на момент приобретения земельного участка сведения о его границах были внесены в ГКН. Впоследствии ей стало известно, что при межевании приобретенного ею участка допущена кадастровая ошибка: границы участка смещены относительно их истинного местоположения на юго-восток, примерно на <данные изъяты> метров. Смещенными оказались не только границы ее участка, но и границы соседних земельных участков: с К№ <данные изъяты>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Чухновой <данные изъяты>, Чухновой <данные изъяты>, Чухновой <данные изъяты>, с К№ <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности Кузнецову <данные изъяты>, с К№ <данные изъяты>, принадлежащего Кондратьеву <данные изъяты>
Кадастровым инженером Пантелеевым <данные изъяты> по заказу Кондратьева <данные изъяты> подготовлен межевой план по исправлению кадастровой ошибки, однако решением кадастровой палаты учет изменений был приостановлен по причине неверного описания местоположения границы участка истца. Установив, что фактическая граница ее земельного участка превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе на <данные изъяты> кв. м кадастровый инженер посчитал возможным произвольно изменить одну из границ ее земельного участка-границу, смежную с границей земельного участка с К№ <данные изъяты> и сдвинул ее в сторону ее участка, оставив промежуток.
До настоящего времени межевой план по исправлению кадастровой ошибки не приведен в соответствие с нормами законодательства, кадастровая ошибка не исправлена. Собственники земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> добровольно исправлять кадастровую ошибку не желают.
Наличие кадастровой ошибки в местоположении принадлежащего истцу земельного участка подтверждается заключением кадастрового инженера и ситуационным планом, им выполненным.
Истец не согласна с выводами кадастрового инженера о необходимости изменения одной из границ ее земельного участка в целях приведения фактической площади земельного участка в соответствие с площадью, указанной в правоустанавливающем документе, считает, что это нарушает ее права. Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка допустимая погрешность при определении площади участка составляет +/-28 кв.м, т.е расхождения в площади земельного участка, составляющие <данные изъяты> кв.м, вписываются в данную допустимую погрешность. Внешние границы участка закреплены на местности забором, существующим более 15 лет, а местоположение границ, смежных с соседними земельными участками не оспаривается смежными землепользователями.
Истец указывает, что ею запрошены у кадастрового инженера сведения, содержащие описание фактических границ принадлежащего ей земельного участка, однако кадастровый инженер отказывается предоставить ей их.
Истец указывает, что из предоставленных ей документов усматривается, что на принадлежащий ей земельный участок накладываются земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, в связи с чем внести в ГКН исправления в описание местоположения принадлежащего ей земельного участка невозможно без признания недействительными результатов межевания этих земельных участков и исключения из ГКН сведений об их местоположении.
Впоследствии по ходатайству истца ненадлежащие ответчики Чухнова <данные изъяты>, Чухнова <данные изъяты> заменены на надлежащих ФИО1, ФИО2; ФГБУ «<данные изъяты>» исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица.
Истец в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики ФИО1, ФИО2 и Кузнецов <данные изъяты>. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчик Чухнова <данные изъяты> признала исковые требования, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Третье лицо Пантелеев <данные изъяты> в судебном заседании пояснил, что по заказу Кондратьева <данные изъяты> выполнял работы по постановке на кадастровый учет его дома, при этом выяснилось, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> стоят на кадастровом учете с ошибкой. После чего Кондратьев <данные изъяты> заключил с ним в соответствии со ст. 35 Закона о кадастре договор на исправление кадастровой ошибки в отношении всех четырех земельных участков. Был подготовлен межевой план по исправлению кадастровой ошибки: он посчитал возможным установить границу земельного участка истца согласно площади ее участка по правоустанавливающему документу, «отрезав» часть участка Рогаткиной <данные изъяты>., однако кадастровая палата не пропустила данный межевой план. Поскольку все четыре участка поставлены на учет с неправильными координатами, он считает, что их координаты следует признать недействительными, однако полагает, что истец самостоятельно должна установить границы своего земельного участка с привлечением кадастрового инженера. Работы по исправлению кадастровой ошибки, которые он выполнял по заказу Кондратьева <данные изъяты>., не доведены до конца, кроме того, результаты работ являются собственностью заказчика.
Третье лицо Кондратьев <данные изъяты> пояснил в суде, что не возражает против исковых требований, при этом пояснил, что по договору с Пантелеевым <данные изъяты> по исправлению кадастровой ошибки в отношении четырех земельных участков он уплатил <данные изъяты> руб., в связи с чем отказывается представить кому- либо результаты данных работ, полагал необоснованным за его счет исправлять ошибку в местоположении границ участка истца.
Представитель третьего лица ФГБУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>, уточненная площадь составляет <данные изъяты> кв.м, границы установлены в соответствии с законом. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство (л.д.7-11).
Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> уточненной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, доли в праве по 1/3 за каждой, являются Тихонова (Чухнова) <данные изъяты>, Чухнова <данные изъяты>, ФИО3 -ответчики по делу.
Земельный участок с К№ <данные изъяты>, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>, уточненная площадь составляет <данные изъяты> кв.м, границы установлены в соответствии с законодательством, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности ответчику Кузнецову <данные изъяты>
Третьему лицу Кондратьеву <данные изъяты>. на праве собственности принадлежит земельный участок с К№ <данные изъяты> по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, третьих лиц, кадастровыми выписками о земельных участках? правоудостоверяющими документами истца.
Обращаясь в суд с указанным иском, истец ссылается на то, что она лишена возможности установить границы принадлежащего ей земельного участка в связи с их наложением на границы земельных участков ответчиков, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Необходимым для учета документом является межевой план, который согласно ч. 1 ст. 38 этого Федерального закона представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с п. 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ, установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документ, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
В силу п. 1.1 названной Инструкции межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Частью 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует что, спора о местоположении границ между сторонами не имеется.
Суду представлены ситуационная схема на земельные участки сторон и третьего лица Кондратьева <данные изъяты> (л.д.86), выполненная кадастровым инженером ФИО4, из которой видно, что при уточнении местоположения границ данных земельных участков неверно описаны границы участков, в результате чего они поставлены на кадастровый учет не по фактическим границам, то есть допущена кадастровая ошибка в указанных сведениях.
Согласно ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая
ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при
ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию
сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в
документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр
недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в
документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр
недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
По смыслу положений статьи 22 Федерального закона при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях на основании документов, представляемых согласно данной норме, для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка, то есть заявления правообладателя и межевого плана на земельный участок, в отношении которого вносятся изменения.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования о признании недействительными результатов межевания земельных участков с К№ <данные изъяты>, <данные изъяты>, и исключении из ГКН сведений о местоположении границ данных земельных участков подлежащими удовлетворению.
В свою очередь исковые требования об установлении границы земельного участка с К№ <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>, по фактически существующему ограждению, удовлетворению не подлежат, поскольку в силу ст. 35 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ.
Однако истцом не представлен межевой план по исправлению кадастровой ошибки в местоположении границ принадлежащего ей земельного участка с К№ <данные изъяты>.
Представленный истцом межевой план (л.д.39-71) по исправлению кадастровой ошибки в местоположении границ земельных участков сторон и третьего лица Кондратьева <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, не был принят органом кадастрового учета в связи с наличием противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (решения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22, 37).
Кроме того, поскольку судом удовлетворены требования истца о признании недействительными результатов межевания земельных участков ответчиков и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ данных земельных участков, препятствий для осуществления своего права-установить границы земельного участка с К№ <данные изъяты>, у истца не будет.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд удовлетворяет требования истца частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
удовлетворить исковые требования Рогаткиной <данные изъяты> частично.
Признать недействительными результаты межевания земельных участков: с К№ <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>, с К№ <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, <адрес>, исключить из ГКН сведения о местоположении границ данных земельных участков.
В удовлетворении требований об установлении границы земельного участка с К№ <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, Ильинский <адрес>, по фактически существующему ограждению, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.
Председательствующий