Дело № 2-949/2016
Решение
Именем Российской Федерации
19 мая 2016 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Комаровой Е.С.,
при секретаре Симановой К.Ю.,
с участием прокурора Патракова И.Э.,
представителя ответчика МУП <данные изъяты> Большаковой Л.М.,
представителя ответчика администрации г. Вышний Волочек Тверской области Яковлевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Город Вышний Волочек» к администрации города Вышний Волочек Тверской области, муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> о возложении обязанности организовать и провести энергетическое обследование, обеспечить финансирование энергетического обследования,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Город Вышний Волочек» обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Вышний Волочек Тверской области, муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> о возложении обязанности организовать и провести энергетическое обследование, обеспечить финансирование энергетического обследования.
В обоснование заявленного требования указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности. Проведенная Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверка показала, что энергетическое обследование муниципальным унитарным предприятием <данные изъяты> не проведено. Указанный факт подтверждается информацией МУП <данные изъяты> от 21 марта 2016 г. Учредителем МУП <данные изъяты> является администрация г. Вышний Волочек. Установлено, что МУП <данные изъяты> находится в здании по адресу: <адрес>. Данное здание принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Вышний Волочек». Кроме того в хозяйственном ведении МУП <данные изъяты> находятся объекты и оборудование тепло- и горячего водоснабжения, для выработки тепловой энергии и обеспечении коммунальными услугами жителей многоквартирных домов г. Вышний Волочек Тверской области. Не исполнение МУП <данные изъяты> установленной законом обязанности по получению энергетического паспорта нарушает интересы Российской Федерации в области энергоснабжения, осуществляющей политику эффективного и рационального исполнения энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы муниципального образования «Город Вышний Волочек», поскольку препятствует проведению муниципальным образованием мероприятий по энергосбережению. Отсутствие энергетического паспорта юридического лица – МУП <данные изъяты> лишает возможности муниципальное образование «Город Вышний Волочек»: оптимизировать расходы местного бюджета; определить объемы используемых энергетических ресурсов и его изменении; определить потенциал энергосбережения, в том числе оценку возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении; выявить участки с низкой эффективностью использования энергоресурсов и определить меры по устранению потерь энергии; разработать и осуществить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке. Таким образом, непринятие МУП <данные изъяты> мер к получению энергетического паспорта препятствует достижению целей федерального законодательства об энергетической эффективности на создание правовых экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. На основании изложенного, Вышневолоцкий межрайонный прокурор просил обязать МУП <данные изъяты> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести первое энергетическое обследование, то есть сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте в отношении юридического лица – муниципального унитарного предприятия <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию города Вышний Волочек в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к финансовому обеспечению для проведения первого энергетического обследования муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Патраков И.Э. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске в полном объеме, против увеличения срока исполнения решения суда до 12 месяцев не возражал.
Представитель ответчика МУП <данные изъяты> Большакова Л.М. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме, ходатайствовала перед судом об увеличения срока для исполнения решения суда до 12 месяцев.
Представитель ответчика администрации города Вышний Волочек Яковлева Ю.С., в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, просила суд увеличить срок исполнения решения суда до 12 месяцев, поскольку в бюджете денежные средства на эти цели не заложены, объектов много, затраты потребуются значительные.
Выслушав прокурора Патракова И.Э., представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для организаций с участием государства или муниципального образования.
Лица, указанные в ч. 1 ст. 16, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет (ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ).
Приказом Министерства энергетики РФ от 30.06.2014 № 400 утверждены требования к проведению энергетического обследования и его результатам.
Из анализа указанных норм права следует, что на МУП <данные изъяты> возложена обязанность провести обязательное энергетическое обследование и получить энергетический паспорт.
Однако обязанность по проведению обязательного энергетического обследования МУП <данные изъяты> на момент принятия решения судом не выполнена.
Судом установлено, что МУП <данные изъяты> является коммерческой организацией,
МУП <данные изъяты> находится в здании по адресу: <адрес>. Учредителем предприятия является администрация города Вышний Волочек.
Из сообщения о проведении энергетического обследования, имеющегося в материалах дела, усматривается, что Получены технические условия на установку прибора учета газа на котельную <№>. Приборов учета на тепловую энергию нет. Нет прибора учета воды в офисе по адресу: <адрес>. Актов ввода в эксплуатацию приборов учета у них нет, так как объекты вводились в эксплуатацию несколько лет назад, и за это время неоднократно менялась организация их обслуживающая. Энергетическое обследование объектов, которые на сегодняшний день эксплуатирует МУП <данные изъяты> проводилось в августе 2014 г. МУП <данные изъяты>. Энергетический паспорт рег. <№> действует 5 лет и находится в МУП <данные изъяты> Все котельные ЦТП и здание офиса находятся у предприятия на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Согласно п. 1.5 Устава МУП <данные изъяты> является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет расчетные, валютные и прочие счета в банках РФ и в других банках, круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием и другие реквизиты.
Согласно п. 3.2 Устава источниками формирования имущества учреждения являются: имущество, закрепленное за Предприятием, на праве хозяйственного ведения собственником за имущества; доходов Предприятия от его деятельности; иных не противоречащих закону источников.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В связи с установленными обстоятельствами, учитывая мнение ответчиков, суд полагает исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом позиции сторон, а также требований разумности, принимая во внимание большое количество эксплуатируемых объектов, а также тот факт, что проведение обследования требует значительных финансовых затрат, считает необходимым установить срок исполнения решения суда, продолжительностью 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При этом суд также принимает во внимание, что согласно пп. 19 п. 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
В этой связи суд полагает необходимым взыскать с МУП <данные изъяты> государственную пошлину, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления освобожден в силу указаний закона, в размере 300 рублей, исходя из размера удовлетворенного требования неимущественного характера.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Город Вышний Волочек» к администрации города Вышний Волочек Тверской области, муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> о возложении обязанности организовать и провести энергетическое обследование, обеспечить финансирование энергетического обследования удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие <данные изъяты> в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести первое энергетическое обследование, то есть сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте в отношении юридического лица – муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию города Вышний Волочек в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к финансовому обеспечению для проведения первого энергетического обследования муниципального унитарного предприятия <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с муниципального унитарного предприятия <данные изъяты>, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочек» в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Комарова
.
.