Дело № 2-1164/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2016 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Лукониной Н.В.,
с участием представителя прокурора Маркелова Р.Б., представителя управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» Ореховой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности,
установил:
Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, путем проведения ремонта автопутепровода, входящего в состав автомобильной дороги ...», расположенного над железнодорожными путями возле ... железной дороги, а именно: проведения ремонта тротуарных плит на пролётных строениях №..., 2 с обеих сторон; проведения ремонта тротуарных плит №... (со стороны ...), тротуарной плиты №... (со стороны ...), бортика консолей; оборудования путепровода системой водослива, предотвращающей попадание воды на железнодорожные пути.
В обоснование заявления указано, что Сыктывкарской транспортной прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта и безопасности дорожного движения в муниципальном образовании городского округа «Сыктывкар» установлено несоответствие требованиям безопасности движения расположенного над железнодорожными путями возле ... железной дороги автопутепровода, входящего в состав автомобильной дороги общего пользования местного значения ...». На пролётных строениях №... с обеих сторон разрушен защитный слой бетона тротуарных плит, с оголением рабочей арматуры; на пролетном строении №...: со стороны станции ... на пешеходном тротуаре разрушен защитный слой бетона тротуарных плит №..., 3, с оголением рабочей арматуры; на пролётном строений по бортику консолей имеется продольная трещина длинной по всему пролетному строению с раскрытием до ... мм; со стороны станции ... на пешеходном тротуаре разрушен защитный слой бетона тротуарных плит №..., с оголением рабочей арматуры; система водослива не предотвращает попадание воды на железнодорожные пути, что создает угрозу обрушения частей конструкции автопутепровода на железнодорожные пути и подвижной состав железнодорожного транспорта, что в свою очередь может повлечь транспортные происшествия, причинения вреда жизни, здоровью и имуществу лиц, круг которых не определен.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» Орехова А.А. возражала против удовлетворения иска.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В силу п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной статьей.
Исходя из ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ч. 1 ст, 26 Устава МО ГО «Сыктывкар», к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определена как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта является система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что городские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Как следует из анализа приведенных норм права, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа «Сыктывкар» и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к компетенции МО ГО «Сыктывкар».
Судом установлено, что на ... км линии ... над железнодорожными путями возле ... железной дороги расположен автопутепровод, входящий в состав автомобильной дороги общего пользования местного значения МО ГО «Сыктывкар» - ...».
В соответствии с договором безвозмездного пользования имуществом МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... указанный участок дороги передан Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Сыктывкар» в безвозмездное пользование Управлению жилищно- коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар».
Пунктами 3.2.3, 3.2.5 данного договора на Управление возложена обязанность по поддержанию имущества в исправном состоянии, по обеспечению его сохранности и эксплуатации в соответствии с установленными техническими требованиями.
** ** ** Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» от имени муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и ООО ... заключен муниципальный контракт №..., по условиям которого «Муниципальный заказчик» поручает и оплачивает, а ООО ... - принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с установленными правила, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами, принятию мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, на автодорогах и дорожных сооружениях, изложенных в Приложениях №№..., №... к Контракту, включая автомобильную дорогу «...».
** ** ** в связи с поступившим в Сыктывкарскую транспортную прокуратуру письмом Дистанции инженерных сооружений – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО ... от ** ** ** №... о неудовлетворительном состоянии путепровода, расположенного на ... км линии ..., находящегося над железнодорожными путями ..., Сыктывкарской транспортной прокуратурой с участием мостового мастера Дистанции инженерных сооружений П.А. проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения железнодорожного транспорта.
В ходе данной проверки установлено и зафиксировано в акте ** ** **, что пролетное строение №... - со стороны станций ... на пешеходном переходе тротуаре разрушен защитный слой бетона тротуарных плит, с оголением рабочей арматуры; пролетное строение №... – со стороны станции Койты на пешеходном тротуаре разрушен защитный слой бетона тротуарных плит №..., с оголением рабочей арматуры; со стороны станции ... на пешеходном тротуаре разрушен защитный слой бетона тротуарных плит №..., с оголением рабочей арматуры; со стороны станции ... на пролетном строении по бортику консолей продольная трещина длиной по всему пролетному строению с раскрытием до ... мм; необходимо удлинение трубок водослива для исключения попадания воды на железнодорожный путь; пролетное строение №... – со стороны станций ... на пешеходном тротуаре разрушен защитный слой бетона тротуарных плит с оголением рабочей арматуры. В указанном состоянии путепровода существует угроза падения обломков тротуарных плит и частей пролетного строения на железнодорожные пути, что в свою очередь угрожает безопасности движения поездов и безопасности проходящих под путепроводом работников железнодорожного транспорта.
Указанные в акте нарушения выявлялись ранее в ходе комиссионного осмотра Дистанцией инженерных сооружений, в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» неоднократно направлялись замечания по состоянию тротуарных плит и пролетных строений, которые ответчиком устранены не были.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Таким образом, факт ненадлежащего содержания вышеуказанного путепровода, входящего в состав автомобильной дороги общего пользования местного значения ...», участки которого не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения, поскольку существует угроза обрушения частей конструкции автопутепровода на железнодорожные пути и подвижной состав железнодорожного транспорта, что в свою очередь может повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, подтвержден в ходе судебного разбирательства.
Доказательств проведения ремонта автомобильного путепровода, направленного на устранение вышеуказанных нарушений, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу необходимости возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в части устранения выявленных недостатков.
Определяя срок организации мероприятий по устранению нарушений законодательства, с учетом разумности, а также характера выявленных нарушений и способа их устранения целесообразно установить срок до ** ** **.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городского округа «Сыктывкар» в срок до ** ** ** устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, путем проведения ремонта автопутепровода, входящего в состав автомобильной дороги ...», расположенного над железнодорожными путями возле ... железной дороги, а именно: проведения ремонта тротуарных плит на пролётных строениях №... с обеих сторон; проведения ремонта тротуарных плит №..., 3 (со стороны ...), тротуарной плиты №... (со стороны ...), бортика консолей; оборудования путепровода системой водослива, предотвращающей попадание воды на железнодорожные пути.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено
Судья В.Б. Краснов
Копия верна В.Б. Краснов