Дело № 2-714/2016 Мотивированное решение
принято 27.01.2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2016 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего Кис В.Е.,
при секретаре Чистобаевой В.С.,
с участием истицы Селюниной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селюнина Е.М. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о перерасчете размера надбавки к трудовой пенсии, предоставлении ежегодной компенсации по оплате проезда к месту отдыха и обратно,
установил:
Селюнина Е.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска (далее – ГУ УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска) о перерасчете размера надбавки к трудовой пенсии, предоставлении ежегодной компенсации по оплате проезда к месту отдыха и обратно.
В обоснование указала, что является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Является тружеником тыла. За работу в годы Великой Отечественной Войны ей была установлена 50% надбавка к пенсии в размере <данные изъяты> в соответствии с Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», которая подлежала индексации. Однако после вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» ответчик неправомерно пересчитал размер её трудовой пенсии, ввиду чего ей ежемесячно недоплачивается пенсия. Просит пересчитать размер денежной надбавки к трудовой пенсии за работу в период Великой Отечественной Войны.
Кроме того, полагает, что она как лицо, проработавшее не менее шести месяцев в годы войны, имеет право на предоставление ежегодной компенсации по оплате проезда к месте отдыха и обратно междугородным транспортом.
Истица Селюнина Е.М. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенному в описательной части решения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно письменному отзыву, с иском не согласен. Указывает, что Селюнина Е.М. является инвалидом <данные изъяты> группы от общего заболевания и включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь. Любой гражданин, имеющий право на пользование набором социальных услуг, может отказаться от их получения в полном объеме (либо в части) и заменить эти льготы на дополнительную денежную выплату в следующем календарном году, обратившись с надлежаще оформленным заявлением. В таком случае единовременная денежная выплата выплачивается в повышенном размере. Селюнина Е.М. воспользовалась своим правом и отказалась от вышеуказанных льгот, с заменой на денежный эквивалент, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата выплачивается истице в максимально возможном по данной категории размере.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что Селюнина Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, назначенной ей по п. «д» ст. 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановление Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которой на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
В связи с принятием Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» вышеприведенное Положение утратило силу.
В соответствии с пунктом «ж» статьи 110 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, для граждан, проработавших не менее 6 месяцев в годы Великой Отечественной войны (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, размер пенсии повышается на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
Согласно части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О повышении пенсии в соответствии с пунктом «ж» статьи 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» гражданам, родившимся до ДД.ММ.ГГГГ было также установлено, что в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу подтверждения стажа работы в годы Великой Отечественной войны, дающего право на повышение пенсии в соответствии с пунктом «ж» статьи 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», учитывая, что в этот период к труду привлекались несовершеннолетние граждане, работа которых не всегда документально оформлялась, и во исполнение пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» - повышение пенсии, предусмотренное пунктом «ж» статьи 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», гражданам, родившимся до ДД.ММ.ГГГГ включительно, производить без истребования доказательств времени работы, определенных статьями 96 и 97 названного Закона.
Из материалов дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер пенсии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № составлял <данные изъяты>.
Соответственно размер повышения согласно пункту «ж» статьи 110 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в котором отсутствует положение о минимальном размере пенсии. Указанным Законом определено, что трудовая пенсия по старости может состоять из двух частей - страховой и накопительной, индексируемых и корректируемых в установленном порядке.
Согласно статье 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного Федерального закона по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с данным Федеральным законом.
Гражданам, трудовая пенсия которым была установлена до ДД.ММ.ГГГГ по ранее действующему пенсионному законодательству, ее размер пересчитан по нормам Закона № 173-ФЗ. При этом произведена оценка ранее приобретенных пенсионных прав пенсионеров по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем конвертации (преобразования) их в расчетный пенсионный капитал. Повышение пенсии отдельным категориям граждан, установленные ранее действующим законодательством учитываются в расчетном размере пенсии при определении страховой части трудовой пенсии.
Согласно справке ГУ-УПФ Российской Федерации в Октябрьском округе г. Мурманска № от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Селюнина Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты>, при максимально установленном размере пенсии <данные изъяты> + <данные изъяты> надбавка как труженику тыла) (л.д. 23 гр.дело №).
Таким образом, на момент конвертации (преобразования) пенсионных прав истицы в расчетный пенсионный капитал в состав пенсии была включена и учитывалась при расчете надбавка в размере 50% минимальной пенсии по старости, предусмотренная пунктом «ж» статьи 110 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» для граждан, проработавших не менее 6 месяцев в годы Великой Отечественной войны, или награжденных орденами и медалями за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.
С ДД.ММ.ГГГГ частью 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» был введен новый механизм определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий, в соответствии с которым трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей (ранее трудовая пенсия по старости состояла из базовой, страховой и накопительной частей).
С ДД.ММ.ГГГГ базовая часть трудовых пенсий была преобразована в фиксированный базовый размер, который соответствует размерам базовых частей трудовых пенсий, установленных на ДД.ММ.ГГГГ в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.
Порядок индексации размеров трудовых пенсий (включая их фиксированный базовый размер) установлен пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из представленной суду справки ответчика ГУ -УПФ в Октябрьском округе следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Селюнина Е.М. с учетом всех индексаций составляет <данные изъяты>, в том числе: фиксированный базовый размер - <данные изъяты>, страховая часть валоризации - <данные изъяты>, страховая часть без ФБР (фиксированного базового размера) и валоризации <данные изъяты>) (л.д. 21 гр.дело №).
Судом установлено, что в настоящее время Селюнина Е.М., являющаяся инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (л.д. 9, 20-21).
Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ государственная социальная помощь - это предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров категориям лиц, определенных в Федеральном законе.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, в том числе инвалиды, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 указанного закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
В силу п. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
ДД.ММ.ГГГГ истица заявила об отказе от набора социальных услуг полностью и замене его на денежный эквивалент, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается ежемесячная денежная выплата.
Таким образом, истица являясь инвалидом и лицом, состоящим в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в случае получения набора социальных услуг в натуральном выражении имела бы право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Однако права на ежегодную компенсацию проезда к месту отдыха и обратно истица не имеет, ни как инвалид, ни как ветеран ВОВ (труженик тыла) в силу ст. 20 Федерального закона «О ветеранах».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Селюнина Е.М. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о перерасчете размера надбавки к трудовой пенсии, предоставлении ежегодной компенсации по оплате проезда к месту отдыха и обратно - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца.
Председательствующий В.Е. Кис