Дело № 2а-7253/2019
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Галаховой И.В.,
при секретаре Чусове О.И.,
С участием: прокурора Емельяновой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2019 года в городе Волгограде административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Волгограда, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства и законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в международной компьютерной сети «Интернет», в ходе которой выявлены сайты в сети Интернет:
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda-pantera-pardus-orientalis--55233,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/leopard-kupit-mozhno-u-nas-prodam-persidskogo-leoparda-3684200,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda--57834,
на которых содержится информация о продаже хищного животного, занесенного в Красную книгу Российской Федерации – леопарда.
Леопард внесен в Красную книгу Российской Федерации под порядковым номером 381, относится к отряду хищных, имеет 1 категорию статуса редкости видов (подвидов, популяций) – находящиеся под угрозой исчезновения. Сведений о наличии разрешительной документации на особо ценное дикое животное, занесенное в Красную книгу Российской Федерации, на указанных сайтах не представлено, что не позволяет определить, что дикое животное выращено либо приобретено законным способом. Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
В связи с чем, прокурор просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах: https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda-pantera-pardus-orientalis--55233, https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/leopard-kupit-mozhno-u-nas-prodam-persidskogo-leoparda-3684200, https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda--57834 запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Прокурор Емельянова И.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором против удовлетворения требований не возражал, полагал Управление ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность, которую просит решением суда возложить прокурор, возложена на Управление законодательством РФ.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государство, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Как следует из акта проверки от 21.11.2019г. проведенной путем мониторинга сети Интернет с рабочего компьютера, установленного в кабинете № 15 здания прокуратуры Центрального района г.Волгограда, расположенного по адресу пр. Ленина, 29, г. Волгоград, выявлены сайты в сети Интернет:
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda-pantera-pardus-orientalis--55233,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/leopard-kupit-mozhno-u-nas-prodam-persidskogo-leoparda-3684200,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda--57834,
на которых содержится информация о продаже хищного животного, занесенного в Красную книгу Российской Федерации – леопарда.
Леопард внесен в Красную книгу Российской Федерации под порядковым номером 381, относится к отряду хищных, имеет 1 категорию статуса редкости видов (подвидов, популяций) – находящиеся под угрозой исчезновения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно ч.1 ст.60 указанного Закона в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 №978 утвержден перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В указанный перечень входит, кроме прочих, леопард.
За незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных предусмотрена уголовная ответственность по ст.258.1 УК РФ.
Сведений о наличии разрешительной документации на особо ценное дикое животное, занесенное в Красную книгу Российской Федерации, на указанных сайтах не представлено, что не позволяет определить, что дикое животное выращено либо приобретено законным способом. Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже особо ценного дикого животного, занесенного в Красную книгу Российской Федерации.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 5 указанной статьи ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, среди прочего относится и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» по URL-адресу: https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda-pantera-pardus-orientalis--55233,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/leopard-kupit-mozhno-u-nas-prodam-persidskogo-leoparda-3684200,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda--57834, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 1,4, 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с правовой позицией, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, Роскомнадзор в лице его территориального органа, подлежит привлечению к участию в делах данной категории в качестве административного ответчика.
В порядке ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом положений действующих нормативных актов, в связи с необходимостью дополнительных временных затрат на осуществление указанных мероприятий, суд считает возможным установить срок для устранения нарушений действующего законодательства в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций в течение суток со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Центрального района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по URL-адресу: https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda-pantera-pardus-orientalis--55233,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/leopard-kupit-mozhno-u-nas-prodam-persidskogo-leoparda-3684200,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda--57834, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – оператора Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда внести в указанный реестр сведения об интернет-страницах: https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda-pantera-pardus-orientalis--55233,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/leopard-kupit-mozhno-u-nas-prodam-persidskogo-leoparda-3684200,
https://yula24.ru/moskva/drugie-zhivotnye/prodam-kotenka-leoparda--57834, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Составление мотивированного решения суда отложить до 31.12.2019г.
Судья: