№ 2а-149(4)/2019
64RS0028-04-2018-000147-61
решение
Именем Российской Федерации
19 апреля 2019 г. г. ПугачевПугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Шумейкина А.П.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
с участием помощника прокурора Перелюбского района Саратовской области Соколова А.А.,
представителя административного ответчика администрации Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области Беркалиева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Перелюбского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области о признании незаконными бездействия по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствии с нормами САНПИН, возложении обязанности по принятию мер по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствии с нормами САНПИН
установил:
в исковом заявлении указывается, что прокуратурой Перелюбского района Саратовской области была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического, экологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области.
В ходе проверки было установлено, что на территории Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области вдоль грунтовой (проселочной) дороги, на съезде, напротив поворота автомобильной дороги с. Перелюб - п. Октябрьский имеется несанкционированная свалки мусора и бытовых отходов, в отношении которой администрация Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области не принимает мер по ликвидации названной несанкционированной свалки.
По указанным основаниям со ссылкой на положения ст. 9,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», ст. 4,22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Перелюбский прокурор просил вынести решение, которым признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки расположенной на территории Октябрьского муниципального образования вдоль грунтовой (проселочной) дороги, на съезде, напротив поворота автомобильной дороги с. Перелюб - п. Октябрьский, обязать администрацию Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки расположенной на территории Октябрьского муниципального образования вдоль грунтовой (проселочной) дороги, на съезде, напротив поворота автомобильной дороги с. Перелюб - п. Октябрьский.
В процессе рассмотрения дела прокурором Перелюбского района иск был уточнен. Со ссылкой на указанные выше обстоятельства и положения нормативных актов, указывая, что для размещения полигона ТБО отведен земельный участок, прокурор Перелюбского района просил признать бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района по не принятию мер по приведению полигона твердых бытовых отходов по адресу: Саратовская область Перелюбский муниципальный район Октябрьское муниципальное образование 2,5 км. западнее х. Поперечный 800 м. севернее п. Октябрьский общей площадью 511 212 кв.м. в соответствии с нормами САНПИН, возложить обязанность на администрацию Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации оборудования земельного участка, отведенного под полигон твердых бытовых отходов по адресу: Саратовская область Перелюбский муниципальный район Октябрьское муниципальное образование 2,5 км. западнее х. Поперечный 800 м. севернее п. Октябрьский общей площадью 511 212 кв.м. в соответствии с требованиями САНПИН.
Помощник прокурора Перелюбского района Соколов А.А. уточненный иск поддержал по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
Глава Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области Беркалиев А.С., уточненный иск прокурора Перелюбского района признал. Не оспаривал изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Указал, что в отношении земельного участка отведенного под размещение ТБО ведутся работы, в целях соблюдения законодательства и безопасности при обращении с отходами.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пояснений сторон материалов дела судом установлено, что под размещение бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района, постановлением администрации Перелюбского муниципального района Саратовской области № 115 от 1 марта 2018 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» с изменениями внесенными постановлением администрации Перелюбского муниципального района Саратовской области № 522 от 6 ноября 2018 г. «О внесении изменений в постановление администрации Перелбского муниципального района Саратовской области № 115 от 1 марта 2018 г.» отведен земельный участок по адресу: Саратовская область Перелюбский муниципальный район Октябрьское муниципальное образование 2,5 км. западнее х. Поперечный 800 м. севернее п. Октябрьский общей площадью 511 212 кв.м.
Согласно пояснений представителя ответчика, акта от 22 марта 2019 г. (л.д. 7) на указанном земельном участке размещаются бытовые отходы.
В ответе от 28.03.2019 г. главы Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района на представление прокурора Перелюбского района об устранении нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, не оспаривается факт, что на названном земельном участке размещаются бытовые отходы, указывается, что несанкционированная свалка находится в стадии оформления (л.д.8).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Исходя из преамбулы к Федеральному закону "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", данный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, храпению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления". территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Пунктом 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88) установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, храпению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 18 пункта 1 ст. 14, подпункту 14 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения, а участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов - к вопросам местного значения муниципального района.
При этом согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 37 указанного Федерального закона, глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.
На основании ст. 28 ФЗ "Об отходах производства и потребления", неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления влечет за собой, в том числе, гражданско-правовую ответственность.
В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Санитарные правила 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» утвержденных 30 мая 2001 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.ОНИЩЕНКО устанавливают, что: полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
При рассмотрении дела суд приходит к выводу, что полигон ТБО расположенный на названном выше земельном участке на территории Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района фактические является не оформленной в установленном порядке свалкой коммунальных отходов.
Земельный участок - полигон для размещения твердых бытовых отходов, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.
В нарушение Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "Об отходах производства и потребления" администрацией Октябрьского МО не приняты меры по надлежащей организации обращения с бытовыми отходами на территории Октябрьского МО.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского МО Перелюбского муниципального района по надлежащей организации обращения с бытовыми отходами, и возложении на администрацию Октябрьского МО обязанности по надлежащей организации деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории Октябрьского МО Перелюбского муниципального района.
Суд с учетом позиции истца, ответчика требований части 2 статьи 206 ГПК РФ устанавливает срок, в который администрацией Октябрьского МО Перелюбского муниципального районе должны быть совершены возложенные на нее действия в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения.
На основании изложенного руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
иск прокурора Перелюбского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области о признании незаконными бездействия не принятию мер по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствии с нормами САНПИН, возложении обязанности по принятию мер по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствии с нормами САНПИН, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района по не принятию мер по приведению полигона твердых бытовых отходов по адресу: Саратовская область Перелюбский муниципальный район Октябрьское муниципальное образование 2,5 км. западнее х. Поперечный 800 м. севернее п. Октябрьский общей площадью 511 212 кв.м., в соответствии с нормами САНПИН.
Возложить на администрацию Октябрьского муниципального образования Перелюбского муниципального района обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации оборудования земельного участка, отведенного под полигон твердых бытовых отходов по адресу: Саратовская область Перелюбский муниципальный район Октябрьское муниципальное образование 2,5 км. западнее х. Поперечный 800 м. севернее п. Октябрьский общей площадью 511 212 кв.м. в соответствии с требованиями САНПИН.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 22 апреля 2019 г.
Судья